Дизельные танковые двигатели в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспериментально-исследовательский отдел по танковым дизелям был создан в 1942 году на опытной базе Челябинского Кировского завода. Костяк кадров этого отдела составили специалисты из лаборатории испытаний, организованной в Харькове на заводе № 75. В новый отдел опытной базы вошли инженеры-исследователи И. Н. Снагинский, Л.3. Ледневский, М. С. Горелик и др. Отделом руководил А. П. Покровский. В составе отдела были организованы лаборатории: топливной аппаратуры, горючесмазочных материалов, агрегатная, а также сборочный участок, бюро технической информации с библиотекой и другие подразделения.[1]

Содержание

[править] Модели двигателей

[править] АМБС

В 1917 г. для царь-танка Н. Н. Лебеденко Б. С. Стечкиным совместно с А. А. Микулиным была предпринята попытка создать специальный 2-тактный дизель, получивший название «АМБС» (Александр Микулин — Борис Стечкин). Однако работы над двигателем и разработка машины в целом дальнейшего продолжения не получили. «АМБС» фактически был первой попыткой в отечественном двигателестроении создать дизель для наземной боевой машины.[2]

[править] В-2

Июль 1931 года. На ХПЗ им. Коминтерна начаты работы по 2-цилиндровому отсеку БД-14 и дизелю БД-2 (будущему В-2).[3]

С середины 1937 г. танковый дизель получил наименование В-2.[4]

Государственные испытания двигателя В-2 проводились на стенде отдела «400» завода в августе 1938 г. Комиссию возглавлял Е. А. Кульчицкий. Испытываемый дизель № 3 второй серии, подвергнутый предварительной обкатке более 8 ч и контрольной переборке, должен был отработать на стенде 100 ч по программе, утвержденной ещё в феврале 1938 г. Испытаний дизель В-2 не выдержал. Двигатель работал устойчиво, но требовались доработка картера и головки блока (при разборке были обнаружены трещины), совершенствование рабочего цикла и повышение надежности коренных подшипников. Был отмечен слишком дымный выхлоп.[5]

В феврале 1939 г. были проведены сравнительные полигонные испытания танков БТ с дизелем В-2 (танк БТ-7М) и с бензиновым авиационным двигателем М-17 (серийный танк БТ-7). Комиссия отметила, что дизель В-2, установленный в танке БТ-7М, все ещё не удовлетворяет требованиям надёжности (образец вышел из строя, не выработав 100-часового гарантийного срока), но по основным конструктивным показателям и экономичности он вполне может заменить двигатель М-17Т.[6]

В июне 1939 г. были успешно проведены государственные испытания доработанного дизеля В-2.[7]

Июль 1939 года. На ХПЗ им. Коминтерна (к тому времени завод № 183 им. Коминтерна) изготовлены опытные образцы танков А-20 (колесно-гусеничный) и А-32 (гусеничный) с дизелями В-2.[8]

19 декабря 1939 г. постановлением Комитета Обороны при Совнаркоме СССР были приняты на вооружение три модификации дизеля: В-2, В-2К и В-2В.[9]

Начало Великой Отечественной войны значительно активизировало конструкторские работы по танковым дизелям семейства В-2. Для постоянно модернизируемых танков были необходимы более совершенные, надежные, простые, зачастую более мощные и экономичные двигатели.[10]

[править] В-2К

Летом 1939 г. конструктор тяжелых танков Н. Л. Духов (Ленинградский Кировский завод) согласовал с конструкторами-дизелистами завода № 75 документацию по применению дизеля В-2 на тяжелом танке КВ. Модификация двигателя для этой машины получила индекс В-2К. В этом дизеле были повышены частота вращения с 1800 до 2000 мин-1 и среднее эффективное давление с 0,64 до 0,69 МПа, а мощность доведена до 600 л. с. (440 кВт).[11]

Июль 1939 года. На Харьковском заводе № 75 изготовлены первые двигатели В-2К для танка КВ.[12]

В феврале 1942 года первый образец форсированного дизеля В-2К был собран для испытаний.[13]

[править] В-3

Июль — сентябрь 1940 года. Испытания дизеля В-3 и его модификаций в танке БТ-5 (выдержал).[14]

[править] В-16

В 1945 г. для опытного тяжелого танка КБ завода № 77 начало разработку агрегата из двух спаренных дизелей В-16 по веерной схеме и работавших на один общий редуктор. Суммарная мощность агрегата составляла 1 200 л. с. (880 кВт) при частоте вращения 2000 мин-1. Однако разработка была остановлена вследствие прекращения работ по опытному танку.[15]

[править] В-16Ф

Для вновь создаваемых тяжелых танков заключительного периода войны конструкторы завода № 77 создавали опытные образцы двигателя В-16Ф. Этот форсированный (тоже безнаддувный) дизель, изготовленный в 1945 г., развивал мощность 700 л. с. (515 кВт.) при частоте вращения 2 100 мин-1.[16]

[править] ДМТ-8

В 1936 г. на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова был спроектирован, а в 1937 г. изготовлен опытный дизель ДМТ-8, предназначавшийся для танков массой до 32 т. Это был 2-тактный, 8-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Мощность двигателя составляла 320 л. с. (235 кВт) при частоте вращения 1800 мин-1, размерность 12/16, рабочий объем—15,25 л, степень сжатия — 15. Характерной особенностью этого дизеля была модульная конструкция. Каждый модуль (или блок), выполненный по схеме «Цоллер», состоял из двух цилиндров с общей камерой сгорания, с впускным и выпускным поршнями. Оси цилиндров модуля лежали в одной плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала дизеля.[17]

В техническом отчете Ленинградского завода опытного машиностроения им. С. М. Кирова за 1938 г. отмечалось, что двигатель ДМТ-8 по своей конструкции и габаритным размерам может устанавливаться в различные танки.[18]

[править] ДТ-26

На Ленинградском заводе им. К. Е. Ворошилова в инициативном порядке был разработан, изготовлен и в 1935 г. испытан опытный дизель ДТ-26, предназначавшийся для установки в серийный танк Т-26 вместо бензинового двигателя Т-26 («Армстронг-Сиддлей»). Это был 4-тактный рядный дизель с воздушным охлаждением, мощностью 91 л. с. (67 кВт) при частоте вращения 2100 мин-1, размерностью 12,5/14,6 с рабочим объемом 7,16 л и степенью сжатия 15.[19]

Для дальнейшей доработки дизель ДТ-26 не был рекомендован из-за неудовлетворительных результатов испытаний.[20]

[править] Танки

[править] БТ

В июле 1931 г. на ХПЗ им. Коминтерна по заданию Управления механизации и моторизации РККА началось проектирование 12-цилиндрового V-образного 4-тактного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с. (295 кВт). Двигатель предназначался для быстроходных колесно-гусеничных легких танков БТ.[21]

[править] Т-26

В 1937 г. завод опытного машиностроения им. С. М. Кирова (бывший ОКМО — опытный конструкторско-машиностроительный отдел Ленинградского завода им. К. Е. Ворошилова) получил задание на проектирование дизеля для танка Т-26. Двигатель должен был удовлетворять следующим требованиям:[22]

  • устанавливаться в серийном танке вместо бензинового двигателя в габаритные объемы моторно-трансмиссионного отделения;
  • развивать мощность на 30.. .40 % более высокую, чем бензиновый двигатель Т-26;
  • для сохранения узлов трансмиссии танка иметь такую же частоту вращения, как и у бензинового двигателя;
  • при увеличении мощности обеспечить больший запас хода танка по сравнению с бензиновым двигателем;
  • иметь воздушное охлаждение;
  • быть более удобным и надежным в эксплуатации, чем бензиновый двигатель.

В феврале 1938 г. были закончены технические проекты двух вариантов дизеля.[23]

Первый вариант—дизель Д-16-4, 4-тактный, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров под углом 90°, мощностью 130 л. с. (96 кВт) при частоте вращения 2 100 мин-1, с воздушным охлаждением. По этому варианту дизеля был изготовлен 2-цилиндровый V-образный отсек, на котором, испытывались различные конструкции поршней, несколько типов камер сгорания и другие элементы двигателя.[24]

Второй вариант—дизель Д-16-2—2-тактный, с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров, мощностью 130 л. с. (96 кВт), при частоте вращения 2100 мин-1, с воздушным охлаждением. Впоследствии была изготовлена и опробована одноцилиндровая установка, на которой проводились экспериментальные исследования по тепловому процессу, воздушному охлаждению и проверялась прочность конструкции Д-16-2. Был опробован также вариант с жидкостным охлаждением.[25]

Вследствие простоты конструкции, меньшей трудоемкости изготовления и положительных результатов испытаний был выбран для дальнейшей отработки проект дизеля Д-16-4.[26]

Дизель Д-16-4 не был принят в производство: оказалось невыполненным требование установки его в танк Т-26 без переделок машины. Двигатель требовал перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения со значительным увеличением его объёма.[27]

[править] Т-60

В лёгком танке Т-60 устанавливался один автомобильный двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. (51 кВт).[28]

Личные инструменты