Энергоносители в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году правительство молодого Советского государства вплотную столкнулось с проблемами обеспечения страны и Красной Армии нефтепродуктами и горючим.[1]
В. И. Ленин, выступая 5 декабря 1919 года с докладом на VII Всероссийском съезде советов, говорил: «Пройдитесь по рабочим кварталам Москвы, и вы увидите страшный холод, страшные бедствия, которые сейчас обострились из-за вопроса о топливе. Здесь мы переживаем отчаянный кризис, здесь мы отстали от потребности. В последнее время целый ряд заседаний Совета Обороны и Совнаркома был посвящен целиком выработке мер для выхода из топливного кризиса… Это был кризис, это была катастрофа, это был голод для рабочих целого ряда заводов и фабрик Москвы, Петрограда и целого ряда других мест. Результаты этой катастрофы сказываются до сих пор.»[2]
В 1940 году топливно-энергетический баланс СССР был представлен на 59,1 % — углём, на 18,7 % — нефтью, на 14,4 % — дровяным топливом и на 1,8 % — газом.[3]
Во второй половине 1950-х годов последовали изменения в советской энергетической политике: выделение в самостоятельное направление геологоразведочных работ на газ, создание специальной структуры для руководства газодобычей — Главгаз СССР, увеличение экспорта углеводородов, в структуре которого отмечалось перенесение акцента с экспорта нефтепродуктов на экспорт сырой нефти.[4]
Содержание |
[править] Потребление
[править] Потребители
[править] Вооружённые силы
Управление по топливу РККА. Оно было создано во исполнение решения Реввоенсовета Республики приказом Народного комиссара по военным и морским делам К. Е. Ворошилова № 03 от 11 января 1933 года. На вновь созданное управление были возложены «функции довольствующего управления по всем видам минерального топлива РККА», то есть оно должно было заниматься углем, дровами и прочими видами топлива по линии квартирно-эксплуатационного ведомства.[5]
13 февраля 1936 года СНК СССР принял постановление № 257-44с о создании в Народном комиссариате обороны СССР Управления по топливу РККА. Этим же постановлением СНК СССР предусматривалось введение отделов снабжения горючим в военных округах. Во исполнение постановления Правительства Народный комиссар обороны СССР 17 февраля 1936 года издал приказ № 024 «О создании Управления по снабжению горючим». Эта дата стала профессиональным праздником службы горючего. Начальником УСГ был вновь назначен полковник (до 1935 года комкор) Н. Н. Мовчин. В соответствии с приказом Наркома обороны от 9 апреля 1936 года № 055 управление подчинялось начальнику вооружения и технического снабжения РККА, а размещено оно было во 2-м Доме Наркомата обороны на Красной площади, где находилось и все последующие годы.[6]
Решением правительства по ходатайству Наркомата обороны все нефтебазы Главнефтесбыта, хранившие мобилизационные запасы горючего общей вместимостью 114 тыс. м3, были переданы в ведение УСГ РККА. Это решение значительно облегчило задачу содержания мобилизационных запасов и своевременного их освежения.[7]
В 1936 году обеспеченность Красной Армии техническими средствами службы снабжения горючим была весьма низкой и составляла по основной номенклатуре от 7 % до 42 %.[8]
В 1940 году в управлении механизированных корпусов было сформировано отделение снабжения горючим.[9]
В октябре 1940 года все функции по строительству военных складов горючего от КЭУ РККА были переданы УСГ РККА.[10]
[править] Виды энергоносителей
[править] Нефть и нефтепродукты
[править] Экспорт
«Нефтяная блокада» заключалась в том, что крупнейшие нефтяные синдикаты стран Запада отказывались вести дела с советской Россией, восстанавливающей свой нефтеэкспорт. Несмотря на бойкот, представительство Нефтесиндиката СССР на внешних рынках, используя спрос некоторых нефтеимпортных фирм, независимых от диктата могущественных мировых нефтяных компаний, довольно успешно осуществляло экспорт небольших партий нефтепродуктов. Это по существу означало провал «нефтяной блокады».
[править] Регионы
[править] Дрогобычская область
В начале июля 1941 года противник занял сравнительно богатую нефтью и газом Дрогобычскую область, где перед Великой Отечественной войной имелось несколько крупных нефтеперегонных предприятий, а в одном только районе Борислава около 800 нефтяных скважин.[11]
[править] Западная Сибирь
На территории Западной Сибири в 1953 году был найден газ в западной части Тюменской области, а в 1960 году в этих же пределах было открыто первое нефтяное месторождение.[12]
[править] Санкт-Петербург
Большой топливный кризис в Петрограде разразился в январе 1919 года — не стало ни угля, ни дров, ни нефти. В тот месяц из-за отсутствия топлива были закрыты десятки предприятий. Петроградский совет, стремясь найти решение топливного кризиса, постановил отключить электрическое освещение в целях экономии энергии, свести к минимуму работу предприятий и организовать заготовку дров, торфа и сланцев в ближайших местностях вокруг Петрограда. Для заготовки дров были мобилизованы жители города.[13]
[править] Населённые пункты
[править] Омск
В годы перед революцией 1917 года в Омск топливо доставлялось тремя основными путями. Первый путь был водный: с севера по Иртышу на баржах везли дрова. Это был самый дешёвый и проверенный вариант. Второй — железнодорожный, по Транссибу с запада: с челябинских копей доставляли уголь (промышленная разработка здесь началась в 1907 году). Помимо этого со Среднего Урала по железной дороге везли и дрова, но их доля была меньше, чем доля дров, доставляемых по Иртышу. Существовал ещё и третий путь доставки топлива: железнодорожный с востока. Кузбасский уголь доставлялся с Судженских копий, но его завозилось значительно меньше, чем челябинского. Названные три направления доставки топлива оказались в 1918 году в значительной степени подорванными.[14]
Омская Городская Управа, сразу после восстановления своей власти в июне 1918 года, принимала экстренные меры к обеспечению Омска топливом по линии железной дороги.[15]
Положение с обеспечением Омска дровами и углём усугубилось катастрофически приездом в 1918—1919 годах десятков и даже сотен тысяч беженцев (население выросло до 500 тыс. человек).[16]
В условиях наступления Красной Армии на Урале и взятия Челябинска (24 июля 1919 года) снабжение Омска топливом ещё более ухудшилось: уголь с челябинских копей перестал поступать, а заготовленные дрова с Урала уже нельзя было вывезти.[17]
Топливный кризис во время Гражданской войны оказал крайне негативное, разрушающее влияние на социально-экономическую жизнь Омска, вызвал небывало резкий, спекулятивный рост цен на дрова, способствовал росту эпидемий, привёл к закрытию ряда предприятий, учреждений образования, гибели людей.[18]