Внутренняя политика в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Во второй половине XI — начале XII вв. на Руси начался переход к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в особую федерацию княжеств, возглавляемую формально киевским князем, власть которого ослабевала и приобретала номинальный характер.

Три старших Ярославича (так называемый «триумвират») распределили после смерти отца (Ярослава Мудрого) княжеские столы таким образом, что старшему Изяславу достался Киев, среднему Святославу — Чернигов, младшему Всеволоду — Переяславль. Это устанавливало некое «старшинство» городов, зеркальное отражение старшинства династического.[1]

Согласно договорённостям на Любечском съезде 1097 года генеалогически старшие Изяславичи получили Киев, Святославичи — Чернигов, Владимир Всеволодович — Переяславль. Любечские соглашения действовали вплоть до 1113 года.[2]

Преемник Мстислава Великого на киевском столе — княживший в Переяславле его брат Ярополк, став киевским правителем, немедленно начал осуществлять политическую программу перераспределения владений между родственниками, выработанную ранее его отцом и старшим братом. Первым шагом был перевод старшего сына Мстислава Всеволода из Новгорода в близкий к Киеву Переяславль. Дети от второго брака Владимира Мономаха Юрий Долгорукий и Андрей были возмущены тем, что старшие братья от первого брака отца совер­шенно устраняли их из числа возможных правителей Киевского княжества. Переяславль стал объек­том острого соперничества наследников Мономаха.[3]

Период феодальной раздробленности продлился с 1130-х годов до конца XV века.

К концу XII — началу XIII вв. в русских землях выделились три географических и политических центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика.

Всеволод Большое Гнездо в конце XII — начале XIII вв. был самым сильным русским князем.

Тенденция к политическому объединению русских земель наметилась на рубеже XIII—XIV вв.

Кон. XIII — нач. XIV вв. — начало объединения земель вокруг Москвы.

В русских летописях и актах, а также в послании патриарха Константинопольского (1310—1314) Нифонта I содержится титул Михаила Ярославича «великий князь всея Руси».[4]

Русское государство до XV века практически не имело специального административного аппарата. Единственное, что хоть как-то можно отнести к административной системе управления — это двор князя.[5]

На рубеже XIV—XV вв. в Москве шёл процесс складывания централизованной системы управления.

Территориальный рост Московского княжества в конце XIV — начале XV веков был важным этапом на пути к созданию единого русского государства.

Политический строй Московского государства в XV—XVI вв. развивался в направлении централизации и становления самодержавной власти.

1462—1505 годы — Великое княжение Ивана III Васильевича.

На рубеже XV—XVI веков вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV—XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем — это была концепция «Москва — Третий Рим». Согласно этой концепции, Первый Рим — Римская империя — пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим — Византия — пал под ударами турок. «Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать», — писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVI—XVII веках российский монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией.

Конец XVI — начало XVII вв. выделяется в особый период русской истории, за которым в дореволюционной историографии закрепился термин «Смута».

1598—1605 годы — царствование Бориса Годунова.

Пётр I до­бил­ся для се­бя по­ло­же­ния аб­со­лют­но­го мо­нар­ха: от­ка­зал­ся от ин­сти­ту­та об­ще­го­су­дарств. со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва — Зем­ских со­бо­ров (по­след­ний раз де­пу­та­ты со­зва­ны в 1684), а так­же пе­ре­стал со­би­рать Бо­яр­скую ду­му (с нач. 1700-х гг.) и жа­ловать в дум­ные чи­ны и мо­с­ков­ские чи­ны (с нач. 1710-х гг.), вслед­ст­вие че­го пе­ре­стал су­ще­ст­во­вать Го­су­да­рев двор.[6]

XVIII — начало XX века — период абсолютной монархии в России.

Правление российского императора Павла I стало рубежом, разделившим эпохи российской истории.[7]

На рубеже XIX—XX вв. Россия продолжала оставаться оплотом абсолютизма в Европе.

Содержание

[править] Государственные лидеры

[править] Цари

В 1580-х годах Антонио Поссевино писал:[8]

  • Московиты [жители России] с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своем государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам все знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, все это мы имеем по милости великого государя». Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.
  • Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что все это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенес на прославление себя самого.
  • Он носит тиару [имеется в виду шапка Мономаха], пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их он постоянно меняет, чтобы показать свое богатство; говорят, что они привезены из Византии). Их он или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зернами, как бы узлами. Он носит спускающуюся до пят одежду, почти такую, какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями. Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеим сторонам стоят по два человека, вроде королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны с обоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и внешних покоях сидят люди в златотканной одежде до пят (если они сами, не имеют такой одежды, князь имеет обыкновение при приезде послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когда те помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании следят они за выражением лица и движениями головы князя.

[править] Президенты

В июле 1995 года Госдума привела закон «О выборах президента РФ» в соответствие с Конституцией России.[9]

[править] Администрация президента

В 1996—1997 гг. Анатолий Чубайс — руководитель Администрации президента РФ Бориса Ельцина.[10]

В 1996—1997 гг. Алексей Кудрин занимал должность замруководителя Администрации президента РФ — начальника Главного контрольного управления президента.[11]

[править] Боярская дума

Боярская дума в русском централизованном государстве конца XV — начала XVIII вв. — постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

[править] Приказы

Приказы зародились на рубеже XV—XVI вв.

Приказы — органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., они были постоянно действующими учреждениями.

Посольский приказ ведал иностранными делами, Поместный — распределял поместья и вотчины между служилыми людьми, Разрядный — обеспечивал мобилизацию дворян и назначение командиров войск, Разбойный — выполнял полицейские функции, Земский — обеспечивал местное управление в Москве. В разное время число приказов доходило до 70. Приказы просуществовали до царствования Петра I, который заменил большинство из них коллегиями. Последний из приказов (Сибирский) был упразднен только в 1755 г.[12]

[править] Сенат

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу российского царя Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.[13]

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.[14]

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.[15]

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом.[16]

После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.[17]

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.[18]

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.[19]

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц.[20]

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).[21]

В 1872 г. в составе Сената было создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» — высший политический суд России.[22]

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.[23]

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен.[24]

[править] Государственный совет

1 января 1810 г. — Манифест об образовании Государственного Совета.[25]

[править] Правительство России

Н. С. Хрущёв до­бил­ся на Пле­ну­ме ЦК КПСС (янв. 1955) при­ня­тия ре­ше­ния о сме­ще­нии Г. М. Маленкова с по­ста пред­се­да­те­ля СМ СССР и на­зна­че­нии на этот пост сво­его сто­рон­ни­ка Н. А. Булганина.[26]

С конца августа 1991 года у СССР нет правительства — функции Кабинета министров после ареста и отставки Валентина Павлова переданы Комитету по оперативному управлению народным хозяйством во главе с российским премьером Иваном Силаевым (у него три заместителя: Аркадий Вольский — президент Научно-промышленного союза, который через несколько месяцев станет Российским союзом промышленников и предпринимателей, вице-мэр Москвы Юрий Лужков и бывший зампред Совмина РСФСР, автор программы «500 дней» Григорий Явлинский).[27]

С 15 июня по 14 декабря 1992 г. Егор Гайдар исполнял обязанности главы кабинета министров России.[28]

В декабре 1992 г. президент РФ Борис Ельцин выдвинул Егора Гайдара на пост главы правительства России, но Съезд народных депутатов отказался утвердить его кандидатуру.[29]

17 декабря 1997 года — федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».[30]

После вступления в должность избранного президента РФ Владимира Путина 7 мая 2000 г. Михаил Касьянов был назначен врио председателя правительства России, с 17 мая 2000 г. по 24 февраля 2004 г. — председатель правительства РФ.[31]

[править] Министерства

8 сентября 1802 г. Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств», возвещавший об образовании восьми министерств.[32]

25 июня 1811 г. — Манифест об «Общем учреждении министерств».[33]

[править] Силовые структуры

В конце XVII — начале XVIII вв. в России была проведена военная реформа, в результате которой создана регулярная и постоянная армия.

[править] Представительные органы власти

[править] Земские соборы

Земские соборы — центральные сословные представительные учреждения в русском государстве XVI—XVII вв.

Земские соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы. Созывались царем, а в его отсутствие — митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники Земских соборов — Боярская дума и «Освященный собор» (высшее духовенство). Привлекались и «земские люди» — депутаты от городов и рядового дворянства. Представителей крестьянства не было. Впервые созван в 1549 г., последний — в 1653 г.

[править] Советы

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства, в том числе роспуск Учредительного собрания, выдвинули новый тип народного представительства — Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством.[34]

С 1924 года в СССР законодательная и представительная функции в советском государстве стала принадлежать Съезду Советов.

[править] Съезд народных депутатов

В ходе конституционной реформы 1988—1990 годов была в СССР была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет.[35]

5 сентября 1991 года в Москве закрывается V и последний Съезд народных депутатов СССР.[36]

Шестой Съезд народных депутатов России 21 апреля 1992 года закрепил в Конституции России разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.[37]

[править] Федеральное собрание

8 мая 1994 года — федеральный закон № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».[38]

[править] Госдума

Созванная 27 апреля 1906 года Первая Государственная Дума просуществовала короткий срок, тем не менее исторически это стало началом представительной демократии в общегосударственном масштабе.[39]

3 июня 1907 г. — Положение о выборах в Государственную Думу.[40]

Государственная Дума первого созыва (1994—1996 гг.) за период своей работы приняла 461 закон, из которых 282 были подписаны Президентом Российской Федерации.[41]

Госдумой первого созыва был принят федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы.[42]

Федеральным законом от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливалась смешанная избирательная система, согласно которой 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства и 225 депутатов избирались по пропорциональной системе с пятипроцентным заградительным барьером по единому федеральному избирательному округу.[43]

Государственная Дума второго созыва (1996—2000 гг.) приняла 1036 федеральных законов, из которых 715 были подписаны Президентом Российской Федерации и вступили в силу.[44]

Регламент Госдумы был принят постановлением Госдумы от 22 января 1998 года № 2134-II ГД.[45]

В 2000 году в Государственной Думе введены регистрационные номера для законопроектов — по существу, законопроектам присваивается цифровое имя. Данная мера позволила упорядочить работу с законопроектами со сходными или похожими наименованиями, наладить систему электронного контроля за прохождением законопроектов, существенно улучшила работу информационно-поисковых систем.[46]

[править] Совет Федерации

Госдумой первого созыва был принят федеральный закон о формировании Совета Федерации.[47]

5 августа 2000 года по настоянию президента Владимира Путина был принят новый закон «О порядке формирования Совета федерации».[48]

[править] Суды

Госдума первого созыва одобрила два федеральных конституционных закона, необходимость принятия которых была предусмотрена Конституцией: «О Конституционном Суде Российской Федерации» (от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (от 28 апреля 1995 года № 21-ФКЗ).[49]

[править] Государственные служащие

24 января 1722 г. — Табель о рангах.[50]

В 1809 году по инициативе М. М. Сперанского был принят указ, согласно которому чиновник не мог получить чин 7-го класса (коллежский асессор) и 5-го класса (статский советник) без предъявления университетского диплома или же сдачи специального экзамена. Среди учебных дисциплин, без которых чиновник не мог прожить, были русский и один из иностранных языков, право, государственная экономия, уголовные законы, история России, география, математика и физика. Таким образом, окончание университета становилось условием удачной карьеры.[51]

5 июля 1995 года Госдума приняла закон «Об основах государственной службы», установивший три категории государственных должностей — А, Б и В. К первой относились высшие чиновники (президент, премьер-министр, депутаты Госдумы и Совета федерации, губернаторы, министры), ко второй — их заместители и помощники, к третьей — должности, учреждаемые государственными органами.[52]

[править] Политические организации

На рубеже XIX—XX веков основные российские демократические партии, в том числе и РСДРП, включили идею Учредительного собрания в свои программы.

Настоящий прорыв был совершен в 1905—1907 годах в процессе создания в России многопартийной политической системы. В стране оформился весь спектр идейно-политических течений от ультраправых до леворадикальных.[53]

27 сентября 1991 года в московской гостинице «Орленок» открывается XXII Чрезвычайный съезд комсомола. Съезд организации, в которой на тот момент состояли около 35 млн советских граждан, открывают первый секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Зюкин и второй секретарь ЦК ВЛКСМ Вячеслав Копьев. На второй день работы они принимают решение о роспуске Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи вместе с Всесоюзной пионерской организацией.[54]

[править] ВКП(б)/КПСС

[править] Политбюро

Осенью 1987 г. был отправлен на пенсию член Политбюро Гейдар Алиев.[55]

[править] Секретари ЦК

В августе 1948 года в санатории ЦК ВКП(б) скончался секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов. В официальном некрологе, вышедшем в «Правде» на следующий день, причиной смерти был назван «паралич болезненно измененного сердца».[56]

[править] Государственная политика

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС.[57]

19 мая 1995 года — федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».[58]

[править] Нормативные акты

О социальной структуре древнерусского общества нам дает представление «Русская правда», дошедший до нас свод законов XI—XII вв.

В XIII в. на Руси появляется новая, сербская редакция Кормчей книги (представленная Рязанской кормчей).[59]

К концу XIII в. создается т. н. «Руская кормчая» путём слияния сербской и древнеславянской (типа Ефремовской кормчей) редакций.[60]

Издано Соборное уложение 1649 года. Соборное уложение стало основным действующим законом государства на следующие 175 лет, пока его не сменил Свод законов Российской империи 1835 года.[61]

В царствование Петра I началось издание так называемых «сепаратных узаконений»: именных указов, инструкций, наказов, манифестов и т. п.[62]

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права.[63]

В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.[64]

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.[65]

23 апреля 1906 г. — Основные государственные законы, утвержденные указом российского императора Николая II.[66]

12 ноября (30 октября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О порядке утверждения и опубликования законов».[67]

Первая Конституция РСФСР была утверждена на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.[68]

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года.[69]

С 1931 года в практику вошло принятие совместных постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б).

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.[70]

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.[71]

Новая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года.[72]

Новая Конституция России вступила в силу 25 декабря 1993 г. после проведения национального референдума.[73]

Новая Конституция России заложила правовые основы общественной и государственной жизни, стала фундаментом действующего законодательства.[74]

[править] Столицы

16 (3) марта 1918 г. — постановление Чрезвычайного IV Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О перенесении столицы».[75]

[править] Планы

Основополагающие принципы перехода России к устойчивому развитию были заложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.[76]

[править] Регионы

06.10.1999 — федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».[77]

[править] Референдумы

Госдума первого созыва одобрила федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ).[78]

[править] Процедура выборов

Фундаментом для формирования правовой системы избирательного законодательства России послужили такие законодательные акты, как Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».[79]

Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» допускал ценз оседлости для реализации пассивного избирательного права не более одного года, голосование в графе «Против всех».[80]

[править] Государственная символика

[править] Флаг

8 апреля (26 марта) 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О флаге Российской Республики».[81]

[править] Герб

25 декабря 2000 года — федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».[82]

[править] Ссылки

Россия во II тысячелетии
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Века XI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты