Суды в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В Соборном Уложении 1649 года впервые появились нормы, достаточно четко регламентировавшие организацию отправления правосудия. В частности собственно судоустройству и судопроизводству посвящены 10 — 15 главы Уложения. Причем Х глава «О суде», заключавшая в себе почти треть всего содержания этого памятника истории права, имеет значение общего устава по судоустройству и судопроизводству.[1]
Одним из наиболее значимых правовых актов начала имперского периода стал вышедший в 1723 году указ «О форме суда», отменивший розыск: суд стал единственной формой уголовного процесса. В соответствии с указом, был восстановлен состязательный судебный процесс, хотя ограничения прав сторон сохранялись.[2]
Преобразования в судебном праве Российской империи в период с 1762 по 1775 гг. (с начала правления Екатерины II и до принятия Учреждения о губерниях) заключались в следующем:[3]
- апелляционное производство дел стало носить упорядоченный характер, было разработано само понятие об апелляции;
- были установлены процессуальные сроки, в течение которых дела должны были быть рассмотрены, за их нарушение предусматривалось довольно суровое наказание для провинившихся судей.
Екатерина II, проводя реформу 1775 года на началах децентрализации, стремилась обеспечить большую самостоятельность судебных органов.[4]
В 1802 году в России была создана министерская система. Следствием этого стало появление должности министра юстиции, главной задачей которого стало управление судебным ведомством. Помимо этого, министерство юстиции занималось формированием судейских кадров.[5]
При российском императоре Николае I вся система судов была дополнена крестьянскими (для государственных крестьян) судами — сельской и волостной расправой.[6]
В соответствии со Сводом Законов, судебная система до реформ Александра II выглядела следующим образом:[7]
- волостные и сельские расправы, состоявшие из сельского старосты или волостного головы и двух помощников, рассматривали дела государственных крестьян небольшой тяжести;
- уездный суд, состоявший из уездного судьи и двух заседателей от дворян и поселян, мог окончательно решать уголовные дела, за которые законом предусматривались исправительные наказания; дела большей тяжести поступали на ревизию в уголовную палату, магистраты и ратуши, а также надворные суды;
- палаты уголовного и гражданского суда. Юрисдикция палаты уголовного суда ограничивалась ревизией уголовных дел, поступавших из нижестоящих судебных инстанций, но при этом она являлась и судом первой инстанции по делам о должностных преступлениях. Наиболее тяжкие уголовные преступления передавались на ревизию в Правительствующий Сенат и утверждались императором;
- высшей судебной инстанцией считался Сенат, разделенный на департаменты, облеченные различной судебной властью.
В 1864 году в России была проведена судебная реформа — наиболее последовательное из всех преобразований 1860-70-х гг. Утверждённые в нояб. 1864 новые Судебные уставы вводили независимый суд, состязательность процесса (подсудимых в суде защищал адвокат), публичность и гласность при рассмотрении дела и вынесении приговора. Устанавливались два вида судов: мировые, избираемые органами самоуправления (для разбора мелких уголовных и административных правонарушений), и общий, или коронный, суд, представленный тремя инстанциями: окружными судами (один на губернию), судебными палатами (центр судебного округа, объединявшего несколько губерний) и Сенатом (верховный кассационный суд). Вводился институт присяжных заседателей. Приговоры по уголовным делам, вынесенные при их участии в окружных судах, были окончательными и могли быть обжалованы лишь в кассационном порядке в Сенате, где рассматривалась законность судопроизводства, а не содержание приговора. Особо опасные гос. преступления и преступления высших гос. сановников передавались в Верховный уголовный суд, который не был постоянно действующей инстанцией, а учреждался указом императора. Действие Судебных уставов распространялось на 44 губернии.[8]
15(27).5.1867 утверждён Военно-судебный устав, распространивший осн. начала судебной реформы на сухопутное и морское ведомства.[9]
В 1885 году в России была ограничена несменяемость судей.[10]
Преобразования в системе местной юстиции в России в 1889 году повлекли за собой изменения в уголовном судопроизводстве (для земских начальников, городских судей, уездных съездов и губернских присутствий).[11]
5 декабря (22 ноября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О суде».[12]
26 июня 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В этом законе уже было заложено, что судейский корпус Российской Федерации состоит из судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Статья 4 закона установила для всех судей единые квалификационные требования, предусмотрев, что судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для выражения и защиты интересов судей — носителей судебной власти закон предусматривал образование органов судейского сообщества: Всероссийского съезда судей, собраний судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, съездов (конференций) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, военных округов, групп войск и флотов и избираемых ими советов судей, а также квалификационных коллегий судей.[13]
Конституция России от 12 декабря 1993 года стала правовой основой организации судебной власти в России. В ней закреплялись принципы существования судебной власти в системе разделения властей, организация судебной системы (система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов), статус судей, гарантии граждан в их отношениях с правосудием, предусматривалось осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей и так далее. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году отразилось на Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации: были уточнены их основные функции и изменён порядок формирования — было установлено, что судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначает Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации.[14]
Госдума второго созыва приняла федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».[15]
1 января 1997 года был введён в действие федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».[16]
Госдума второго созыва приняла федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».[17]
Содержание |
[править] Виды судов
[править] Верховный суд
Распад СССР коренным образом изменил положение и роль Верховного Суда РСФСР. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года № 3045-I Верховный Суд СССР упразднялся, его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР.[18]
8 января 1998 года был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», которым был создан Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, не вошедший в систему органов исполнительной власти. Судебный департамент принял на себя весь комплекс обязанностей по обеспечению деятельности судов, в том числе аппарата судов, организации делопроизводства, обучению персонала и так далее.[19]
[править] Арбитражные суды
Верховный Совет СССР в апреле 1991 года принял Закон СССР «О Высшем арбитражном суде СССР» и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР», чему предшествовало внесение изменений в статью 163 Конституции Союза ССР, в которой слова «Государственный арбитраж» были заменены на «Высший арбитражный суд Союза ССР».[20]
Летом 1991 года Высший арбитражный суд СССР начал работать.[21]
28 апреля 1995 года был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а 5 мая 1995 года — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Этими законодательными актами в России были созданы в арбитражной судебной системе не связанные с административно-территориальным делением федеральные суды десяти округов, ставшие кассационной инстанцией. Была также введена апелляция, с полным пересмотром дела по жалобам сторон во второй инстанции без направления дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции.[22]
[править] Мировые суды
17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», который ввёл в действие в Российской Федерации институт мировых судей, предусмотренный Конституцией России.[23]
[править] Военные суды
При Павле I исключительная подсудность военнослужащих военному суду окончательно упрочилась. С 1797 г. высшим судебным органом для военных судов стал генерал-аудиториат. В дальнейшем, в 1805 г. генерал-аудиториат был преобразован: во главе его стал генерал-аудитор, который заведовал военно-судной частью армии и флота и юрисдикция которого была значительно расширена последующими указами. Так, с 1810 года генерал-аудиториату стало принадлежать исключительное право учреждать военный суд.[24]
Новые военные суды в России стали функционировать с 1869 года.[25]
Госдума второго созыва приняла федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».[26]
[править] Суды присяжных
Одной из новаций новой судебной системы в России, появившейся при Александре II, стало включение в систему отправления правосудия суда с участием присяжных заседателей. В отличие от аналогичного института, действовавшего в европейских странах, опыт которых был учтён российским законодателем, в России имелись существенные отличия. Они заключались, во-первых, в определении подсудности дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей и, во-вторых, введением служебного и имущественного цензов.[27]
В последней четверти XIX века компетенция суда присяжных была значительно ограничена: дела, связанные с политическими преступлениями, были выведены из их подсудности.[28]
[править] Сенат
Сенат в России являлся высшим судебным органом, но, в большей степени, кассационной инстанцией.[29]
Особое присутствие Правительствующего сената для рассмотрения дел о государственных преступлениях было создано законом от 7 июня 1872 г. Основной предпосылкой его создания стала общая нестабильная обстановка 1870-х гг., связанная, в частности, с ростом терроризма. Приговоры Особого присутствия обжаловались только в кассационном порядке или рассматривались общим собранием Гражданского и Уголовного кассационных департаментов Сената. В отличие от общего порядка кассации, общему собранию давалось право, в случае если жалоба будет найдена им основательной, выносить самостоятельный приговор о наказании подсудимого, который обжалованию уже не подлежал. Особое присутствие Правительствующего сената было ликвидировано постановлением Временного правительства 5 марта 1917 г.[30]
[править] Верховный уголовный суд
Впервые Верховный уголовный суд (ВУС) был учреждён в 1764 году по делу В. Я. Мировича, обвинявшегося в попытке освобождения «таинственного узника № 1» Шлиссельбургской крепости Ивана Антоновича. В 1771 г. он судил участников «Чумного бунта» в Москве; в 1774 г. — учрежден для суда над Е. И. Пугачёвым.[31]
Верховный уголовный суд как орган специальной юрисдикции был образован в России после восстания декабристов, в соответствии с Манифестом Николая I от 1 июня 1826 года. В законодательстве начала XIX века юрисдикция Верховного уголовного суда не была точно установлена. Судебными Уставами 1864 года в юрисдикцию Верховного уголовного суда входили государственные преступления, но только по высочайшему распоряжению, и должностные преступления членов Государственного Совета и иных высших должностных лиц. Он являлся высшей судебной инстанцией, приговоры которой обжалованию не подлежали. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, производство дел в Верховном уголовном суде осуществлялось на основании специально установленных для него правил.[32]
Постановлением Временного правительства 4 марта 1917 г. ВУС был упразднен, а дела его подсудности передали Сенату.[33]
[править] Органы судейского сообщества
Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» впервые предусмотрел такой орган судейского сообщества, как квалификационная коллегия судей.[34]
[править] Гражданские дела
Проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был внесён в декабре 2000 года Верховным Судом Российской Федерации.[35]
[править] Исполнение судебных решений
Одним направлением судебной реформы 1864 года в России стало введение института исполнения судебных решений. Этим стали заниматься судебные приставы, назначение которых было в компетенции председателей окружных судов.[36]
[править] Нормативные акты
В 1876 году основная часть судебных уставов вошла в т. XVI Свода законов Российской империи, отдельные части Уставов были в кодифицированном порядке размещены в I, X и XV томах.[37]
[править] Финансирование
Госдумой второго созыва в целях обеспечения независимости судебной власти был принят федеральный закон, требующий соблюдения конституционного принципа финансирования судов только за счёт средств федерального бюджета.[38]