Внутренняя политика в России в XIX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В ночь с 11 на 12 марта 1801 года российский император Павел I был убит заговорщиками, среди которых преобладали сторонники проанглийской ориентации.[1]

Начало XIX века, период правления Александра I, характеризуется многочисленными реформами в России.[2]

В 1801 году император Александр I в манифесте о восшествии на престол к радости начальствующих лиц обещал восстановить утраченный при его взбалмошном отце порядок правления бабушки — Екатерины II.

Уже в первые дни своего правления Александр I стал оправдывать ожидания тех, кто желал глубоких перемен. Немедленно были уволены одиозные фигуры из окружения Павла I (П. Х. Обольянинов, И. П. Кутайсов, Ф. Ф. Эртель и др.). Были освобождены все узники Тайной экспедиции, и сама она упразднена.[3]

В 1802 году манифест Александра I анонсировал широкомасштабную реформу системы государственного управления. При императоре создавался высший орган исполнительной власти — Комитет министров. В него входили руководители восьми новых государственных ведомств: Министерства военно-сухопутных сил, Министерства военно-морских сил, Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства коммерции, Министерства финансов, Министерства народного просвещения и Министерства юстиции. Новые министерства были построены на началах личной власти и ответственности. Учреждение профильных министерств позволяло решить ряд проблем государственного управления. К ним относились управление на основе личных поручений, смешение отраслевого управления с территориальным, параллельность принятия решений и нечёткость ведомственных функций, волокита и злоупотребления чиновников. Преобразования позволили наладить систему центральных государственных учреждений. За основу реформы был взят пример системы центрального управления, установленной во Франции в годы консульства, а затем в империи Наполеона.[4][5]

«План государственного преобразования» был разработан в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права.[6]

К 1820 году был создан и одобрен Александром I проект русской конституции, по которой Россия превращалась в конституционную монархию, был и даже заготовлены манифесты о введении ее в действие, вырабатывались планы освобождения крепостных крестьян. Ничего из задуманного осуществить не удалось.[7]

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге состоялось восстание декабристов.[8]

Правление императора Александра II связано с преобразованиями в основных сферах государственной жизни.[9]

В 1864 году Александр II (1818—1881) утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.[10]

Содержание

[править] Силовые структуры

[править] Вооружённые силы

Военные реформы 1830—1840-х годов в значительной мере предопределили многие черты русской армии до настоящего времени — от мобилизационной организационной структуры и органов высшего управления до многих уставных традиций и шинели как типа обмундирования. И. Ф. Паскевич был одним из главных инициаторов и проводников этих реформ.

С началом Восточного кризиса 1853 году угроза потенциального прусского и австрийского вмешательства в войну и предопределила реагирование русского руководства на основные события. Вступление Австрии и Пруссии в Крымскую войну против России грозило для русской стороны, по русским оценкам, совершенно катастрофическими последствиями, что и привело к тому, что основное внимание русской стороны было сосредоточено на создании мощных группировок сухопутных сил на Западе. В результате это же предопределило и периферийное внимание к второстепенным с точки зрения угроз театрам, включая Крым. Паскевич писал Горчакову: «Сравните же неудачу в Крыму с теми последствиями, кои могут ожидать нас в беззащитном положении при войне с Австрией на западной границе. С одной стороны, потеря 16 кораблей, с другой — потеря сначала 4-х губерний с 9 миллионами жителей, а потом, может быть, и потеря Польши, то есть всего 15 миллионов жителей и лучших наших провинций, которые неприятель может занять без боя и откуда нескоро его потом выгоним.»

В результате в ходе Крымской войны в России к 1856 году были отмобилизованы астрономические 2,5 млн человек. Именно создание мощных группировок вооруженных сил на Западе в значительной мере удержало Австрию (и Пруссию) от вступления в войну и позволило России завершить Крымскую войну с относительно небольшими политическими потерями.

Уже в октябре 1854 года начальник австрийского Главного штаба генерал Гесс оценивал численность русских войск на Западе в 820 тыс. чел.и 2300 орудий, что, по его оценке, делало невозможным для Австрии успешное ведение кампании даже при объединении австрийских (350 тыс. чел и 1100 орудий), прусских (200 тыс. чел) и германских (100 тыс. чел) сил. Лишь только присоединение не менее чем 300 тыс. французских и 100 тыс. турецких войск давало, по мнению Гесса, необходимый для кампании перевес — однако ввод крупной французской армии в Германию был политически неприемлем ни для Австрии, ни для Пруссии -,тем более, что у немцев были оправданные опасения в том, что Франция за помощь потребует для себя территориальных компенсаций на Рейне.

В начале второй половины XIX века среди необходимых государственных реформ, проводившихся в России при императоре Александре II, важнейшее место занимала военная реформа, вызванная к жизни отменой крепостного права и стремлением правительства преодолеть отсталость существовавшей военной системы, выявившейся в ходе Крымской войны (1853—1856), развитием военной техники и попыткой сократить военные расходы государства.

[править] Пограничная охрана

В 1811 году пограничную таможенную стражу уси­ли­ва­ют ка­зачь­и­ми (11 пол­ков Дон­ско­го и 3 Буг­ско­го ка­зачь­их войск) пол­ка­ми. С 1823 в до­пол­не­ние к кон­ным объ­езд­чи­кам вве­де­ны пе­шие страж­ни­ки. По­ло­же­ни­ем об уст­рой­ст­ве по­гра­нич­ной та­мо­жен­ной стра­жи 1827 ей при­да­на чёт­кая ор­га­ни­зац. струк­ту­ра. В 1832 по­гра­нич­ная та­мо­жен­ная стра­жа пе­ре­име­но­ва­на в по­гра­нич­ную стра­жу, управ­ле­ние ко­то­рой со­сре­до­то­че­но в Деп-те внеш­ней тор­гов­ли Мин-ва фи­нан­сов. В 1882 ут­вер­жде­но По­ло­же­ние об ор­га­ни­за­ции и упот­реб­ле­нии по­гра­нич­ной стра­жи на слу­чай вой­ны. Ука­зом имп. Алек­сан­д­ра III в 1893 она вы­де­ле­на из ве­де­ния Деп-та та­мо­жен­ных сбо­ров Мин-ва фи­нан­сов в От­дель­ный кор­пус по­гра­нич­ной стра­жи (ОКПС) с под­чи­не­ни­ем его мин. фи­нан­сов.[11]

[править] Государственный гимн

По указанию Николая I в 1833 году композитором Алексеем Львовым была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые публично «Молитва русского народа» прозвучала 11 декабря 1833 года в Большом театре, а 31 декабря гимн под новым названием «Боже, Царя храни» был объявлен государственным.[12]

Личные инструменты