Внутренняя политика в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2001 году президентом России Путиным утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации.[1]

23 июля 2003 года Путин подписал указ «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах».[2]

Во время работы Государственной думы 4-го созыва (2003—2007) при поддержке фракции ЕР были приняты законы, которые ужесточили порядок проведения референдумов и публичных политических мероприятий и усложнили процедуру регистрации политических партий. Кроме того, «единороссы» смогли добиться отмены выборов по одномандатным округам, запрета предвыборных блоков, повышения электорального барьера на выборах в Государственную думу с 5 до 7 %, ликвидации минимального порога явки на федеральных выборах.[3]

В Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 года Путин заявил: «Наши цели абсолютно ясны. Это — высокий уровень жизни в стране, жизни — безопасной, свободной и комфортной. Это — зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это — укрепление позиций России в мире, а главное, повторю, — значимый рост благосостояния граждан. Сегодня мы лучше знаем собственные возможности. Знаем, какие у нас есть ресурсы. Понимаем, что в достижении названных целей может нам помешать. И активно модернизируем государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России, этапу, обеспечивающему существенно более высокий уровень жизни.»[4]

2005 год — Общественная палата России.[5]

Место председателя ЦИК в марте 2007 года занял Владимир Чуров.[6]

На первом этапе 8-го съезда 1-2.10.2007 был сформирован избирательный список «Единой России» на выборах в Госдуму 5-го созыва (2007—2011), центральная часть которого содержала только одну фамилию — президента России В. В. Путина. Съезд принял новую программу партии «План Путина — достойное будущее великой страны», в которой Путин был впервые провозглашён национальным лидером.[7]

10 декабря 2007 года Владимир Путин объявляет своим преемником Дмитрия Медведева. На следующий день, 11 декабря 2007 года, Дмитрий Медведев предлагает Владимиру Путину возглавить кабинет министров в случае его избрания президентом.[8] Так появилась политическая конструкция, которая получила название «тандем».[9]

8 мая 2008 года указом Президента Дмитрия Медведева Путин был назначен председателем правительства России.[10] Таким образом в российском руководстве сложился правящий тандем Медведев — Путин.[11]

5 ноября 2008 года Дмитрий Медведев в своем первом послании Федеральному собранию анонсирует правку Основного закона: если предложенные им поправки примут, президент будет править Россией шесть лет, а Госдума — избираться на пять.[12]

4 декабря 2008 года Путин выступает в привычном для себя формате телевизионной прямой линии — и заявляет, что с Дмитрием Медведевым у него сложился «эффективный тандем».[13]

30 декабря 2008 года в текст Конституции России были внесены предложенные президентом Дмитрием Медведевым поправки об увеличении срока полномочий главы государства с четырех до шести лет (начиная с выборов 2012 года), а срока полномочий Госдумы — с четырех до пяти лет. Ранее за их принятие проголосовали 392 депутата Госдумы, против были 57 (все — от КПРФ). В Совете федерации изменения поддержали 144 сенатора, только один был против. С момента внесения законопроекта в Госдуму до его подписания президентом прошло менее двух месяцев. Одновременно принимался ФКЗ «О контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства РФ». Документ внес в основной закон два положения, обязавших правительство ежегодно отчитываться перед Госдумой о своей работе. Поправки поддержали 449 депутатов Госдумы (все голосовавшие) и 142 сенатора (против был один).[14][15]

Общероссийский народный фронт был создан в 2011 году по инициативе Путина. В 2013 году ОНФ был преобразован в общественное движение.[16]

На предвыборном съезде «Единой России» в сентябре 2011 года президент Дмитрий Медведев выдвинул премьер-министра Владимира Путина кандидатом в президенты. В ответном выступлении Путин сказал, что в случае победы на выборах предложит Дмитрия Медведева в качестве премьер-министра.[17]

24 января 2012 года Владимир Путин принял участие в митинге «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в Кемерово.[18]

Весной 2012 года Госдума приняла три федеральных закона, согласно которым:[19]

  • политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей при регистрации для участия в выборах в представительные органы всех уровней;
  • предусматривается снижение требований к минимальной численности членов политической партии (не менее 500 членов политической партии), а также отмена требований, касающихся минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами России.

13 июля 2016 года под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось первое заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.[20] На этом заседании был утверждён перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология.[21]

Спикером Госдумы становится Вячеслав Володин, которого на посту первого заместителя главы администрации президента России сменяет Сергей Кириенко.[22][23]

1 марта 2018 года Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Из уже длинного к тому моменту ряда его посланий это выделялось по двум признакам. Во-первых, его перенесли на несколько месяцев, и фактически это было послание за 2017-й год. Во-вторых, одна из его частей сопровождалась видеорядом с пусками межконтинентальных ракет в компьютерной графике, качество которой позволяло определить на условном глобусе очертания территории наиболее вероятного противника. Президент доложил о ряде военных разработок: «Уверяю вас, все это есть в наличии и хорошо работает».[24]

Многие эксперты восприняли заявления Владимира Путина на большой пресс-конференции в декабре 2019 года как отказ от идеи идти на новый президентский срок. Тогда Путин заявил, что из Конституции надо убрать слово «подряд» из нормы, ограничивающей двумя число президентских сроков для одного гражданина.[25]

15 января 2020 года Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию фактически объявил конституционную реформу.[26] Путин предложил закрепить приоритет Конституции над международным правом в российском правовом пространстве, запретить иностранное гражданство или вид на жительство в других странах для высших чиновников, закрепить статус и роль Госсовета, ограничить пребывание одного лица на посту президента двумя сроками. Претендующие на должность президента должны проживать на территории России не менее 25 лет и никогда не иметь иностранного гражданства или вида на жительство. Доверить Госдуме утверждать главу правительства, вице-премьеров и министров. Президент не сможет отклонить их кандидатуры. Конституционный суд получит возможность проверять на соответствие Конституции законопроекты до подписания их президентом. По согласованию с Советом Федерации президент должен иметь возможность отстранять судей Верховного и Конституционного суда.[27] Таким образом, Путин предложил де-факто изменить базовую конструкцию формирования исполнительной власти и превратить Россию из так называемой суперпрезидентской республики 1993 года в президентско-парламентскую республику.[28]

20 января 2020 года Путин внёс проект закона о поправках в Конституцию России в Госдуму, и 23 января 2020 года он был принят в первом чтении.[29]

11.3.2020 Госдума приняла в третьем окончательном чтении пакет поправок к Конституции, в тот же день его одобрил Совет Федерации. 13.3.2020 поправки утвердили все законодательные собрания регионов России. 14.3.2020 В. В. Путин подписал Закон о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», 16.3.2020 Конституционный суд одобрил этот закон.[30]

Голосование по поправкам в Конституцию России прошло с 25 июня по 1 июля 2020 года. По официальным данным, за них проголосовали 77,92 %, 21,27 % выступили против. Поправки вступили в силу 4 июля 2020 года.[31]

Президент России вечером 22 сентября 2020 года во исполнение вступивших в силу поправок к Конституции внёс в Госдуму проекты восьми законов — в том числе о правительстве, а также об изменении в законах о прокуратуре, внешней разведке, Федеральной службе безопасности, Конституционном суде и других.[32]

В июле 2021 года премьер России Михаил Мишустин объявил о назначении вице-премьеров кураторами федеральных округов. Вице-премьер Виктория Абрамченко становится куратором Сибирского федерального округа, Татьяна Голикова — куратором Северо-Западного федерального округа, вице-премьер — глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко будет курировать Центральный федеральный округ, вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе по-прежнему будет отвечать за Дальний Восток, вице-премьер, отвечающий за топливно-энергетический комплекс, Александр Новак становится ответственным за Северный Кавказ, вице-премьер, курирующий промышленность и АПК, Юрий Борисов будет отвечать за Уральский федеральный округ, вице-премьер Марат Хуснуллин становится ответственным за Южный Федеральный округ, а вице-премьер Дмитрий Чернышенко — Приволжский федеральный округ.

Содержание

[править] Президенты

Президенты России: В. В. Путин (2001—2008 и с 2012), Д. А. Медведев (2008—2012).

[править] Правительство

Председатели правительства России: М. М. Касьянов (2001—2004), М. Е. Фрадков (2004—2007), В. А. Зубков (2007—2008), В. В. Путин (2008—2012), Д. А. Медведев (2012—2020), М. В. Мишустин (с 2020).

[править] Силовые структуры

21 ноября 2001 года Владимир Путин одобрил правительственный план перевода армии на контрактный принцип комплектования.[33]

[править] Федеральное собрание

[править] Государственная дума

Действовали Государственные думы третьего созыва (2000—2003 годы), четвёртого созыва (2003—2007 годы), пятого созыва (2007—2011 годы), шестого созыва (2011—2016 годы), седьмого созыва (2016—2021 годы), восьмого созыва (с 2021 года).

[править] Совет Федерации

Основная статья: Совет Федерации в XXI веке

5 ноября 2008 года президент России Д. А. Медведев предложил поменять порядок формирования СФ таким образом, чтобы сенаторами могли стать только депутаты региональных парламентов или представительных органов местного самоуправления. Соответствующие поправки, отменявшие помимо этого десятилетний ценз оседлости, право спикера на досрочный отзыв и необходимость подтверждения полномочий сенатора палатой, были приняты 28 января 2009 года.[34]

[править] Контрольная деятельность

Госдумой шестого созыва был принят федеральный закон «О парламентском контроле».[35]

Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» в основном систематизировал имеющиеся контрольные полномочия палат Федерального собрания, а также установил дополнительные формы их взаимодействия с Правительством Российской Федерации при осуществлении контрольной деятельности.[36]

Госдумой шестого созыва был принят федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации».[37]

[править] Совет законодателей

Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации — совещательный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации, учрежденный в мае 2012 года. Первое заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации состоялось 31 мая 2012 года.[38]

[править] Суды

Основная статья: Суды в России в XXI веке

Реформа правосудия в России началась в 2001 году.[39]

[править] Регионы

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях.[40]

[править] Планы

В день вступления в третий раз в должность президента России в 2012 году Владимир Путин подписал так называемые майские указы — 11 указов, направленных на решение наиболее значимых для граждан проблем: улучшение жилищных условий, в том числе многодетных семей и тех, кто живет в аварийных домах; увеличение заработной платы бюджетников при одновременном повышении качества медицинских, образовательных и социальных услуг; совершенствование работы органов власти и организаций, предоставляющих муниципальные и государственные услуги. Также указы коснулись вопросов развития Вооружённых сил России, реализации демографической политики.[41]

1 октября 2012 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (проект № 143912-6), который был разработан в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».[42]

Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.[43]

[править] Федеральные целевые проекты

Инструментом комплексного решения целевых задач в России стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.[44]

[править] Национальные проекты

5 сентября 2005 года Путин объявил о «запуске» четырёх крупных национальных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения России, включая модернизацию системы здравоохранения (нацпроект «Здоровье»), повышение качества образования («Образование»), развитие сельского хозяйства («Развитие АПК») и обеспечение доступности жилья («Жильё»).[45][46]

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при президенте России был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006—2010 годы и в 2012—2016 годы — Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010—2012 годы — Комиссия при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016—2018 годы — Совет при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам).[47]

В мае 2018 года Владимир Путин инициировал разработку 12 национальных проектов по основным направлениям социально-экономического развития — демографии, здравоохранению, образованию, культуре, благоустройству, развитию несырьевого экспорта, малого бизнеса, повышению производительности труда.[48]

[править] Государственные программы

В 2010 году правительство России утвердило новые документы государственного стратегического планирования — государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011—2020 гг.» и другие).[49]

[править] Государственные служащие

25 апреля 2003 года Госдума приняла закон "О системе государственной службы РФ", разделивший все должности на две группы — федеральную государственную службу и государственную службу субъектов. Федеральная госслужба разделялась на гражданскую, военную и правоохранительную. Вместо разрядов вводились классные чины.[50]

7 июля 2004 года принят закон "О государственной гражданской службе РФ", по которому должности госслужащих разделили на четыре категории в соответствии с исполняемыми функциями (руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты) и пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности).[51]

В 2013 году Государственная дума приняла внесенный президентом России закон, который запрещает чиновникам, депутатам, судьям и сотрудникам силовых структур иметь банковские счета и финансовые активы за границей.[52]

[править] Управление по результатам

Первые попытки управления по результатам в отечественной практике государственного управления были предприняты в рамках реализации пилотных проектов по федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336. Более системный взгляд на управление по результатам был дан в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ 259 от 22 мая 2004 г. № 249 (в части внедрения бюджетирования, ориентированного на результат) и в концепции «Административная реформа в Российской Федерации в 2006—2008 гг.», одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (в части определения принципов и процедур управления по результатам).[53]

3 февраля 2012 г. Владимир Путин на заседании Агентства стратегических инициатив дал старт кампании по разработке ключевых показателей эффективности в системе государственного управления России: «Есть система KPI, которая внедряется во многих странах, она должна быть внедрена и у нас, нужно эту систему разработать». Через три месяца Указом Президента РФ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 г. было закреплено «применение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности».[54]

[править] Референдумы

В сентябре 2002 года Госдума приняла поправки к закону "О референдуме", запрещавшие проводить всенародные опросы в последний год полномочий Думы и президента.[55]

Летом 2004 года Госдума приняла новую редакцию федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», значительно усложнившую процедуру инициирования референдума. Если раньше для его организации было достаточно создать одну инициативную группу, состоящую из 100 человек, то теперь группы с той же численностью должны быть учреждены как минимум в 45 регионах. А 2 млн подписей в поддержку референдума стало необходимо собрать не за три месяца, как прежде, а всего за 45 дней.[56][57]

[править] Процедура выборов

Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­нов­ных га­ран­ти­ях из­би­ра­тель­ных прав и пра­ва на уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме гра­ж­дан РФ» при­нят в 2002 году.[58]

В 2005 году была установлена полностью пропорциональная система выборов в Госдуму и запрещены избирательные блоки.[59]

В декабре 2012 года Владимир Путин предложил вернуться к смешанной системе выборов Госдумы и «подумать» над возвращением избирательных блоков.[60]

Госдумой шестого созыва совместно с Советом Федерации подготовлены и приняты изменения в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан — установлен единый день голосования.[61]

[править] Обращения Владимира Путина

Президент Владимир Путин неоднократно обращался к гражданам по разным поводам, не считая традиционных новогодних выступлений.[62]

Часть обращений была посвящена изменениям законодательства. Так, в августе 2018 года Путин говорил о повышении пенсионного возраста.[63]

Владимир Путин также обращался к нации в связи с трагедиями — например, 26 октября 2002 года после штурма и освобождения заложников из Театрального центра на Дубровке, а также 4 сентября 2004 года после событий в Беслане.[64]

Ряд обращений Путина предшествовали выборам. Так, он обращался к нации перед президентскими выборами в 2004 году (затем последовало обращение после инаугурации), в 2008 и 2018 годах (Путин в 2018 году также обратился к нации после обнародования официальных результатов голосования).[65]

Специальное обращение к гражданам прозвучало в 2007 году — в связи со смертью первого президента России Бориса Ельцина.[66]

Некоторые обращения были посвящены международным вопросам. Так, Путин записал обращение после крушения малайзийского Boeing на Донбассе в июле 2014 года. В 2016 году специальное обращение было посвящено совместному заявлению России и США по Сирии (о прекращении боевых действий и исключении из режима тишины террористических организаций).[67]

Обращение Путина к гражданам 25 марта 2020 года было связано с пандемией новой коронавирусной инфекции. Президент объявил нерабочей неделю с 30 марта по 5 апреля 2020 года, заявил о мерах по поддержке бизнеса в период эпидемии, а также предложил новые налоги.[68]

[править] Политические организации

Особенности правового положения политических партий были установлены в федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».[69]

[править] Нормативные акты

2008 год — Со­вет по ко­ди­фи­ка­ции и со­вер­шен­ст­во­ва­нию гражд. за­ко­но­да­тель­ст­ва.[70]

В октябре 2009 года Дмитрий Медведев одоб­рил кон­цеп­цию ре­фор­ми­ро­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва о юри­дических ли­цах, под­го­тов­лен­ную пре­зи­дент­ским Со­ве­том по ко­ди­фи­ка­ции и со­вер­шен­ст­во­ва­нию гра­ж­дан­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.[71]

[править] Федеральные законы

28 июня 2014 года — Федеральный закон России № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон вводит элементы скользящего планирования, указывает на необходимость согласования планов и прогнозов на федеральном и региональном уровнях. Он предусматривает также вовлечение в процесс стратегического планирования граждан и хозяйствующих субъектов, объединений профсоюзов и работодателей, общественных и научных организаций. В июле 2016 года в закон внесено важное дополнение (статья 18.1.) о формировании стратегии научно-технологического развития России.[72]

В 2022 году Госдума приняла 389 федеральных законов, которые внесло правительство России, – на 35% больше, чем годом ранее.[73]

[править] Кодексы

Приняты кодексы: Зе­мель­ный (2001), Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный (2001), об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2001), Тру­до­во­й (2001), Ар­бит­раж­ный про­цес­су­аль­ный (2002), Гра­ж­дан­ский про­цес­су­аль­ный (2002), Жи­лищ­ный (2004), Гра­до­строи­тель­ный (2004), Вод­ный (2006), Лес­но­й (2006); бы­ло за­вер­ше­но фор­ми­ро­ва­ние гражд. за­ко­но­да­тель­ст­ва (3-я ч. в 2001 и 4-я ч. в 2006 ГК) и на­ме­че­ны ме­ры по его мо­дер­ни­за­ции (Указ 2008 «О со­вер­шен­ст­во­ва­нии Гра­ж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»).[74]

В ию­ле 2008 года Дмитрий Медведев вы­сту­пил с ини­циа­ти­вой ре­фор­ми­ро­ва­ния ГК РФ.[75]

Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ» вступил в силу в начале марта 2016 года.

[править] Обращения в государственные органы

В целях обеспечения реализации права российских граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления принят Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».[76]

[править] Протестные акции

19 июня 2004 года — федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».[77]

В федеральном законе от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“» были усилены меры административной ответственности, а также определены некоторые дополнительные требования, касающиеся порядка организации публичных мероприятий. Некоторые нормы данного закона были впоследствии скорректированы с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года.[78]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Единая Россия
  4. [3]
  5. Путин
  6. [4]
  7. Единая Россия
  8. «Но потом, как видите, втянулся»
  9. [5]
  10. [6]
  11. Стратегия партнёрства МБРР, МФК и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012—2016 годы. 18 ноября 2011 года
  12. «Но потом, как видите, втянулся»
  13. «Но потом, как видите, втянулся»
  14. [7]
  15. [8]
  16. [9]
  17. [10]
  18. [11]
  19. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  20. [12]
  21. [13]
  22. [14]
  23. «Но потом, как видите, втянулся»
  24. «Но потом, как видите, втянулся»
  25. [15]
  26. [16]
  27. [17]
  28. [18]
  29. «Но потом, как видите, втянулся»
  30. [19]
  31. [20]
  32. [21]
  33. [22]
  34. [23]
  35. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  36. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  37. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  38. [24]
  39. Экспансия «национального капитализма» и экономический рост в России
  40. [25]
  41. Путин Владимир Владимирович
  42. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  43. Распоряжение от 6 июня 2020 года № 1512-р
  44. [26]
  45. Пилотный проект «Реформа здравоохранения»
  46. [27]
  47. [28]
  48. [29]
  49. [30]
  50. [31]
  51. [32]
  52. Путин Владимир Владимирович
  53. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество
  54. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество
  55. [33]
  56. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  57. [34]
  58. [35]
  59. [36]
  60. [37]
  61. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  62. [38]
  63. [39]
  64. [40]
  65. [41]
  66. [42]
  67. [43]
  68. [44]
  69. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  70. Путин
  71. Медведев
  72. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
  73. [45]
  74. Путин
  75. Медведев
  76. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  77. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  78. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
Россия в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты