Политика в регионах России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Органы власти
Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были определены новые принципы и подробные процедуры разграничения полномочий.[1]
[править] Исполнительная власть
В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане. Глава государства заявил о необходимости «совместного участия Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России». С этой целью институт прямых выборов предлагалось отменить и ввести процедуру утверждения губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.[2]
11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввёл новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности «в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом».[3]
В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.[4]
Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.[5]
22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев предложил «перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов». 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.[6]
С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.[7]
В апреле 2013 года было сообщено, что Путин подписал закон, согласно которому регионам предоставят право выбора — проводить прямые губернаторские выборы или выбирать губернаторов через региональное законодательное собрание.[8]
В феврале 2021 года Путин утвердил обновленный перечень показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов. В список вошли 20 пунктов:
- Доверие к власти;
- Численность населения региона;
- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- Уровень бедности;
- Доля граждан, которые занимаются спортом;
- Уровень образования;
- Поддержка талантливых детей и молодежи;
- Количество волонтеров в регионе;
- Условия для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности»;
- Число посещений культурных мероприятий;
- Число семей, улучшивших жилищные условия;
- Объем жилищного строительства;
- Качество городской среды;
- Состояние дорожной сети;
- Качество окружающей среды;
- Темпы роста среднемесячной зарплаты;
- Темпы роста среднедушевого дохода;
- Объем инвестиций в основной капитал;
- Численность СМП и индивидуальных предпринимателей;
- «Цифровая зрелость» региональных органов власти.
[править] Законодательная власть
В 2003—2007 годах «Единая Россия» смогла получить контроль над большинством парламентов в субъектах РФ. В этот промежуток времени партия участвовала в выборах в законодательные собрания 79 регионов и получила абсолютное большинство мандатов в 67 из них.[9]
Введён единый критерий установления численности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 5 апреля 2010 года № 42-ФЗ). Предоставлено право всем политическим партиям, представленным в региональных парламентах, формировать свои фракции. Депутатам, избранным в составе списков и работающим на постоянной основе, предоставлено право замещать руководящие должности в этом законодательном органе (Федеральный закон от 4 июня 2010 года № 118-ФЗ).[10]
К осени 2011 г. по результатам выборов 2008—2011 гг. «Единая Россия» имела свыше половины депутатов в 82 из 83 региональных парламентов.[11]
Государственная Дума в 2011 году реализовала предложение Президента Российской Федерации об установлении единого порядка замещения вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъекта Российской Федерации.[12]
В осеннюю сессию 2013 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 2 ноября 2013 года № 303-ФЗ, в соответствии с которым изменен порядок формирования органов представительной власти субъектов и представительных органов местного самоуправления путем предоставления им большей возможности самостоятельно определять процентное соотношение депутатских мандатов, распределяемых при применении смешанной избирательной системы на соответствующих выборах.[13]
[править] Полномочия
Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления была образована Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 741.[14]
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ были введены добровольные полномочия субъектов Федерации. Данный закон предусмотрел предоставление органам власти субъектов Федерации при наличии у них финансовых возможностей и за счет средств их бюджетов права осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения, участвовать в реализации полномочий Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах, а также осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.[15]
[править] Местное самоуправление
6 октября 2003 года был принят федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вступил в действие 1 января 2006 года.[16][17]
Основными нововведениями закона № 131-ФЗ являются:[18]
- построение двухуровневой модели местного самоуправления, то есть создание в составе муниципального района городских и сельских поселений;
- установление новых принципов определения границ муниципальных образований;
- закрепление за каждым типом муниципального образования собственного перечня вопросов местного значения;
- расширение видов форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления за счет включения таких форм, как голо¬сование по вопросу об отзыве депутата, публичные слушания, конференция по вопросам местного значения, опрос граждан, территориальное общественное самоуправление.
Закон № 131-ФЗ ввёл двухуровневую модель (поселение и район) и 4 типа муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения).[19]
В законе № 131-ФЗ была четко определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не- финансируемых полномочий и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий. Кроме того, был усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности указанных органов за их неисполнение.[20]
[править] Региональные нормативные акты
Ко второй половине 2000-х годов конституции, уставы и законы субъектов РФ в целом были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.[21]
[править] Территории
Был принят Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Этим законом был создан механизм объединения субъектов Российской Федерации.[22]
Необходимость более эффективного социально-экономич. развития территорий стала основой для процесса укрупнения регионов — объединения автономных округов с областями и краями, в состав которых они входили (Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский края, Иркутская обл.).[23] На основе референдумов, проведённых в 2003—2007 годах, произошло объединение шести автономных округов с соответствующими краями, областями, в состав которых они входили. Дальнейшее развитие объединительных процессов оказалось замороженным.[24]