Среднее образование в России в XXI веке
Материал из Documentation.
21 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».[1] Закон предусматривает, что с 1 сентября 2007 года образование будет 11-классным и бесплатным. Получить его должны все, в том числе осужденные, пока им не исполнится 30 лет. Обычный ученик должен получить полное среднее образование до 18 лет. Закон вносит изменения в законодательство, устанавливающие обязательность получения гражданами всех трёх ступеней общего образования — начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. До сих пор обязательным являлось только основное общее образование до девятого класса.
Содержание |
[править] ЕГЭ
Впервые единый госэкзамен прошёл в 2001 году в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам (или предметам), в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ. В 2002 г. в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 г. — 47, в 2004 г. — 65 (в том числе впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 г. — 78, в 2006 г. — 79. В последний год проведения эксперимента, в 2007 г., ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 — по 3-7 и семь — по 1-2 предметам).[2]
9 февраля 2007 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части проведения единого государственного экзамена» (принят Госдумой РФ 26 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.). Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 г. госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 г., единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты — вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.[3]
Весь учебный год после назначения руководителем Рособрнадзора Кравцов наводил порядок в отвечающих за ЕГЭ федеральных структурах и колесил по регионам, выстраивая властную вертикаль. И в экзаменационную кампанию 2014 года не было зафиксировано ни утечек КИМов, ни массовых нарушений в пунктах проведения экзамена. Резко упали показатели — в одной из кавказских республик средний балл по русскому языку уменьшился в 2 раза. С тех пор проведение экзаменов напоминает войсковую спецоперацию — с рамками металлоискателей, с видеокамерами, с огромными рисками для организаторов потерять работу за малейшее нарушение инструкций. Коррупцию при проведении ЕГЭ удалось ликвидировать в кратчайшие сроки.[4]
[править] Государственные образовательные стандарты
Закон «О государственном стандарте общего образования» в первом чтении Госдума приняла 13 июня 2002 года.[5]
Министр Владимир Филиппов утвердил в марте 2004 года подготовленный к тому моменту проект школьных государственных стандартов первого поколения.[6]
Министр Андрей Фурсенко утвердил стандарт старшей школы весной 2012 года.[7]
[править] Оборудование
Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 году.[8]
К 2011 году в России была успешно завершена программа компьютеризации школ и предоставления учащимся всех регионов РФ возможности использовать информацию всемирной сети Интернет (97 % школ, в 2014—100 %).[9]
[править] Финансирование
В 2006 году Путин предложил расширить финансовую самостоятельность школ.[10]
Закон от 26.4.2007 № 63-ФЗ внёс поправки в Бюджетный кодекс, вводивший понятие «государственное (муниципальное) задание», которое должны были выполнять школы, получая финансирование по результатам.[11]
С 2007 года в ряде регионов России проводился эксперимент по переводу школ на нормативно-подушевое финансирование.[12]
Принятый в 2010 году закон (вступил в силу с 1.1.2011) позволил школам переходить на автономное финансирование, дал право оказывать коммерч. услуги и свободно распоряжаться полученными средствами.[13]
В 2011 году в России государство взялось за улучшение финансирования всего школьного образования, а не только точек роста.[14]
[править] Преподаватели
[править] Оплата труда
В 2012 году в России началось формирование эффективного контракта с педагогом, своеобразного обществ. договора с учителем, при котором оплата его труда зависит от достигнутых результатов.[15]
В 2012 году вышел указ Президента Российской Федерации В. В. Путина, согласно которому оплата труда учителя не должна быть ниже средней заработной платы в соответствующем регионе.[16]
В 2014 году средняя заработная плата учителя в России составляла 97,6 % от средней заработной платы в стране; при этом в разных регионах этот показатель находился в диапазоне от 93,1 до 111,3 %.[17]
[править] Почетные звания
В 2008 году Путин инициировал установление поч. звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».[18]
[править] Типы школ
[править] Дневные школы
В 2002/03 учебном году в России действовали 65,7 тыс. дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось св. 18,4 млн учащихся.[19]
[править] Вечерние школы
В 2003 в России насчитывалось 1800 самостоятельных вечерних школ (478 тыс. учащихся).[20]
[править] Гимназии
В 2002/03 учебном году в России функционировали 1223 гимназии (890 тыс. учащихся).[21]
[править] Лицеи
В 2002/03 учебном году в России функционировали 839 лицеев (533 тыс.).[22]
[править] Строительство школ
Распоряжением правительства России от 23 октября 2015 года № 2145-р была утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016—2025 годы с общим объёмом финансирования 2,8 трлн рублей. Планируется, что реализация программы позволит создать 6,6 млн новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе 4,6 млн мест для обучения детей в одну смену, 2,0 млн мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.[23][24]
С 2015 года в России по инициативе правительства началась реализация программы создания новой школьной инфраструктуры, цель которой — ликвидировать практику обучения в школах в две смены, когда одна часть учащихся учится с утра, а занятия для другой части проводятся во второй половине дня. Эта новая национальная программа с бюджетом около $50 млрд призвана увеличить число мест в сети начальных и средних школ в период с 2016 по 2025 год, чтобы удовлетворять потребностям учащихся и новым требованиям образовательных программ.[25]
По итогам 2019 года в России было введено в эксплуатацию 96 школ на 70 547 новых мест.[26] Согласно другим данным, по итогам 2019 года в России введено в эксплуатацию 122 школы на 79 944 новых места.[27]
В 2020 году в России построили 277 школ на 169 тыс. мест.[28][29]
В 2022 году в России было построено свыше 250 школ.[30]
1 сентября 2023 года отмечалось: «Всего за 4,5 года в России по госпрограмме развития образования было построено 900 новых школ, в которых учатся 540 тыс. школьников.»[31]
[править] Школьные автобусы
Более 4 тыс. школьных автобусов было приобретено в 2022 году для российских школ.[32]
[править] Государственная политика
В области среднего образования Дмитрием Медведевым была сформулирована национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010).[33]
Решением Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 года нацпроект «Образование» стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».[34]
Начало модернизации региональных систем общего образования (МРСО) было положено постановлением правительства России в 2011 году.[35]
В ст. «Строительство справедливости…» (2012 год) Путин высказался за «обновление программы и методов работы школы, где мы — надо признать — серьёзно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5-6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков».[36]
[править] Показатели
[править] Обучение во вторую и третью смены
По данным Росстата, на 1 января 2014 года в две и три смены вели обучение 10,8 тыс. школ (24,8 % общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,862 млн человек (14 % общей численности обучающихся).[37]
На 1 января 2015 года в третью смену обучалось 13,27 тыс. человек (в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике).[38]
[править] Прочее
По данным Росстата, около 13 % школ в России в 2014 году требовали капитального ремонта.[39]
Более 200 новых школ открыли в России двери для школьников 1 сентября 2020 года.[40]