Суда в России в XXI веке
Материал из Documentation.
[править] Виды
[править] Буксиры
Государственный контракт № З/1/1/0135/ГК-14-ДГОЗ на изготовление и поставку двух первых морских буксиров проекта 23470 для ВМФ Российской Федерации был заключен между Министерством обороны Российской Федерации и ЯСЗ 24 марта 2014 года.[1]
Головной буксир проекта 23470 «Сергей Балк» (заводской номер 410) был заложен на ЯСЗ 30 октября 2014 года и спущен на воду 27 декабря 2016 года, а второй «Андрей Степанов» (заводской номер 411) был заложен 23 июля 2015 года и спущен на воду 29 июля 2017 года.[2]
Морской буксир «Капитан Найден» (заводской номер 412) был заложен на ЯСЗ в 2016 году и спущен на воду 28 ноября 2019 года.[3]
Как сообщила 19 июня 2020 года пресс-служба Восточного военного округа, морской буксир «Андрей Степанов» проекта 23470, построенный специально для Тихоокеанского флота, завершил испытания на Черном море.[4]
[править] Военные суда


[править] Десантные корабли
20 июля 2020 года на ООО «Судостроительный завод „Залив“» в Керчи в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась церемония официальной закладки для ВМФ России универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900 (заводские номера 01901 и 01902).[5] Илья Крамник, комментируя закладку этих кораблей, писал: «По сути, если не считать неудачного захода с „Мистралями“, это первая попытка дать флоту инструмент, который будет пригоден для чего-то, кроме ядерного удара по США, борьбы с авианосными ударными группировками или защиты собственного побережья».[6]
[править] Корветы
В России к постройке головного корвета проекта 20380 «Стерегущий» приступили 21 декабря 2001 года.[7]
[править] Патрульные суда
Контракт на строительство серии из двух патрульных кораблей проекта 23550 был подписан Министерством обороны России с АО «Адмиралтейские верфи» 25 апреля 2016 года.[8]
[править] Ракетные корабли
Строительство первых семи МРК проекта 22800 с 2015 года осуществлялось АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» (Отрадное, Ленинградская область).[9]
[править] Тральщики
Заложенный вторым 25 января 2017 года тральщик «Иван Антонов» стал первым серийным кораблем проекта 12700, и был спущен на воду 25 апреля 2018 года. Тральщик «Иван Антонов» вышел на заводские ходовые испытания 19 сентября 2018 года. Приемный акт по завершении Государственных испытаний был подписан 29 декабря 2018 года, а 26 января 2019 года в Балтийске состоялась торжественная церемония подъёма на тральщике Военно-морского флага Российской Федерации, корабль был зачислен в состав Черноморского флота. 16 августа 2019 года «Иван Антонов» вышел из Балтийска в переход вокруг Европы на Черноморский флот.[10]
[править] Фрегаты
Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 921), построенный на Северной верфи, был заложен там 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года и передан ВМФ России 28 июля 2018 года и вошел в состав Северного флота.[11]
[править] Гидрографические суда
Малое гидрографическое судно «Вайгач» в апреле 2008 года вошло в состав Балтийского флота.[12]
Малое гидрографическое судно проекта 19910 «Александр Рогоцкий» (заводской номер 201) было построено ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» (Благовещенск, Амурская область) по контракту, заключенному с Министерством обороны России в апреле 2015 года. Стоимость контракта, по известным данным, составила около 3 млрд рублей.[13]
Закладка малого гидрографического судна (МГС) «Николай Скосырев» проекта 19910 с заводским номером 01801 состоялась на ССЗ «Вымпел» 24 декабря 2015 года, спуск на воду был произведен 26 июня 2019 года. В октябре-ноябре 2019 года судно было отведено по внутренним водным путям из Рыбинска в Белое море, а затем в Мурманск, где были проведены заводские ходовые и Государственные испытания, приемный акт был подписан 14 июня 2020 года.[14]
Спуск на воду судна «Александр Рогоцкий» состоялся на заводе в Благовещенске 19 июля 2018 года, после чего в августе 2018 года судно было отбуксировано во Владивосток для доработок и проведения испытаний, которые были начаты весной 2019 года. Приемный акт на судно был подписан 1 августа 2019 года, после чего в середине августа 2019 года судно перешло на Камчатку.[15]
6 сентября 2019 года на Камчатке в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ России прошла торжественная церемония подъёма флага на новейшем малом гидрографическом судне проекта 19910 «Александр Рогоцкий».[16]
27 июня 2020 года в главной базе Северного флота Североморске состоялась торжественная церемония подъёма флага гидрографической службы Военно-морского флота России на малом гидрографическом судне проекта 19910 «Николай Скосырев» (заводской номер 01801), построенном на АО «Судостроительный завод „Вымпел“» (входит в Группу компаний «Калашников») в Рыбинске (Ярославская область). Это самое большое судно (водоизмещение 1200 тонн, длина 60 м), которое до настоящего времени было построено на ССЗ «Вымпел».[17]
[править] Госпитальные суда
По состоянию на июнь 2020 года в состав ВМФ России входили три госпитальных судна:[18]
- на Черноморском флоте «Енисей» (1981 года постройки), базируется в Севастополе
- на Северном флоте «Свирь» (1989 года) в Североморске
- на Тихоокеанском флоте «Иртыш» (1990 года) — во Владивостоке
[править] Грузопассажирские суда
Невский судостроительно-судоремонтный завод 7 августа 2018 года подписал контракт с АО «Сахалинлизингфлот» на постройку двух грузопассажирских судов проекта PV22, со сдачей до 31 декабря 2020 года. Стоимость контракта официально не объявлялась, но, судя по публикациям о конкурсе на строительство данных судов, в котором принимали участие шесть верфей, составила около 4,8 млрд рублей. Постройка головного судна проекта PV22 по данному контракту была начата на Невском судостроительно-судоремонтном заводе 15 февраля 2019 года.[19]
28 мая 2020 года на ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» в Шлиссельбурге (Ленинградская область) состоялся спуск на воду головного грузопассажирского судна «Адмирал Невельской» проекта PV22 для перевозок между Курильскими островами и между островом Сахалин и Курильскими островами. Заказчик судна — АО «Сахалинлизингфлот».[20]
[править] Грузовые суда
[править] Грузовые теплоходы
В 2012 году на Лене сдали в эксплуатацию новый грузовой теплоход «Виктор Литвинов».
[править] Сухогрузы
17 апреля 2020 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» состоялся спуск сухогруза «Пола Варвара», седьмого по счету судна в серии из 11 сухогрузов проекта RSD59.
27 мая 2020 года на заводе «Красное Сормово» состоялся спуск на воду сухогруза проекта RSD59 «Пола Агата».
5 июня 2020 года АО «Завод „Красное Сормово“» передало АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) очередной новый сухогруз проекта RSD59 «Пола Варвара».
12 августа 2020 года на судостроительном заводе «Окская судоверфь» (Нижегородская область) заложено пятое многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 8144 тонн проекта RSD59 «Астрол — 5» (строительный номер 5910) для компании «Астрол».
[править] Танкеры
2020 год — Завершение строительства самого крупного за историю современной России морского транспортного судна типа Aframax проекта 114К на ООО «ССК „Звезда“» (Приморский край).[21]
[править] Исследовательские суда
Строительство исследовательского судна «Академик Агеев» велось для ГУГИ на ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» (Отрадное, Ленинградская область) с 2015 года. Официальная церемония закладки «Академика Агеева» была произведена на новом судостроительном комплексе завода «Пелла» 15 сентября 2016 года.[22]
21 ноября 2019 года на ЗАО «Канонерский судостроительный завод» (Канонерский остров, Санкт-Петербург).состоялась официальная церемония спуска на воду из плавучего дока океанографического исследовательского судна (специального назначения) 1-го ранга «Академик Агеев» (заводской номер 451) проекта 16450 (шифр «Гараж-Гюйс»).[23]
[править] Катера
По двум контрактам 2014 года (на восемь катеров) и 2016 года (на шесть катеров) завод «Пелла» с 2015 по 2018 годы сдал Министерству обороны России суммарно 14 катеров проекта 03160.[24]
[править] Ледоколы
Rонтракт на строительство и поставку ФГУП «Атомфлот» портового ледокола проекта Aker Arc 124 по итогам конкурсных процедур был заключен ПАО «Выборгский судостроительный завод» 30 апреля 2015 года. Закладка судна в Выборге состоялась 27 сентября 2016 года, ледокол был переведен на самопогружающуюся баржу «Атлант» в августе 2017 года и спущен на воду 21 июня 2018 года.[25]
5 сентября 2019 года построенный на предприятии по заказу ФГУП «Атомфлот» портовый ледокол проекта Aker ARC 124 «Обь» (заводской номер 232) отправился на ходовые испытания в Балтийское море.[26]
В июне 2021 года было сообщено, что подведомственное Росморречфлоту ФКУ «Дирекция госзаказчика» объявило конкурс на строительство многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса Icebreaker7 и мощностью 18 МВт.[27]
[править] Атомные ледоколы
14 ноября 2020 года головной универсальный атомный ледокол ЛК-60Я проекта 22220 Арктика вышел из порта Мурманск в свой первый рабочий рейс.[28]
[править] Дизель-электрические ледоколы
3 ноября 2020 года состоялась церемония подъема флага на самом мощном в мире дизель-электрическом ледоколе «Виктор Черномырдин» проекта 22600 (ЛК-25). Церемония прошла в пассажирском порту Морской фасад в Санкт-Петербурге и в ней принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин. В церемонии также приняли участие председатель Совета директоров АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Георгий Полтавченко, министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.[29]
[править] Океанографические суда
25 января 2022 года из Калининграда в Балтийск было переведено перед предстоящим выходом на заводские ходовые испытания океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» проекта 02670, завершенное строительством на АО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.[30]
[править] Паромы
Контракт на проектирование паромов с ЗАО «Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб» был заключен в декабре 2012 года на сумму в 120 млн рублей. Разработанный проект CNF11CPD в октябре 2013 года был одобрен на Экспертном совете Росморречфлота.[31]
ГТЛК 29 декабря 2016 года подписала контракт с АСЗ как с единственным поставщиком на строительство двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов для паромной линии Ванино — Холмск (остров Сахалин) для реализации программы операционного лизинга железнодорожных паромов на линии Ванино — Холмск в целях обеспечения бесперебойного транспортного обеспечения Сахалина. Контрактная стоимость каждого судна составила 4,936 млрд рублей. Церемония закладки по данному контракту двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов для паромной линии Ванино — Холмск с заводскими номерами 300 и 301 состоялась на АСЗ 29 июня 2017 года, позднее паромам были присвоены названия «Александр Деев» и «Василий Ощепков».[32]
Паром «Александр Деев» (заводской номер 300) был спущен на воду 1 августа 2019 года.[33]
Как сообщил 9 августа 2019 года веб-ресурс «Корабел.ру», структура Росречморфлота выбрала верфи, которые построят два грузопассажирских парома для дальневосточных портов. По материалам сайта Госзакупок, речь идёт о двух паромах проекта CNF22 и NE-020.2.[34]
По состоянию на август 2019 года АСЗ выполнял заказ по строительству двух железнодорожно-автомобильных паромов для переправы на Сахалин Ванино—Холмск за 9,8 млрд руб.[35]
26 сентября 2020 года началась буксировка с ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ; входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» — ОСК) в Комсомольске-на-Амуре на достроечную базу во Владивосток головного грузопассажирского автомобильно-железнодорожного парома «Александр Деев» (заводской номер 300) проекта CNF11CPD/00300, строящегося для паромной линии Ванино — Холмск (остров Сахалин).[36]
[править] Пассажирские суда
Головное 120-местное СПК нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 (заводской номер 02701) строилось на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске (входит в «Калашников») длительное время, было официально заложено там 23 августа 2013 года, спущено на воду 20 октября 2017 года, а 16 ноября 2017 года было на барже доставлено в Севастополь на ООО «Судоремонтный завод „Персей“», где прошло дооборудование и отделку. Судно было введено в эксплуатацию ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки» на линии Севастополь-Ялта в июне 2018 года в присутствии Дмитрия Медведева.[37][38]
[править] Подводные лодки
[править] Атомные подводные лодки
В июле 2020 года Михаил Барабанов заявил: «Атомные подводные силы [ВМФ России] <…> сейчас находятся на минимуме боеготовности — достаточно напомнить, что за последние 20 лет флот получил только одну атомную многоцелевую подводную лодку. Большая часть номинально сохраняющихся в строю атомных подлодок позднесоветской и раннепостсоветской постройки сейчас находятся в длительных ремонтах, в результате чего количество боеспособных атомных нестратегических подводных лодок в ВМФ России сейчас буквально можно пересчитать по пальцам.»[39]
[править] Дизель-электрические подводные лодки
«Адмиралтейские верфи» по контрактам 2010 и 2011 годов построили шесть подводных лодок проекта 06363 для Черноморского флота, сданных ВМФ России в 2014—2016 годах.[40]
[править] Спасательные суда
Головное спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов» спустили на воду в 2012 году, а флаг вспомогательного флота ВМФ подняли в конце 2015 года.[41]
[править] Суда на подводных крыльях
В 2019 году ХМАО по программе льготного лизинга приобрел два скоростных судна на подводных крыльях «Валдай», построенные на мощностях Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р. Е. Алексеева, по льготной ставке 2,5 % через «Машпромлизинг».[42]
21 апреля 2020 года в Нижегородской области состоялся спуск на воду очередного судна на подводных крыльях «Валдай 45Р».[43]
[править] Суда снабжения
8 сентября 2017 года Путин принял участие в закладке четырех многофункциональных судов снабжения для «Роснефти». Суда получили имена «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария».[44]
[править] Траулеры
26 августа 2019 года на ПСЗ «Янтарь» состоялась торжественная церемония начала строительства большого морозильного траулера (БМРТ) проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов», заказчиком которого, как и трех предыдущих судов, является Рыболовецкий колхоз имени В. И. Ленина.[45]
По состоянию на январь 2020 года на заводе «Янтарь» продолжалось строительство крупнейшего в России БМРТ «Виктор Гаврилов».[46]
[править] Предприятия
[править] Зеленодольский завод
В 2019 году Зеленодольский завод подписал соглашение с «Газпромом» о строительстве судна на СПГ и организации на нем пассажирских перевозок.[47]
[править] Лизинг
Программа ГТЛК по развитию лизинга отечественных судов с государственным софинансированием стартовала в 2018 г.[48]
[править] Страхование
10 июня 2022 года агентство Рейтер заявило, что государственная Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) теперь является основным перестраховщиком российских судов, в том числе флота «Совкомфлота», после того как западные страховые компании отозвали страховое покрытие для российских судовладельцев, сообщили Рейтер три человека, знакомые с этим вопросом.[49]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]