Атомные ледоколы в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Решение о строительстве докового цеха для ремонта и обслуживания оборудования атомных ледоколов на базе Мурманского судоремонтного завода было принято в 2011 году после банкротства Мурманского СРЗ.[1]
По состоянию на август 2019 года у России имелись атомные ледоколы «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр».
22 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге на АО «Балтийский завод» (в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация» — ОСК) состоялись церемонии поднятия Государственного флага на третьем построенном универсальном атомном ледоколе проекта 22220 (ЛК-60Я) «Урал» (строительный номер 05708) и спуска на воду четвертого строящегося атомного ледокола проекта 22220 «Якутия» (строительный номер 05709). В формате видеоконференцсвязи в обоих церемониях принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин. На Балтийском заводе в церемониях приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов, исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица.[2]
Содержание |
[править] Производство
Принципиальное решение о строительстве четвёртого и пятого атомных ледоколов ЛК-60 мощностью 60 МВт было принято на совещании под председательством премьера Дмитрия Медведева 28 ноября 2018 года на Балтзаводе. 19 июля 2019 года ФГУП «Атомфлот» объявило о конкурсе на строительство четвёртого и пятого атомных ледоколов ЛК-60 мощностью 60 МВт.[3]
[править] Ледоколы
[править] Арктика
Балтийский завод осуществил постройку головного универсального атомного ледокола «Арктика» (строительный номер 05706) проекта 22220 (ЛК-60Я) по контракту стоимостью 36,959 млрд рублей с государственной корпорацией «Росатом» для ФГУП «Атомфлот», заключенному 20 августа 2012 года.[4]
Ледокол был заложен на Балтийском заводе, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) 5 ноября 2013 г. и спущен на воду 16 июня 2016 г. Ледокол вышел на заводские ходовые испытания 12 декабря 2019 года. 1й этап ходовых испытаний был успешно завершен в декабре 2019 г., а в сентябре 2020 г. — заключительный этап ходовых испытаний.[5][6]
От достроечной набережной Балтийского завода в г. Санкт-Петербург ледокол вышел 22 сентября 2020 г. в направлении порта приписки Мурманск.[7]
3 октября в 18:00 мск в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.[8]
12 октября 2020 г. ледокол Арктика прибыл в порт Мурманска.[9]
Приемный акт ледокола «Арктика» был подписан 21 октября 2020 года в Мурманске.[10]
Самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 21 октября 2020 года официально вошёл в состав российского атомного флота.[11]
1 декабря 2021 года головной универсальный атомный ледокол «Арктика» ФГУП «Атомфлот» после завершения ходовых испытаний вышел с рейдовой стоянки порта Санкт-Петербург в направлении акватории Северного морского пути.
[править] Россия
23 апреля 2020 года в Мурманске и Владивостоке состоялось дистанционное подписание контракта на строительство атомного ледокола «Лидер» проекта 10510 между ФГУП «Атомфлот» и ООО «Судостроительный комплекс „Звезда“». Подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и генеральный директор ООО «СКК „Звезда“» Сергей Целуйко.[12]
6 июля 2020 года судостроительный комплекс «Звезда» приступил к строительству головного большого линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер»), получившего название «Россия».[13][14]
[править] Сибирь
Ледокол «Сибирь» (строительный номер 05707) был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года, спущен на воду 22 сентября 2017 года и введен в эксплуатацию 24 декабря 2021 года.[15]
[править] Урал
Строительство ледокола «Урал» осуществлено по контракту, заключенному 29 мая 2014 года ООО «Балтийский завод — Судостроение» с государственной корпорацией «Росатом» на постройку для ФГУП «Атомфлот» двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я) общей стоимостью 84,4 млрд рублей.[16]
Закладка атомного ледокола «Урал» (строительный номер 05708) была произведена на Балтийском заводе 25 июля 2016 года. Спуск на воду был произведен 25 мая 2019 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а 14 октября 2022 года «Урал» вышел на заводские ходовые испытания.[17][18]
В сентябре-октябре 2018 года «ЗиО-Подольск» завершил изготовление и отправил на Балтийский завод два реактора РУ «РИТМ-200» для атомного ледокола «Урал».[19]
В декабре 2018 года было сообщено, что завод «ЗиО-Подольск» завершил изготовление ёмкостного оборудования для атомного ледокола нового поколения «Урал».[20]
[править] Чукотка
Атомный ледокол «Чукотка» (строительный номер 05712) был заложен на АО «Балтийский завод» 16 декабря 2020 года.[21]
[править] Якутия
26 мая 2020 года на Балтийском заводе (г. Санкт-Петербург) состоялась техническая закладка третьего серийного атомного ледокола «Якутия» (строительный номер 05709) проекта 22220.[22][23]
22 ноября 2022 года было сообщено, что в Санкт-Петербурге спустили на воду атомный ледокол «Якутия».[24]
[править] Прогнозы
В июне 2018 года президент «ОСК» Алексей Рахманов заявил, что «ОСК» до конца 2018 года может заключить контракт на строительство ещё 2 атомных ледоколов 60 МВт.
Планировалось, что ходовые испытания головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» начнутся в конце октября 2019 года.
[править] Показатели
По состоянию на 22 ноября 2022 года в составе «Атомфлота» было 6 атомных ледоколов.[25]