Патрульные суда в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Патрульные суда в России в XXI веке — один из видов военных судов в России в XXI веке.
Содержание |
[править] Разработка
9 февраля 2022 года отмечалось: «В России разработан патрульный корабль „Страж“, способный погружаться под воду. В ЦКБ „Рубин“ показали РИА Новости визуализацию своего проекта. „Страж“ будет сочетать в себе преимущества подводной лодки и надводного патрульного корабля.»[1]
[править] Проекты
[править] 22120
Проект 22120 (шифр «Пурга») был разработан ООО «ПКБ „Петробалт“» в качестве большого таможенного судна по заказу Федеральной таможенной службы России по заданию 2005 года. После отказа ФТС в 2009 году от данного проекта, финансирование проекта продолжилось со стороны Пограничной службы ФСБ, причем первоначально единицы проекта 22120 классифицировались в Пограничной службе как пограничные патрульные суда (ППС).[2]
Головное патрульное судно проекта 22120 с заводским номером 050 было заложено на ОАО «Морской завод „Алмаз“» изначально для ФТС РФ 25 июня 2006 года и после достройки для нового заказчика вошло в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России 29 апреля 2011 года как ПС-581. Осенью 2011 года Северным морским путем судно перешло к месту постоянно базирования в Невельск на Сахалине, затем оно переименовывалось в ППС-824, затем в ПС-824, а в июле 2017 года получило название «Контр-адмирал Колчин Е. С.».[3]
Патрульное судно ПС-825 модифицированного проекта 22120 с заводским номером 051 было начато постройкой на СФ «Алмаз» в апреле 2011 года, церемония закладки состоялась 25 ноября 2011 года. Судно вошло в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России 5 июля 2013 года, в сентябре того же года также перейдя в Невельск на Сахалине. Судно некоторое время обозначалось как ППС-825, затем снова как ПС-825, а с сентября 2018 года носит название «Контр-адмирал Дианов».[4]
В конце 2016 года СФ «Алмаз» был заключен с ФСБ России контракт на постройку еще одного патрульного судна (корабля) проекта 22120 с заводским номером 052, начальная (максимальная) цена контракта составляла 1,76364437 млрд рублей 44 копейки. Закладка патрульного судна «Камчатка» (заводской номер 052) по данному контракту была произведена на СФ «Алмаз» 24 мая 2017 года, корабль «Камчатка» был спущен на воду 17 мая 2018 года и вошел в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России 23 ноября 2018 года.[5]
В феврале 2018 года СФ «Алмаз» был заключен новый контракт с ФСБ России на строительство еще двух пограничных патрульных кораблей проекта 22120 с заводскими номерами 053 и 054, со сроком сдачи обеих в 2019 году. Церемония закладки обеих кораблей «Забайкалье» (заводской номер 053) и «Таймыр» (заводской номер 054) по данному контракту была произведена на заводе 30 мая 2018 года. Спуск на воду корабля «Забайкалье» был произведен в конце апреля 2019 года, а в июле корабль вошел в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, хотя официальных сообщений об этом не было.[6]
Корабль «Таймыр» (заводской номер 054) был спущен на воду без особой огласки в начале июля 2019 года.[7]
20 августа 2019 года через Балтийские проливы проследовали из Балтийского моря, направляясь на Север, новые однотипные пограничные патрульные корабли 2-го ранга «Камчатка» и «Забайкалье» проекта 22120 Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. 26 августа оба корабля прибыли в Мурманск. Таким образом, построенные на ПАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» в Санкт-Петербурге пограничные патрульные корабли «Камчатка» и «Забайкалье» проекта 22120 были введены в состав Пограничной службы ФСБ России и убыли к месту постоянного базирования.[8]
[править] 22160
Патрульный корабль «Павел Державин» (заводской номер 163) формально был заложен на Зеленодольском ССЗ 18 февраля 2016 года, но фактически строился в Керчи, где был спущен на воду 21 февраля 2019 года. В начале апреля 2020 года «Павел Державин» был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для прохождения программы испытаний.[9]
8 мая 2016 года в Зеленодольске на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» состоялась торжественная церемония закладки для ВМФ России четвёртого патрульного корабля проекта 22160, получившего название «Сергей Котов» (заводской номер 164). В торжественной церемонии закладки корабля «Сергей Котов» приняли участие Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев, Президент Татарстана Рустам Минниханов, глава Зеленодольского района Александр Тыгин, генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров, генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» Ренат Мистахов, главный конструктор проекта 22160 АО «Северное проектно-конструкторское бюро» Алексей Наумов.[10]
Как сообщила 22 июля 2020 года пресс-служба Черноморского флота, из Новороссийска на заводские ходовые испытания вышел патрульный корабль «Павел Державин» проекта 22160 (заводской номер 163) — третий корабль этого проекта, и первый, построенный на ООО «Судостроительный завод „Залив“» в Керчи.[11]
[править] 23550
27 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге на АО «Адмиралтейские верфи» (предприятие входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») Президент Российской Федерации Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии закладки для ВМФ России второго многофункционального патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов» проекта 23550 (шифр «Арктика») с заводским номером 02461. В церемонии также принял участие Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу.[12]