Нефтепродукты в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Производство
Выпуск нефтепродуктов в России в октябре 2019 года заметно вырос. Отчасти это было связано с завершением ремонтных работ на некоторых нефтеперерабатывающих заводах, а также с увеличением спроса со стороны нефтехимического комплекса.[1]
[править] Внешняя торговля
[править] Экспорт
Экспорт нефтепродуктов из России снизился на 10,5 % г/г в 2022 с 2,82 до 2,52 млн баррелей в день.[2]
[править] Цены
Согласно данным Росстата, весной и в начале лета 2018 года в России наблюдался ускоренный рост цен на бензин и дизельное топливо, превышающий уровень инфляции.
В 2018 году правительство России заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен на топливо.
Стабилизировать динамику потребительских цен на нефтепродукты в июле 2018 года позволило снижение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 июня 2018 года и достижение договорённостей с крупнейшими нефтяными компаниями об ограничении темпа роста цен на них.[3]
Цены на бензин в России выросли в 2022 году на 0,7 %, на дизель — на 10 %, что ниже уровня инфляции.[4]
[править] Торговля
[править] Организованная торговля
По итогам 2022 года в России объём торгов нефтепродуктами в денежном выражении вырос на 3 %, или на 39 млрд рублей, при этом в натуральном выражении рост составил 7,8 % (+2,1 млн тонн).[5]
[править] Торговые площадки
[править] СПбМТСБ
Торговля нефтепродуктами на СПбМТСБ велась с 2008 года.[6]
В сентябре 2008 года на СПбМТСБ состоялись первые торги дизельным топливом и авиакеросином в секции «Нефтепродукты».[7]
В 2017 году в секции Нефтепродукты СПбМТСБ объём торговли нефтепродуктами, а также отдельными категориями товаров, выработанными из нефти и газа, составил 18,725 млн тонн нефтепродуктов (+9,1 % г/г).[8]
В 2022 году на АО «СПбМТСБ» стартовали организованные торги нефтепродуктами в сегменте мелкого опта с участием оператора товарных поставок ООО «ОТП ТЭК».[9]
[править] Поставочные фьючерсы
В 2022 году в России объём торгов поставочными фьючерсными контрактами на нефтепродукты сократился на 73 % и составил 11,6 млрд рублей. Сокращение обусловлено в основном прекращением торгов с февраля 2022 года одним из основных инструментов срочного рынка нефтепродуктов — ПФИ ДТ FOB порт Приморск, который был ориентирован на экспортный рынок. Объем торгов данным инструментом составил 1,88 млрд руб., или 16 % от общего объёма торгов в 2022 году.[10]
[править] Транспортировка
14 мая 2008 года компания «Транснефтепродукт» ввела в строй первый пусковой комплекс проекта «Север», который включал в себя магистральный нефтепродуктопровод Кстово (Второво) — Ярославль — Кириши — Приморск протяжённостью 1056 км и морской терминал по погрузке светлых нефтепродуктов.
[править] Железнодорожный транспорт
В марте 2016 года было сообщено, что «Трансойл» заключил контракты на перевозку 53 млн тонн нефтепродуктов для «Роснефти».[11]
[править] Компании
[править] Омский НПЗ
В апреле 2017 года было сообщено, что Омский НПЗ приступил к строительству автоматический установки тактового налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны.[12]
[править] Показатели
В 2022 году объем возвратного акциза на нефтяное сырье и демпферных платежей нефтепереработчикам из бюджета (российские НПЗ получают эти субсидии для стимулирования внутренних продаж, если рентабельность экспорта нефтепродуктов оказывается выше, чем продаж на внутреннем рынке) достиг 3,25 трлн руб., что в 2,5 раза выше, чем в 2021 году (1,29 трлн).[13]