Двигатели в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды

[править] Авиационные двигатели

В июле 2020 года первый замгендиректора корпорации «Ростех» Владимир Артяков заявил: «В отношении военной техники эта цифра [доля российских двигателей, устанавливаемых на российской авиатехнике] — 100 %, иначе нельзя. Военная авиация не может использовать зарубежные агрегаты и комплектующие ни при каких обстоятельствах. Если говорить о гражданских вертолетах, цифра чуть ниже — на уровне 87,5 %, но мы ведем постоянную работу, чтобы повысить этот показатель. Все современные гражданские самолеты также комплектуются преимущественно российскими двигателями. Единственное исключение — SaM146 для „Суперджетов“ SSJ100. Они, как вам известно, разработаны и производятся ОДК совместно с французской компанией Safran[1]

[править] Электрические авиационные двигатели

СибНИА им. С. А. Чаплыгина совместно с ЦИАМ в 2021 году создали самолёт-лабораторию Як-40ЛЛ. Это первая в России летающая лаборатория для испытаний гибридной силовой установки, включающей электрический авиационный двигатель мощностью 500 кВт.[2]

[править] ВК-800

Испытания газогенератора ВК-800 начались 22 сентября 2022 года.[3]

[править] Автомобильные двигатели

Автомобильный двигатель V12 впервые был продемонстрирован на стенде НАМИ на Московском автосалоне в 2016 году.[4]

[править] Вертолётные двигатели

По состоянию на август 2017 года «ОДК» вела формирование научно-технического задела для создания вертолётного двигателя ПДВ.[5]

«ОДК» приступила к разработке нового вертолётного двигателя в классе мощности 400—700 лошадиных сил в 2018 году.[6]

По состоянию на июль 2020 года на «ОДК» велось создание новой линейки вертолётных двигателей: ВК-650 в классе мощности 400—700 л.с., а также ВК-1600 в классе мощности 1300—1700 л.с.[7]

По состоянию на май 2021 года ОДК работала над созданием российского двигателя для тяжёлого вертолета Ми-26.[8]

[править] ВК-650

В 2019 году предприятие «ОДК-Климов» объявило о начале разработки нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В.[9]

В 2020 году был выполнен большой объем работ в рамках реализации проекта по созданию ВК-650В — двигателя, предназначенного для установки на вертолеты Ка-226.[10]

Двигатель ВК-650В был впервые представлен в сентябре 2020 года.[11]

В декабре 2020 года «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» («ОДК-УМПО», входит в ОДК) изготовлены и отгружены в «ОДК-Климов» узлы для двигателя-демонстратора ВК-650В: ротор свободной турбины, камера сгорания и узел опор турбин. По итогам испытаний эти детали и узлы подтвердили заложенные в техническом задании характеристики.[12]

Проект ВК-650 в 2021 году продемонстрировал очень существенный прогресс.[13]

По состоянию на декабрь 2021 года компания «ОДК-Климов» активно вела разработку нового турбовального двигателя ВК-650В.[14]

[править] ВК-1600

Практически одновременно с ВК-650В был запущен проект создания турбовинтового двигателя ВК-1600В для использования в составе силовой установки вертолёта Ка-62. На начальном этапе обе программы шли «бок о бок»: старт в 2019 году, в конце того же года — защита эскизного проекта, в 2020 году завершение разработки конструкторской документации.[15]

По состоянию на декабрь 2021 года компания «ОДК-Климов» активно вела разработку нового турбовального двигателя ВК-1600В.[16]

[править] ВК-2500

В 2001 году успешно прошли государственные испытания двигателя ВК-2500 для военных вертолётов. Его основное отличие от предшественников — цифровая система автоматического управления, которая была разработана конструкторами «ОДК-Климов».[17]

В 2009 году УМПО вошло в состав кооперации по проекту импортозамещения вертолетных двигателей и начало подготовку производства компонентов ВК-2500.[18]

В 2018 году двигатели ВК-2500ПС-03 в составе силовой установки вертолёта Ми-171А2 принимали участие в демотуре по Юго-Восточной Азии.[19]

В 2020 году ВК-2500П успешно прошёл государственные стендовые испытания.[20]

В конце 2020 года АО «ОДК-Климов» вплотную занялось работой по созданию двигателя ВК-2500ПС-02, предназначенного для модернизации вертолетов Ка-32.[21]

[править] ТВ7-117В

В 2007 году в связи с запретом Конгресса США на поставки двигателя фирмы Пратт-Уитни на вертолёт Ми-38 была проведена НИР «Исследование возможности применения двигателя ТВ7-117В в составе силовой установки Ми-38», НИР «ТВ7-117В» (ОАО «Климов»). В результате были разработаны и изготовлены два макета двигателя ТВ7-117В для привязки к существующей мотогондоле (с переносом мест расположения агрегатов) применительно к модификациям Ми-38-2 и Ми-38-3, разработаны электронные твердотельные модели двигателя с промежуточным редуктором и мотогондолы с обвязкой, математическая модель САУ двигателя, выполнена оценка системы воздушного запуска ГТД ТВ7-117В с применением ВГТД ТА-14, а также концепции и основных параметров пылезащитно устройства для двигателя ТВ7-117В.[22]

В первой половине 2015 года двигатели ТВ7-117В успешно прошли сертификацию.[23]

[править] Газотурбинные двигатели

Как сообщил 22 июля 2020 года российский Фонд перспективных исследований, в Татарстане на базе авиационного центра «Казанбаш» впервые в России прошли лётные испытания газотурбинного двигателя МГТД-20, изготовленного методом 3D-печати.[24]

12 декабря 2022 года отмечалось: «В интересах „Газпрома“ АО „ОДК“ (входит в Госкорпорацию „Ростех“) разрабатывает газотурбинный двигатель АЛ-41СТ-25 мощностью 25 МВт. По своим показателям он отвечает самым современным требованиям к топливной экономичности, длительному межремонтному ресурсу и высоким экологическим параметрам. Отличительной особенностью нового двигателя является единый газогенератор, который позволяет создать линейку приводных двигателей мощностью от 25 МВт до 42 МВт.»[25]

[править] Двигатели внутреннего сгорания

[править] Дизельные двигатели

В федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» (2007—2011 гг.) предусмотрели финансирование на подраздел с названием «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011—2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения». На это выделили 8 млрд бюджетных средств, часть работ профинансировали сами двигателестроители.[26]

В конце 2000-х — первой половине 2010-х годов на ведущих предприятиях дизелестроения начали создавать дизели нового поколения.[27]

Контракт с Минпромторгом России на разработку линейки дизелей мощностью 1000-3000 кВт для различных отраслей подписали в 2012 году.[28]

В ноябре 2013 года было сообщено, что компания «Ростсельмаш» подписала соглашение на поставку дизельных двигателей для комбайнов с дочерней структурой Daimler AG — компанией MTU Friedrichshafen.[29]

По состоянию на ноябрь 2019 года в Коломне продолжались испытания опытных образцов дизелей семейства Д-500.[30]

6 февраля 2023 года «ТМХ» писал: «На Пензадизельмаше (ПДМ, входит в состав ТМХ) разработали и запускают проект „Развитие дизельного производства“, основными задачами которого являются достижение технологического суверенитета, выпуск альтернативной продукции и выход на новые рынки. В рамках проекта на предприятии занимаются разработкой новых дизельных двигателей с улучшенными техническими характеристиками и новых турбокомпрессоров с расширением модельного ряда.»[31]

[править] Рядные двигатели

Проект «Разработка и организация производства семейства перспективных 6-цилиндровых рядных двигателей рабочим объёмом 12 литров» (рабочее название «Тибет») был открыт на «КАМАЗе» в 2014 году.[32]

[править] Ракетные двигатели

Сертификация РД-191 завершена в мае 2011 года.[33]

[править] Самолётные двигатели

Как сообщило 23 ноября 2019 года информационное агентство РИА Новости, Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершил научно-исследовательскую работу «Адаптация» по превращению автомобильного двигателя семейства автомобилей «Кортеж» в авиационный. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе института. Как отметил руководитель работы, начальник отдела ЦИАМ Лев Финкельберг, была проведена оценка возможного использования двигателя, созданного по такой схеме, на двухдвигательном девятиместном и однодвигательном шестиместном самолетах местных воздушных линий.[34]

По состоянию на июль 2020 года «ОДК-УМПО» разрабатывало проект по унификации двигателя для самолётов семейства «Су» (Су-27, Су-30, Су-35).[35]

[править] АЛ-31Ф

В 2001 году в рамках контракта на лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ Уфимское моторостроительное производственное объединение было определено головным предприятием по оказанию корпорации Hindustan Aeronauticus Limited технического содействия в производстве двигателя АЛ-31ФП. Индийской стороне были поставлены технологические комплекты двигателей, нестандартизированное оборудование, средства технологического оснащения и техническая документация.[36]

Доля УМПО в общероссийском объёме поставок авиадвигателей серии АЛ-31Ф и АЛ-31ФП в 2012 году составила 60 % и 100 % соответственно.[37]

[править] АЛ-41Ф-1С

Самолётный двигатель АЛ-41Ф-1С
Самолётный двигатель АЛ-41Ф-1С

В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.[38]

В 2008 году состоялся первый полёт многоцелевого истребителя Су-35 с двигателями 117С.[39]

20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С.[40]

9 августа 2010 года УМПО начало поставки двигателей поколения 4++ АЛ-41Ф1С для истребителей Су-35С по заключённому в 2009 году крупному долгосрочному контракту между АО «Компания „Сухой“» и Министерством обороны России. В 2015 году УМПО в полном объёме выполнило обязательства по данному контракту.[41][42]

В 2018 году в СМИ была опубликована информация о совместной работе Корпорации «Иркут», Компании «Сухой» и «ОДК-УМПО» по модернизации самолёта Су-30СМ с установкой двигателя АЛ-41Ф-1С.[43]

[править] Д-18

По состоянию на июль 2020 года Уральский завод гражданской авиации осваивал ремонт двигателей Д-18Т, применяемых на самолётах Ан-124 «Руслан».[44]

[править] Д-30

Компания «ОДК — Пермские моторы» в 2018 году заявила о том, что готова быстро возобновить выпуск ключевых узлов и агрегатов уникальных двигателей Д-30Ф6, установленных на МиГ-31.[45]

[править] Изделие 30

Двигатель «Изделие 30» приступил к лётным испытаниям в декабре 2017 года.[46]

По состоянию на июль 2020 года двигатель «Изделие 30» проходил лётные и стендовые испытания.[47]

[править] НК-32

В августе 2020 года было сообщено, что Объединенная двигателестроительная корпорация поставила первую установочную партию двигателей НК-32 второго этапа для модернизированных Ту-160М.[48]

[править] ПД-8

В 2021 году в Рыбинске были проведены первые запуски газогенератора ПД-8, которые обеспечила аппаратура «ОДК-СТАР».[49]

[править] ПД-14

В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».[50]

Путин в июне 2008 года во время посещения ВИАМа поддержал инициативу по созданию семейства газотурбинных двигателей гражданской авиации на базе унифицированного газогенератора.[51]

Проектирование авиационного двигателя ПД-14 началось в 2008 году.[52]

Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году.[53]

В ноябре 2015 года двигатель ПД-14, оснащённый комплектом завихрителей производства ВИАМ, совершил первый полёт в составе летающей лаборатории Ил-76.[54]

В 2018 году на двигатель ПД-14 был выдан сертификат типа Росавиации.[55]

Госкорпорация «Ростех» 23 июля 2020 года сообщила об успешном завершении технологической установки авиационных двигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21-310. Навеска силовых установок прошла на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации, и подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.[56]

[править] ПД-35

Программа создания двигателей большой тяги на базе унифицированного газогенератора двигателя ПД-35 стартовала в 2016 году и включала НИР, нацеленные на создание научно-технического задела, а также ОКР по созданию газогенератора – демонстратора технологий и двигателя – демонстратора технологий. В 2017 году сформирован концептуальный облик семейства двигателей, в 2018 году сформировано техзадание и выбраны ключевые параметры двигателя, в 2019 году выполнен технический проект, в 2020 году изготовлен демонстратор газогенератора, подготовлена стендовая база.[57]

По состоянию на июль 2020 года велась работа по созданию семейства российских двигателей ПД-35.[58]

Осенью 2021 года на предприятии «Валы ГТД» было установлено специальное оборудование для изготовления длинных валов двигателя ПД-35 — рассчитанное на наружную и внутреннюю обработку валов длиной более 3-х метров.[59]

В 2021 году был произведен успешный запуск прототип газогенератора ПД-35 с использованием автоматики, гидромеханики, электроники и программного обеспечения «ОДК-СТАР».[60]

[править] ПС-90

В 2005 году авиационный двигатель ПС-90А продавался за $3 млн.[61]

В конце 2003 г. ПС-90А-76 был сертифицирован Авиарегистром МАК (Дополнение к Сертификату типа № 16-Д/22) и с 2004 г. выпускается серийно Пермским моторным заводом.[62]

[править] РД-33МК

С 2012 года УМПО готовит материально-техническую базу для производства и испытаний двигателя РД-33МК. Он устанавливается на истребители МиГ-29К/МиГ-29КУБ, МиГ-29М/МиГ-29М2, МиГ-29МОВТ, МиГ-35/МиГ-35Д.[63]

[править] РД-93

Впервые о разработке двигателя РД-93МА на «Климове» упоминалось в 2012 году.[64]

По состоянию на апрель 2019 года велась разработка двигателя РД-93МА для китайского самолёта JF-17.[65]

[править] ТВ7-117

В марте 2019 года двигатели ТВ7-117СТ обеспечили первый успешный полёт нового российского военно-транспортного самолёта Ил-112В.[66]

В 18:30 мск 19 января 2023 года Ростех сообщил, что двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального пассажирского самолёта Ил-114-300 получил сертификат типа.[67]

[править] SaM146

В августе 2021 года было сообщено, что авиакомпания Red Wings заключила первый прямой контракт на сервисное обслуживание двигателей SSJ 100 с «Объединенной двигателестроительной корпорацией». Соглашение объемом примерно $500 млн рассчитано на 20 лет. Согласно соглашению, Red Wings будет платить фиксированную ставку за реальный летный час. «В мировой авиации именно такая схема является наиболее эффективной и востребованной, позволяет минимизировать риски авиакомпании»,— пояснили в Red Wings.[68]

АО «ОДК-Сатурн» в июне 2022 года получило в Росавиации сертификат разработчика модификаций двигателя SaM146.[69]

[править] PW1400G

В 2019 году для МС-21 заказали 40 двигателей PW1400G со сроками поставки до 2023 года.

[править] Судовые газотурбинные двигатели

В 2006 и 2008 годах по заказу Министерства обороны России были успешно завершены опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей: в частности, были разработаны два морских газотурбинных двигателя — М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л.с.[70]

В 2014 году в России был дан старт второму этапу программы по разработке и освоению изготовления морских газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов.[71]

НПО «Сатурн» с 2014 года занимается организацией производства газотурбинных двигателей для военных кораблей.

В рамках государственной программы импортозамещения в период с 2014 по 2017 год ОДК созданы две модификации двигателя М70ФРУ — ГТД М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной (для надводных кораблей) и ГТД М70ФРУ-2 с передним отводом мощности (для десантных кораблей на воздушной подушке).[72]

Весной 2017 года президент России принял участие в запуске испытания новейшего газотурбинного агрегата для ВМФ.[73]

В конце 2017 года в ОДК были выполнены три ОКР:[74]

  • по разработке технологии серийного изготовления двигателя мощностью 27 500 л.с. для применения в составе газотурбинных агрегатов (ГТА) водоизмещающих кораблей;
  • по разработке ГТА на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке;
  • по разработке реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для водоизмещающих кораблей.

В 2020 году ОДК осуществила поставку «Северной верфи» двух первых агрегатов М55Р для фрегата «Адмирал Головко».[75]

По состоянию на июнь 2021 года «ОДК» прорабатывала варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР.[76]

[править] М75РУ

2006 год — Успешное проведение государственных стендовых испытаний первого российского морского газотурбинного двигателя М75РУ.[77]

[править] М70ФРУ

2008 году — Успешное проведение государственных стендовых испытаний российского морского газотурбинного двигателя М70ФРУ.[78]

[править] Тяговые двигатели

7 февраля 2023 года было сообщено, что «ТМХ-Электротех» получил сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза на новые российские асинхронные тяговые двигатели ДТА-200Т, предназначенные для маневровых тепловозов ТЭМ23.[79]

[править] Электродвигатели

24 октября 2018 года по видеосвязи из Москвы Владимир Путин запустил завод «Русские электрические двигатели». Предприятие полного производственного цикла создали компании «Транснефть», «Конар» и Nidec ASI (Италия).[80]

[править] Системы управления двигателями

В 2014 году успешно прошли квалификационные испытания новой цифровой электронной системы автоматического управления и контроля двигателя РД-33БАРК-88. Изделие пришло на замену технически устаревшим агрегатам, выполненным на аналоговой элементной базе. В 2014 г. БАРК-88 был поставлен в серийное производство. Применение изделия существенно повышает эксплуатационные возможности самолета МиГ-29.

[править] Материалы для двигателей

Совместный проект Фонда перспективных исследований и ФГУП «ВИАМ» по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных и ракетных двигателей стартовал в ноябре 2015 года.[81]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
  8. Главная подъемная сила. Об инновациях и развитии вертолетного двигателестроения России. 21 мая 2021
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. [9]
  13. [10]
  14. [11]
  15. [12]
  16. [13]
  17. [14]
  18. История предприятия
  19. [15]
  20. [16]
  21. [17]
  22. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  23. Вертолет Ми-38 получил сертификат типа. 31 декабря 2015
  24. [18]
  25. [19]
  26. [20]
  27. [21]
  28. [22]
  29. [23]
  30. [24]
  31. [25]
  32. [26]
  33. [27]
  34. [28]
  35. [29]
  36. Международное сотрудничество
  37. Международное сотрудничество
  38. АЛ-41Ф-1С
  39. 1997-2008
  40. АЛ-41Ф-1С
  41. История предприятия
  42. АЛ-41Ф-1С
  43. [30]
  44. Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
  45. [31]
  46. [32]
  47. Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
  48. [33]
  49. [34]
  50. [35]
  51. ВИАМ добавит материалам интеллекта. 14 февраля 2022
  52. [36]
  53. [37]
  54. [38]
  55. [39]
  56. [40]
  57. [41]
  58. Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
  59. [42]
  60. [43]
  61. [44]
  62. Взлёт. Декабрь 2014
  63. История предприятия
  64. [45]
  65. [46]
  66. [47]
  67. [48]
  68. [49]
  69. [50]
  70. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  71. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  72. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  73. [51]
  74. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  75. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  76. Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
  77. 1997-2008
  78. 1997-2008
  79. [52]
  80. [53]
  81. [54]
История двигателей в России
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Россия в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты