Двигатели в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание
|
[править] Виды
[править] Авиационные двигатели
В июле 2020 года первый замгендиректора корпорации «Ростех» Владимир Артяков заявил: «В отношении военной техники эта цифра [доля российских двигателей, устанавливаемых на российской авиатехнике] — 100 %, иначе нельзя. Военная авиация не может использовать зарубежные агрегаты и комплектующие ни при каких обстоятельствах. Если говорить о гражданских вертолетах, цифра чуть ниже — на уровне 87,5 %, но мы ведем постоянную работу, чтобы повысить этот показатель. Все современные гражданские самолеты также комплектуются преимущественно российскими двигателями. Единственное исключение — SaM146 для „Суперджетов“ SSJ100. Они, как вам известно, разработаны и производятся ОДК совместно с французской компанией Safran.»[1]
[править] Электрические авиационные двигатели
СибНИА им. С. А. Чаплыгина совместно с ЦИАМ в 2021 году создали самолёт-лабораторию Як-40ЛЛ. Это первая в России летающая лаборатория для испытаний гибридной силовой установки, включающей электрический авиационный двигатель мощностью 500 кВт.[2]
[править] ВК-800
Испытания газогенератора ВК-800 начались 22 сентября 2022 года.[3]
[править] Автомобильные двигатели
Автомобильный двигатель V12 впервые был продемонстрирован на стенде НАМИ на Московском автосалоне в 2016 году.[4]
[править] Вертолётные двигатели
По состоянию на август 2017 года «ОДК» вела формирование научно-технического задела для создания вертолётного двигателя ПДВ.[5]
«ОДК» приступила к разработке нового вертолётного двигателя в классе мощности 400—700 лошадиных сил в 2018 году.[6]
По состоянию на июль 2020 года на «ОДК» велось создание новой линейки вертолётных двигателей: ВК-650 в классе мощности 400—700 л.с., а также ВК-1600 в классе мощности 1300—1700 л.с.[7]
По состоянию на май 2021 года ОДК работала над созданием российского двигателя для тяжёлого вертолета Ми-26.[8]
[править] ВК-650
В 2019 году предприятие «ОДК-Климов» объявило о начале разработки нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В.[9]
В 2020 году был выполнен большой объем работ в рамках реализации проекта по созданию ВК-650В — двигателя, предназначенного для установки на вертолеты Ка-226.[10]
Двигатель ВК-650В был впервые представлен в сентябре 2020 года.[11]
В декабре 2020 года «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» («ОДК-УМПО», входит в ОДК) изготовлены и отгружены в «ОДК-Климов» узлы для двигателя-демонстратора ВК-650В: ротор свободной турбины, камера сгорания и узел опор турбин. По итогам испытаний эти детали и узлы подтвердили заложенные в техническом задании характеристики.[12]
Проект ВК-650 в 2021 году продемонстрировал очень существенный прогресс.[13]
По состоянию на декабрь 2021 года компания «ОДК-Климов» активно вела разработку нового турбовального двигателя ВК-650В.[14]
[править] ВК-1600
Практически одновременно с ВК-650В был запущен проект создания турбовинтового двигателя ВК-1600В для использования в составе силовой установки вертолёта Ка-62. На начальном этапе обе программы шли «бок о бок»: старт в 2019 году, в конце того же года — защита эскизного проекта, в 2020 году завершение разработки конструкторской документации.[15]
По состоянию на декабрь 2021 года компания «ОДК-Климов» активно вела разработку нового турбовального двигателя ВК-1600В.[16]
[править] ВК-2500
В 2001 году успешно прошли государственные испытания двигателя ВК-2500 для военных вертолётов. Его основное отличие от предшественников — цифровая система автоматического управления, которая была разработана конструкторами «ОДК-Климов».[17]
В 2009 году УМПО вошло в состав кооперации по проекту импортозамещения вертолетных двигателей и начало подготовку производства компонентов ВК-2500.[18]
В 2018 году двигатели ВК-2500ПС-03 в составе силовой установки вертолёта Ми-171А2 принимали участие в демотуре по Юго-Восточной Азии.[19]
В 2020 году ВК-2500П успешно прошёл государственные стендовые испытания.[20]
В конце 2020 года АО «ОДК-Климов» вплотную занялось работой по созданию двигателя ВК-2500ПС-02, предназначенного для модернизации вертолетов Ка-32.[21]
[править] ТВ7-117В
В 2007 году в связи с запретом Конгресса США на поставки двигателя фирмы Пратт-Уитни на вертолёт Ми-38 была проведена НИР «Исследование возможности применения двигателя ТВ7-117В в составе силовой установки Ми-38», НИР «ТВ7-117В» (ОАО «Климов»). В результате были разработаны и изготовлены два макета двигателя ТВ7-117В для привязки к существующей мотогондоле (с переносом мест расположения агрегатов) применительно к модификациям Ми-38-2 и Ми-38-3, разработаны электронные твердотельные модели двигателя с промежуточным редуктором и мотогондолы с обвязкой, математическая модель САУ двигателя, выполнена оценка системы воздушного запуска ГТД ТВ7-117В с применением ВГТД ТА-14, а также концепции и основных параметров пылезащитно устройства для двигателя ТВ7-117В.[22]
В первой половине 2015 года двигатели ТВ7-117В успешно прошли сертификацию.[23]
[править] Газотурбинные двигатели
Как сообщил 22 июля 2020 года российский Фонд перспективных исследований, в Татарстане на базе авиационного центра «Казанбаш» впервые в России прошли лётные испытания газотурбинного двигателя МГТД-20, изготовленного методом 3D-печати.[24]
12 декабря 2022 года отмечалось: «В интересах „Газпрома“ АО „ОДК“ (входит в Госкорпорацию „Ростех“) разрабатывает газотурбинный двигатель АЛ-41СТ-25 мощностью 25 МВт. По своим показателям он отвечает самым современным требованиям к топливной экономичности, длительному межремонтному ресурсу и высоким экологическим параметрам. Отличительной особенностью нового двигателя является единый газогенератор, который позволяет создать линейку приводных двигателей мощностью от 25 МВт до 42 МВт.»[25]
[править] Двигатели внутреннего сгорания
[править] Дизельные двигатели
В федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» (2007—2011 гг.) предусмотрели финансирование на подраздел с названием «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011—2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения». На это выделили 8 млрд бюджетных средств, часть работ профинансировали сами двигателестроители.[26]
В конце 2000-х — первой половине 2010-х годов на ведущих предприятиях дизелестроения начали создавать дизели нового поколения.[27]
Контракт с Минпромторгом России на разработку линейки дизелей мощностью 1000-3000 кВт для различных отраслей подписали в 2012 году.[28]
В ноябре 2013 года было сообщено, что компания «Ростсельмаш» подписала соглашение на поставку дизельных двигателей для комбайнов с дочерней структурой Daimler AG — компанией MTU Friedrichshafen.[29]
По состоянию на ноябрь 2019 года в Коломне продолжались испытания опытных образцов дизелей семейства Д-500.[30]
6 февраля 2023 года «ТМХ» писал: «На Пензадизельмаше (ПДМ, входит в состав ТМХ) разработали и запускают проект „Развитие дизельного производства“, основными задачами которого являются достижение технологического суверенитета, выпуск альтернативной продукции и выход на новые рынки. В рамках проекта на предприятии занимаются разработкой новых дизельных двигателей с улучшенными техническими характеристиками и новых турбокомпрессоров с расширением модельного ряда.»[31]
[править] Рядные двигатели
Проект «Разработка и организация производства семейства перспективных 6-цилиндровых рядных двигателей рабочим объёмом 12 литров» (рабочее название «Тибет») был открыт на «КАМАЗе» в 2014 году.[32]
[править] Ракетные двигатели
Сертификация РД-191 завершена в мае 2011 года.[33]
[править] Самолётные двигатели
Как сообщило 23 ноября 2019 года информационное агентство РИА Новости, Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершил научно-исследовательскую работу «Адаптация» по превращению автомобильного двигателя семейства автомобилей «Кортеж» в авиационный. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе института. Как отметил руководитель работы, начальник отдела ЦИАМ Лев Финкельберг, была проведена оценка возможного использования двигателя, созданного по такой схеме, на двухдвигательном девятиместном и однодвигательном шестиместном самолетах местных воздушных линий.[34]
По состоянию на июль 2020 года «ОДК-УМПО» разрабатывало проект по унификации двигателя для самолётов семейства «Су» (Су-27, Су-30, Су-35).[35]
[править] АЛ-31Ф
В 2001 году в рамках контракта на лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ Уфимское моторостроительное производственное объединение было определено головным предприятием по оказанию корпорации Hindustan Aeronauticus Limited технического содействия в производстве двигателя АЛ-31ФП. Индийской стороне были поставлены технологические комплекты двигателей, нестандартизированное оборудование, средства технологического оснащения и техническая документация.[36]
Доля УМПО в общероссийском объёме поставок авиадвигателей серии АЛ-31Ф и АЛ-31ФП в 2012 году составила 60 % и 100 % соответственно.[37]
[править] АЛ-41Ф-1С
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.[38]
В 2008 году состоялся первый полёт многоцелевого истребителя Су-35 с двигателями 117С.[39]
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С.[40]
9 августа 2010 года УМПО начало поставки двигателей поколения 4++ АЛ-41Ф1С для истребителей Су-35С по заключённому в 2009 году крупному долгосрочному контракту между АО «Компания „Сухой“» и Министерством обороны России. В 2015 году УМПО в полном объёме выполнило обязательства по данному контракту.[41][42]
В 2018 году в СМИ была опубликована информация о совместной работе Корпорации «Иркут», Компании «Сухой» и «ОДК-УМПО» по модернизации самолёта Су-30СМ с установкой двигателя АЛ-41Ф-1С.[43]
[править] Д-18
По состоянию на июль 2020 года Уральский завод гражданской авиации осваивал ремонт двигателей Д-18Т, применяемых на самолётах Ан-124 «Руслан».[44]
[править] Д-30
Компания «ОДК — Пермские моторы» в 2018 году заявила о том, что готова быстро возобновить выпуск ключевых узлов и агрегатов уникальных двигателей Д-30Ф6, установленных на МиГ-31.[45]
[править] Изделие 30
Двигатель «Изделие 30» приступил к лётным испытаниям в декабре 2017 года.[46]
По состоянию на июль 2020 года двигатель «Изделие 30» проходил лётные и стендовые испытания.[47]
[править] НК-32
В августе 2020 года было сообщено, что Объединенная двигателестроительная корпорация поставила первую установочную партию двигателей НК-32 второго этапа для модернизированных Ту-160М.[48]
[править] ПД-8
В 2021 году в Рыбинске были проведены первые запуски газогенератора ПД-8, которые обеспечила аппаратура «ОДК-СТАР».[49]
[править] ПД-14
В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».[50]
Путин в июне 2008 года во время посещения ВИАМа поддержал инициативу по созданию семейства газотурбинных двигателей гражданской авиации на базе унифицированного газогенератора.[51]
Проектирование авиационного двигателя ПД-14 началось в 2008 году.[52]
Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году.[53]
В ноябре 2015 года двигатель ПД-14, оснащённый комплектом завихрителей производства ВИАМ, совершил первый полёт в составе летающей лаборатории Ил-76.[54]
В 2018 году на двигатель ПД-14 был выдан сертификат типа Росавиации.[55]
Госкорпорация «Ростех» 23 июля 2020 года сообщила об успешном завершении технологической установки авиационных двигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21-310. Навеска силовых установок прошла на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации, и подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.[56]
[править] ПД-35
Программа создания двигателей большой тяги на базе унифицированного газогенератора двигателя ПД-35 стартовала в 2016 году и включала НИР, нацеленные на создание научно-технического задела, а также ОКР по созданию газогенератора – демонстратора технологий и двигателя – демонстратора технологий. В 2017 году сформирован концептуальный облик семейства двигателей, в 2018 году сформировано техзадание и выбраны ключевые параметры двигателя, в 2019 году выполнен технический проект, в 2020 году изготовлен демонстратор газогенератора, подготовлена стендовая база.[57]
По состоянию на июль 2020 года велась работа по созданию семейства российских двигателей ПД-35.[58]
Осенью 2021 года на предприятии «Валы ГТД» было установлено специальное оборудование для изготовления длинных валов двигателя ПД-35 — рассчитанное на наружную и внутреннюю обработку валов длиной более 3-х метров.[59]
В 2021 году был произведен успешный запуск прототип газогенератора ПД-35 с использованием автоматики, гидромеханики, электроники и программного обеспечения «ОДК-СТАР».[60]
[править] ПС-90
В 2005 году авиационный двигатель ПС-90А продавался за $3 млн.[61]
В конце 2003 г. ПС-90А-76 был сертифицирован Авиарегистром МАК (Дополнение к Сертификату типа № 16-Д/22) и с 2004 г. выпускается серийно Пермским моторным заводом.[62]
[править] РД-33МК
С 2012 года УМПО готовит материально-техническую базу для производства и испытаний двигателя РД-33МК. Он устанавливается на истребители МиГ-29К/МиГ-29КУБ, МиГ-29М/МиГ-29М2, МиГ-29МОВТ, МиГ-35/МиГ-35Д.[63]
[править] РД-93
Впервые о разработке двигателя РД-93МА на «Климове» упоминалось в 2012 году.[64]
По состоянию на апрель 2019 года велась разработка двигателя РД-93МА для китайского самолёта JF-17.[65]
[править] ТВ7-117
В марте 2019 года двигатели ТВ7-117СТ обеспечили первый успешный полёт нового российского военно-транспортного самолёта Ил-112В.[66]
В 18:30 мск 19 января 2023 года Ростех сообщил, что двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального пассажирского самолёта Ил-114-300 получил сертификат типа.[67]
[править] SaM146
В августе 2021 года было сообщено, что авиакомпания Red Wings заключила первый прямой контракт на сервисное обслуживание двигателей SSJ 100 с «Объединенной двигателестроительной корпорацией». Соглашение объемом примерно $500 млн рассчитано на 20 лет. Согласно соглашению, Red Wings будет платить фиксированную ставку за реальный летный час. «В мировой авиации именно такая схема является наиболее эффективной и востребованной, позволяет минимизировать риски авиакомпании»,— пояснили в Red Wings.[68]
АО «ОДК-Сатурн» в июне 2022 года получило в Росавиации сертификат разработчика модификаций двигателя SaM146.[69]
[править] PW1400G
В 2019 году для МС-21 заказали 40 двигателей PW1400G со сроками поставки до 2023 года.
[править] Судовые газотурбинные двигатели
В 2006 и 2008 годах по заказу Министерства обороны России были успешно завершены опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей: в частности, были разработаны два морских газотурбинных двигателя — М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л.с.[70]
В 2014 году в России был дан старт второму этапу программы по разработке и освоению изготовления морских газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов.[71]
НПО «Сатурн» с 2014 года занимается организацией производства газотурбинных двигателей для военных кораблей.
В рамках государственной программы импортозамещения в период с 2014 по 2017 год ОДК созданы две модификации двигателя М70ФРУ — ГТД М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной (для надводных кораблей) и ГТД М70ФРУ-2 с передним отводом мощности (для десантных кораблей на воздушной подушке).[72]
Весной 2017 года президент России принял участие в запуске испытания новейшего газотурбинного агрегата для ВМФ.[73]
В конце 2017 года в ОДК были выполнены три ОКР:[74]
- по разработке технологии серийного изготовления двигателя мощностью 27 500 л.с. для применения в составе газотурбинных агрегатов (ГТА) водоизмещающих кораблей;
- по разработке ГТА на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке;
- по разработке реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для водоизмещающих кораблей.
В 2020 году ОДК осуществила поставку «Северной верфи» двух первых агрегатов М55Р для фрегата «Адмирал Головко».[75]
По состоянию на июнь 2021 года «ОДК» прорабатывала варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР.[76]
[править] М75РУ
2006 год — Успешное проведение государственных стендовых испытаний первого российского морского газотурбинного двигателя М75РУ.[77]
[править] М70ФРУ
2008 году — Успешное проведение государственных стендовых испытаний российского морского газотурбинного двигателя М70ФРУ.[78]
[править] Тяговые двигатели
7 февраля 2023 года было сообщено, что «ТМХ-Электротех» получил сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза на новые российские асинхронные тяговые двигатели ДТА-200Т, предназначенные для маневровых тепловозов ТЭМ23.[79]
[править] Электродвигатели
24 октября 2018 года по видеосвязи из Москвы Владимир Путин запустил завод «Русские электрические двигатели». Предприятие полного производственного цикла создали компании «Транснефть», «Конар» и Nidec ASI (Италия).[80]
[править] Системы управления двигателями
В 2014 году успешно прошли квалификационные испытания новой цифровой электронной системы автоматического управления и контроля двигателя РД-33 — БАРК-88. Изделие пришло на замену технически устаревшим агрегатам, выполненным на аналоговой элементной базе. В 2014 г. БАРК-88 был поставлен в серийное производство. Применение изделия существенно повышает эксплуатационные возможности самолета МиГ-29.
[править] Материалы для двигателей
Совместный проект Фонда перспективных исследований и ФГУП «ВИАМ» по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных и ракетных двигателей стартовал в ноябре 2015 года.[81]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
- ↑ Главная подъемная сила. Об инновациях и развитии вертолетного двигателестроения России. 21 мая 2021
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ История предприятия
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
- ↑ Вертолет Ми-38 получил сертификат типа. 31 декабря 2015
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ Международное сотрудничество
- ↑ Международное сотрудничество
- ↑ АЛ-41Ф-1С
- ↑ 1997-2008
- ↑ АЛ-41Ф-1С
- ↑ История предприятия
- ↑ АЛ-41Ф-1С
- ↑ [30]
- ↑ Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ ВИАМ добавит материалам интеллекта. 14 февраля 2022
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ Первый замглавы Ростеха: энергетики получат «большую» газовую турбину в 2022 году. 13 июля 2020
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ Взлёт. Декабрь 2014
- ↑ История предприятия
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ [51]
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России. 23 июня 2021
- ↑ 1997-2008
- ↑ 1997-2008
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]