ВК-2500

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Транспортно-боевой вертолёт Ми-24
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24

ВК-2500 — вертолётный турбовальный двигатель, предназначенный для установки на средних вертолётах Ми-8МТ/Ми-17, Ми-24, Ми-14, Ка-32, Ка-50, Ми-28 и других.[1]

Содержание

[править] Характеристики

ВК-2500 является дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117 и отличается от базового двигателя ТВ3-117ВМА повышенными на 15-20 % характеристиками по мощности, введением новой цифровой системы автоматического регулирования и контроля типа FADEC, а также увеличенным ресурсом.[2]

Класс мощности — 2500 л.с.[3]

Двигатель ВК-2500 имеет чрезвычайный режим мощности — 2700 л.с., используемый при отказе одного из двигателей, что существенно повышает безопасность полетов.[4]

Двигатель ВК-2500 полностью взаимозаменяем с ТВ3-117.[5]

Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Масляная система использует синтетическое масло Б-3В.[6]

[править] Комплектующие

ВК-2500 состоит из 12-ступенчатого осевого компрессора с регулируемыми входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой турбины компрессора и двухступенчатой свободной турбины. Установлено пылезащитное устройство. В системе регулирования использованы электронные блоки.[7]

[править] Типы двигателей

По состоянию на апрель 2016 года выпускаются три основных варианта ВК-2500, отличающиеся настройками системы автоматического управления: ВК-2500-01 взлётной мощностью 2400 л.с. (для вертолётов Ка-52), ВК-2500-02 (2200 л.с., для Ми-28Н (НЭ) и Ми-35М) и ВК-2500-03 (2000 л.с., для Ми-17 и Ми-171 различных модификаций). На чрезвычайном режиме мощность у всех версий ВК-2500 поддерживается на уровне 2700 л.с.[8]

[править] Производство

[править] Россия

В производстве двигателя ВК-2500 в России участвуют:

[править] Украина

Предприятие «Мотор Сич» (Украина) выпускает двигатели ВК-2500.

[править] История

Основная статья: История ВК-2500

[править] 1990-е годы

Основная статья: ВК-2500 в 1990-х годах

Двигатель ВК-2500 разрабатывался с 1994 года под названием ТВ3-117ВМА-СБ3 как дальнейшее развитие серийного ТВ3-117ВМА с повышенной мощностью для применения на вертолётах типа Ми-17, Ми-24, Ми-28 и Ка-50.[16]

[править] 2000-е годы

Основная статья: ВК-2500 в 2000-х годах

Лётные испытания двигателя ВК-2500 на модернизированном вертолёте Ми-24 начаты в 2000 году, в том же году два опытных двигателя поставлены фирме «Камов» для установки на вертолёт Ка-50.[17]

Испытания двигателя ВК-2500 продолжались до декабря 2000 года.[18]

Двигатель ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3) сертифицирован АР МАК 29 декабря 2000 года.[19]

В 2001 году опытный вертолёт Ми-17В-6 с двумя ВК-2500 прошёл специальные лётные испытания в горах Тибета.[20]

С 2001 года двигатель ВК-2500 в России собирали из украинских комплектующих, основным производителем которых была компания «Мотор Сич».

Серийными двигателями ВК-2500 с 2003 года комплектуются вертолёты Ми-17В-5.[21]

[править] 2012 год

В 2012 году КМПО заключило контракт с компанией «Климов» на производство узлов двигателей ВК-2500.[22][23]

В рамках опытно-конструкторских работ в 2012 году в «УМПО» изготовлены опытные комплекты узлов двигателя ВК-2500 и отгружены в АО «Климов» для проведения испытаний.[24]

18 декабря 2012 года компания «Климов» запустила типовые испытания двигателя ВК-2500, полностью собранного из российских деталей.

[править] 2013 год

С 2013 года на ММП им. Чернышёва идёт освоение производства комплектов заготовок деталей для авиадвигателя ТВ3-117 (ВК-2500) в кооперации с АО «Климов» и АО «УМПО».[25]

В 2013 году АО «УМПО» по договору с АО «Климов» приступило к изготовлению 10 комплектов компонентов двигателя типа ВК-2500 (мелкая серия).

В январе 2013 года «УМПО» завершило совместные с МИСиС опытно-конструкторские работы по изготовлению высокоточной отливки корпуса первой опоры изделия ВК-2500.

[править] 2014 год

В ноябре 2014 года на сайте ММП им. Чернышёва было сообщено, что ММП выпустило первые комплекты деталей для вертолётного двигателя ВК-2500 в рамках программы по импортозамещению. Изготовленные узлы предприятие отправлены разработчику двигателя — ОАО «Климов». «Мы несколько лет работали над подготовкой производственных мощностей к изготовлению „холодной части“ (компрессор с опорами) двигателя» — сказал технический директор ММП Алексей Громов.[26]

[править] 2015 год

В марте 2015 года компанией «УМПО» завершена работа по договору на изготовление и поставку в АО «Климов» установочной партии комплектов ДСЕ двигателя ВК-2500, полностью собранного из российских комплектующих.[27]

В июне 2015 года на сайте ММП им. Чернышёва отмечалось, что приоритетным направлением для ММП стала работа по организации серийного производства компрессора двигателя ВК-2500.[28]

В августе 2015 года на сайте КМПО было сообщено, что КМПО отгрузило 7 воздушных стартеров для вертолётного двигателя ВК-2500 из 10 единиц установочной партии.[29]

В 2015 году успешно завершились квалификационные испытания двигателя ВК-2500, где были установлены воздушный стартер и выхлопной патрубок производства КМПО.[30]

В 2015 году ММП им. Чернышёва вышло на серийное производство комплектующих для двигателей ВК-2500.[31]

Первую партию из 10 двигателей ВК‑2500 полностью российского производства «Климов» изготовил в 2015 году.[32]

[править] 2016 год

С 2016 года на ММП им. Чернышёва идёт серийное производство комплектов заготовок деталей для авиадвигателя ВК-2500 в кооперации с АО «Климов» и АО «УМПО».[33]

В марте 2016 года представитель завода «Роствертол» заявил: «Сегодня двигатели ТВ3-117 у нас в производстве вертолетов не используются. При изготовлении вертолетов мы сейчас используем двигатели ВК-2500. Для вертолетов Ми-28 двигатели ВК-2500 изготавливает российское предприятие.»[34]

В июне 2016 года на сайте КМПО было сообщено, что КМПО сейчас продолжает освоение других узлов ВК-2500.[35]

В июле 2016 года на сайте ММП им. Чернышёва отмечалось, что ММП работает в рамках программы импортозамещения над выпуском осевого компрессора двигателя ВК-2500.[36]

По итогам 2016 года 60 двигателей ВК-2500 были собраны на 100 % из российских комплектующих на заводе «Климов». Это в шесть раз превышает количество двигателей без использования импортных комплектующих, выпущенных в 2015 году.[37]

В 2016 году успешно прошёл сертификационные испытания двигатель ВК-2500ПС-03.[38]

[править] 2017 год

В августе 2017 года было сообщено, что в АО «УМПО» завершается реконструкция корпуса производственно-технологического центра (ПТЦ), предназначенного для изготовления и сборки компонентов вертолетных двигателей ВК-2500.[39]

По итогам 2017 года «УМПО» собрало 100 комплектов двигателей ВК-2500.[40]

[править] 2018 год

В феврале 2018 года отмечалось, что на «УМПО» ведётся активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500.[41]

По состоянию на апрель 2018 года сертификат двигателя ВК-2500 проходил валидацию в Китае.[42]

[править] 2019 год

Двигатель ВК-2500 был сертифицирован в Китае в апреле 2019 года. ВК-2500 стал первым российским двигателем, сертифицированным Управлением гражданской авиации Китая за последние 19 лет.[43]

«Объединённая двигателестроительная корпорация» на ХII международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 впервые представила вертолётный турбовальный двигатель ВК-2500ПС-02, предназначенный для российского гражданского вертолёта Ка-32.[44]

[править] Цена

В конце 2012 года отмечалось, что стоимость одного двигателя ВК-2500 составляет 22-25 млн рублей.[45]

[править] Перспективы

В 2019 году на «УМПО» будут введены в эксплуатацию три центра для производства компонентов двигателя ВК-2500. ПТЦ № 180 будет специализироваться на изготовлении средних и мелких деталей из стальных и титановых сплавов, ПТЦ № 181 — на производстве ДСЕ и сборке коробок приводов из алюминиевых и магниевых сплавов. В ПТЦ № 182 планируется изготавливать ДСЕ и собирать узлы типа «камера сгорания».[46]

«ОДК» полностью покроет потребности эксплуатантов в ВК-2500 к 2019 году.[47]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[1]
  2. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[2]
  3. ВК-2500
  4. ВК-2500
  5. ВК-2500
  6. ВК-2500
  7. ВК-2500
  8. [3]
  9. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  10. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  11. ММП им. В. В. Чернышева поставило комплектующие для вертолетного двигателя ВК-2500. 5 ноября 2014
  12. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  13. «КМПО» приступает к серийному производству узлов для ВК-2500. 10 августа 2015
  14. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  15. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  16. Взлёт. 4.2006 (16) апрель
  17. Взлёт. 4.2006 (16) апрель
  18. ВК-2500
  19. Взлёт. 4.2006 (16) апрель
  20. Взлёт. 4.2006 (16) апрель
  21. Взлёт. 4.2006 (16) апрель
  22. «КМПО» приступает к серийному производству узлов для ВК-2500. 10 августа 2015
  23. [4]
  24. Программа "Организация производства компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500 в ПАО «УМПО»
  25. ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» стало лидером промышленности Москвы. 3 декабря 2015
  26. ММП им. В. В. Чернышева поставило комплектующие для вертолетного двигателя ВК-2500. 5 ноября 2014
  27. Программа «Организация производства компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500 в ПАО „УМПО“»
  28. Акционеры ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» одобрили итоги работы в 2014 году. 30 июня 2015
  29. УЗЛЫ ВК-2500: ПРИСТУПАЕМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ. 10 августа 2015
  30. Наши достижения
  31. ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» стало лидером промышленности Москвы. 3 декабря 2015
  32. [5]
  33. ОДК запустила в серию ключевые узлы двигателя для регионального самолета Ил-114. 18 июля 2016
  34. «Роствертол» полностью перешел на установку только отечественных двигателей ВК-2500. 16 марта 2016
  35. ИТОГИ ГОДОВОГО ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ОАО «КМПО». 22 июня 2016
  36. Команда АО «ММП имени В. В. Чернышева» вошла в тройку победителей конкурса ТехноПРОРЫВ на чемпионате WorldSkills. 22 июля 2016
  37. [6]
  38. [7]
  39. [8]
  40. [9]
  41. [10]
  42. [11]
  43. [12]
  44. [13]
  45. Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
  46. [14]
  47. [15]
Личные инструменты