Суды в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В мае 2001 года Путин внёс в Госдуму четыре законопроекта по судебной реформе: законопроект «О статусе судей в РФ»; законопроект «О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона „О судебной системе РФ“»; законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде РФ“»; законопроект «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».[1]
В России приняты законы: об обеспечении доступа к информации о деятельности судов (22.12.2008); «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (30.4.2010), разработанный с учётом международных рекомендаций, в том числе опыта Европейского суда по правам человека; об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации) (27.7.2010).[2]
К 15.4.2011 реализована федеральная программа «Развитие судебной системы России» на период с 2007 по 2011.[3]
Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года № 1735-р.[4]
В 2012 году Владимир Путин инициировал переезд Высшего Арбитражного Суда, Верховного суда и Судебного департамента при Верховном суде из Москвы в Санкт-Петербург.[5]
В феврале 2020 года было сообщено, что председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил ввести в составы судей судебных следователей; продолжить сокращение дел, рассматриваемых в особом порядке.[6]
Содержание |
[править] Виды судов
[править] Конституционный суд
В 2003 году судьи КС России выбрали своим главой Валерия Зорькина, что стало неожиданностью для поддержавшей Марата Баглая АП.[7]
В 2004 году КС России по собственной инициативе запрашивал заключение Венецианской комиссии Совета Европы о поправках к закону «О КС», разрешающих не проводить слушания по всем делам, а ограничиваться письменным производством (комиссия проект поддержала).[8]
В 2008 году Конституционный суд России переехал в Санкт-Петербург.[9]
[править] Верховный суд
В 2006 году президент Владимир Путин открыл после реконструкции здание (оно обошлось в $100 млн) Верховного суда на Поварской улице площадью 51 тыс. м2.[10]
[править] Дисциплинарное судебное присутствие
Новационным законом стал Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии». Дисциплинарное судебное присутствие — специальный судебный орган для рассмотрения дел по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.[11]
[править] Арбитражные суды
В 2002 году был подписан Арбитражный процессуальный кодекс России.[12]
Новый Арбитражный процессуальный кодекс России вступил в силу с 1 сентября 2002 года.
Изменения в судебную систему России были внесены Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам». В системе арбитражных судов были созданы специализированные суды по рассмотрению дел по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав (авторских и смежных прав, прав на патент, средства индивидуализации, секреты производства и так далее). В компетенцию этих арбитражных судов были переданы не только споры между юридическими лицами, но и часть споров, возникающих между гражданами и юридическими лицами и ранее относящихся к подведомственности судов общей юрисдикции. Созданием таких судов частично решалась задача компетентности и специализации суда при разрешении особо сложной категории дел — интеллектуальных споров.[13]
7 октября 2013 года президент России внёс в Госдуму проект закона об упразднении ВАС России.[14]
5 февраля 2014 года в Конституцию России были внесены поправки, предусматривающие объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда.[15]
С августа 2014 года российские арбитражные суды подчиняются Верховному суду России. До этого надзор за ними осуществлял Высший арбитражный суд России.[16]
В рейтинге «Ведение бизнеса» за 2016 год Россия занимает пятое место среди 189 стран по обеспечению исполнения контрактов (по сравнению с 7-м местом Китая и 9-м местом Казахстана). Такие позиции объясняются работой арбитражных судов и государственных судебных приставов, которые обеспечивают исполнение судебных решений.[17]
[править] Суды присяжных
С 2008 года в России происходило сокращение перечня составов уголовных дел, рассматриваемых присяжными. В первую очередь из компетенции суда присяжных были исключены дела по девяти составам Уголовного кодекса (УК): теракт, захват заложника, массовые беспорядки, шпионаж, госизмена, диверсия, организация незаконного вооруженного формирования, насильственный захват власти, вооруженный мятеж. В 2010 году были исключены уголовные дела, содержащие сведения о государственной тайне, а также дела в отношении депутатов, сенаторов и судей. В 2013 году из ведения присяжных были изъяты дела о взяточничестве, преступлении против правосудия, транспортные и половые преступления.[18]
В декабре 2014 года Владимир Путин предложил расширить компетенцию судов присяжных. Согласно поправкам к Уголовному кодексу, вступившим в силу с 1 июня 2018 года, в частности, стало возможным рассмотрение дел с участием присяжных в районных и гарнизонных военных судах; дел в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет; было расширено число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные. Вне компетенции суда присяжных остались уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет. Кроме того, было сокращено количество присяжных и кандидатов в присяжные: в районных и гарнизонных судах коллегия присяжных стала состоять из 6 человек, для ее формирования необходимо 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия состоит из 8 человек при не менее чем 14 кандидатах. До изменений закон предусматривал 12 членов коллегии и 20 кандидатов.[19]
В феврале 2020 года было сообщено, что председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях.[20]
[править] Органы судейского сообщества
14 марта 2002 года был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», отнесший к органам судейского сообщества Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. За-кон определил основные задачи органов судейского сообщества: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.[21]
[править] Оправдания
Общая доля оправдательных приговоров в России в 2019 году составила 0,2 % от всех дел, дошедших до суда. Чаще всего суды в России оправдывали обвиняемых в клевете. В 2019 году из 1,3 тыс. обвиняемых по этому составу были оправданы 40 %. На втором месте по доле оправданий — статья о создании преступного сообщества (ст. 210 УК): по ней был оправдан каждый третий. На третьем месте — статья об отмывании денег: с таким составом был оправдан каждый пятый (22,5 %). Также каждый пятый был освобожден от обвинений в бандитизме (ст. 209 УК). Среди обвиняемых в злоупотреблении полномочиями оправданы около 6 %.[22]
[править] Прекращение дел
В 2019 году суды в России прекратили по тем или иным причинам 24 % дел. В июне 2020 года отмечалось, что из года в год этот показатель в целом практически не меняется.[23]
[править] Длительность рассмотрения дел
Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок“» установил право граждан на получение компенсации за длительное нерассмотрение без уважительных причин дела судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Введение в действие этого закона значительно повысило личную ответственность судей за находящиеся в их производстве дела.[24]
В 2010 году в России впервые появилось право на компенсацию за судебную волокиту, признанное ЕСПЧ эффективным средством восстановления нарушенных прав. В результате поток жалоб в ЕСПЧ по данной проблеме практически прекратился.[25]
[править] Виды дел
[править] Административные дела
Президентом Российской Федерации 23 марта 2013 года внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (проект № 246960-6). Проект кодекса устанавливает более активную роль суда при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений, смягчение диспозитивности, обязанность, а не право государственного органа, являющегося стороной по делу, представлять доказательства, предусмотрены некоторые упрощенные процедуры судопроизводства по таким категориям дел.[26]
[править] Гражданские дела
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 23 октября 2002 года, одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года и подписан Президентом Российской Федерации 14 ноября 2002 года.[27]
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 февраля 2003 года. Разрыв в сроке между принятием и введением в действие обусловлен необходимостью изучения текста кодекса судьями и другими участниками гражданского судопроизводства.[28]
[править] Уголовные дела
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года, одобренный Советом Федерации 5 декабря 2001 года и подписанный Президентом Российской Федерации 18 декабря 2001 года, вступил в силу с 1 июля 2002 года.[29]
Новый Уголовно-процессуальный кодекс России ввёл состязательность уголовного судопроизводства, строго разграничил процессуальные функции и соответствующие полномочия, расширил права обвиняемых, наделил защиту правом собирать доказательства и активно участвовать в процессе доказывания, ввёл ограничения для органов МВД и прокуратуры.[30]
Законодательные изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ, Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, Федеральным законом от 6 декабря 2007 года № 335-ФЗ и Федеральным законом от 4 марта 2008 года № 26-ФЗ, существенным образом затронули процессуальные полномочия таких участников уголовного судопроизводства, как дознаватель, следователь, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, руководитель следственного органа, прокурор.[31]
В 2016 году были приняты дополнительные поправки в Уголовно-процессуальный кодекс России, за которыми последовали разъяснения Верховного и Конституционного судов об оглашении показаний, данных в ходе предварительного расследования, а также о том, что суды должны основывать решения на доказательствах, рассмотренных непосредственно в ходе судебного разбирательства.[32]
[править] Публикация информации о деятельности судов
22 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», регламентирующий отношения, связанные с обеспечением доступа граждан к информации о деятельности судов.[33]
Закон от 2010 года обязывает публиковать все судебные решения в Интернете.[34]
[править] Рейтинги
Место России среди стран мира по степени независимости правосудия, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума:[35]
- 2007 год: 106
- 2008 год: 109
- 2009 год: 116
- 2010 год: 115
- 2011 год: 123
- 2012 год: 122
- 2013 год: 119
- 2014 год: 109
- 2015 год: 108
- 2016 год: 95
- 2017 год: 90
- 2018 год: 92
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Медведев
- ↑ Медведев
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Путин Владимир Владимирович
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Россия и Европейская конвенция по правам человека: 20 лет вместе. 20 дел, изменивших российскую правовую систему
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [15]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Россия и Европейская конвенция по правам человека: 20 лет вместе. 20 дел, изменивших российскую правовую систему
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019