Политика в регионах России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
[править] Органы власти
Волоститель — должностное лицо в России XI—XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князя. В его функции входили административные и судебные дела. Жалованья волоститель не получал, а «кормился» за счет тяглового населения волости, то есть населения, обязанного платить налоги.
Местное управление в России в XV — первой половине XVI в. находилось в руках наместников и волостелей, чьи должности назывались «кормлениями», а они — «кормленщиками».
Госдумой второго созыва был принят федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».[1]
Воздействие федеральных органов государственной власти на порядок формирования и организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации значительно усилилось в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».[2]
Федеральным законом от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ была предусмотрена возможность роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Президентом Российской Федерации в случае издания ими актов, нарушающих федеральное законодательство.[3]
[править] Полномочия
Шагом на пути сдерживания процесса присвоения полномочий регионами России стали подготовка и подписание Федеративного договора. Федеративный договор был подписан в 1992 году.[4]
Фундаментальное значение для развития правового регулирования федеративных отношений в стране сыграло Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации. В данном постановлении Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий. Таким образом, был расширен круг нормативных источников разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, поскольку в статье 11 (часть 3) Конституции к их числу были отнесены только Конституция, Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.[5]
[править] Местное самоуправление
28 августа 1995 года — федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[6]
Госдумой второго созыва был принят федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».[7]