Автомобили в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1905 году пять первых Mercedes были куплены русским царским двором.[1]

В 1910 году DMG открыла первый салон по продаже автомобилей в Москве.[2]

В 1913 году на автомобиле Benz-82-200 был установлен последний дореволюционный всероссийский рекорд скорости — 202,1 км/ч.[3]

24 июня 1914 г. правительством России была принята программа, направленная на широкое внедрение автомобилей в вооружённые силы.[4]

Летом 1916 года в России был заложен автомобильный завод.[5]

В 1946 году московский автомобилестроительный завод представил Москвич 400.

С 1970 по 1988 годы ВАЗ выпустил 4,85 миллионов автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан, эти машины под маркой Lada 1200 активно продавались в странах соцлагеря и в Северной Европе. За «копейкой» последовали её «близкие родственники»: ВАЗ-2106 в 1976 году, ВАЗ-2105 в 1980-м, ВАЗ-2107 в 1982-м и ВАЗ-2104 в 1984-м.[6]

За первый год работы (1993 год) компания «Автомир» сумела продать лишь несколько десятков «жигулей» и «Волг», через год продажи выросли до 1200 автомобилей.[7]

Автомобильный завод «Автотор» работает по льготам Особой экономической зоны Калининградской области с 1997 года.[8]

После кризиса 1998 года цены на иномарки в России выросли вслед за долларом, стоимость продукции российского автопрома на некоторое время оказалась вне конкуренции.[9]

Содержание

[править] Парк

В 1913 г. в России насчитывалось всего 9 000 автомобилей, из числа которых только 1 500 были грузовыми.[10]

В феврале 1917 г. в России имелось около 36 тыс. автомобилей.[11]

К началу 1925 г. на ходу осталось 10 900 автомобилей, в том числе 5 295 легковых, 4 825 грузовых и 775 специальных.[12]

[править] Импорт

Всего в 1901—1914 годах в Россию было ввезено 24 973 автомобиля. Более 2/3 от их числа было произведено в Германии.[13]

В 1901 году в Россию было ввезено 40 автомобилей.[14]

За годы Первой мировой войны в Россию было ввезено около 30 тыс. автомобилей.[15]

После Октябрьской революции 1917 года импорт автомобилей в Россию резко снизился из-за экономической блокады советской республики.[16]

В феврале 1922 года был принят первый послереволюционный таможенный тариф. Пошлина на автомобили была установлена со штуки с дифференциацией ставок для автомобилей легковых и прочих (автобусов, грузовиков и других). Осенью того же года пошлину на автомобили установили с веса. Например, пошлина на Ford стоимостью 800 руб. составляла 277 руб., то есть 34,6 % его стоимости, а на Rolls-Royce стоимостью 14 450 руб.— 740 руб., то есть 5,1 % стоимости.[17]

В апреле 1926 года Таможенно-тарифный комитет СССР впервые установил пошлины на автомобили с их цены (100 % стоимости для легковых и 50 % — для грузовых). Такие заградительные меры продержались фактически до распада СССР. Иностранные автомобили продавались только через управление дипломатического корпуса и были недоступны большинству советских граждан. Исключение составляли видные партийные и общественные деятели. Юрий Гагарин ездил на французском спортивном купе Matra, Владимир Высоцкий — на BMW и Mercedes, а генсек Леонид Брежнев содержал целый автопарк иномарок.[18]

Автомобили Mercedes в советское время часто дарили в виде знака особого отличия. Так, на машинах этой марки ездили космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов.[19]

Mercedes имелись в автомобильных гаражах у генсеков ЦК КПСС Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Последнему в 1968 году принадлежали сразу три машины этой марки: представительский 600, 350 SE и 450 SL.[20]

Два автомобиля немецкой марки (450 SEL и 350 SL) в 1970-х годах купил на собственные средства певец, поэт и актер Владимир Высоцкий. Обе машины он разбил в ДТП.[21]

В 1974 году Daimler-Benz первым среди автопроизводителей капиталистических стран открыл представительство в СССР. Оно занималось поставками грузовиков Mercedes-Benz по заказу Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто», которое занималось международными грузоперевозками. В 1975 году были поставлены первые 100 седельных тягачей модели 2232.[22]

В ноябре 1991 года таможенный комитет СССР издал приказ, разрешавший частным лицам беспошлинный ввоз одного автомобиля. Этот же приказ установил порядок, при котором владелец иномарки, продавший ее в течение следующих двух лет, должен был заплатить таможенную пошлину за ввоз — 0,1 экю (безналичная европейская валюта, на 1 ноября 1 экю равнялся $0,82) за 1  см³ рабочего объема двигателя. В страну хлынул поток импортных автомобилей.[23]

Ввоз автомобилей в Россию вырос с нескольких тысяч в 1991 году до более чем 100 тыс. в 1992 году. Российский автопром впервые за многие годы столкнулся с конкуренцией, бороться с которой снова пришлось таможне.[24]

В июне 1992 года в России были введены импортные пошлины в 15 % таможенной стоимости новых автомобилей (до трёх лет) и 25 % — для подержанных. Таможенная стоимость определялась на основании данных производителей автомобилей, иностранных продавцов и других независимых источников ценовой информации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.[25]

В октябре 1995 года для выравнивания пошлин в рамках таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном пошлины и акцизы на импортные автомобили были снижены до 50-100 % их стоимости. Бывшие союзные республики, не имевшие собственного производства легковых автомобилей, не видели для своего рынка смысла в заградительных пошлинах.[26]

В 1996 году в России были введены льготы на ввоз иномарок для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов, а также для лиц, находившихся за границей более шести месяцев. Каждый из них мог ввозить в Россию за 183 суток пребывания за границей по автомобилю и оформлять его по льготному тарифу. Вскоре льготные иномарки, часто освобожденные от сборов незаконно, составили около 20 % ввозимых в страну машин.[27]

В конце 1990-х гг. защищать российский рынок автомобилей от импорта активно призывал калининградский завод «Автотор».[28]

В июле 1999 года в России была несколько изменена система начисления пошлин для подержанных (старше трех лет) иномарок. Для них была введена зависимость от объема двигателя: до 2,5 тыс.  см³ — €0,85 за 1 куб. см, более 2,5 тыс.  см³ — €1,4. Новые машины продолжали оформляться по ставке 30 % от стоимости.[29]

В январе 2000 года правительство России отменило нашедшие массовое применение таможенные льготы по импорту автомобилей для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов.[30]

[править] Виды

[править] Автобусы

С 1927 года СССР налаживает собственное производство автобусов с использованием части импортных деталей.[31]

[править] Грузовые автомобили

В 1937 году СССР вышел на второе место в мире по парку грузовых автомобилей, уступая только США.[32]

[править] Легковые автомобили

В 1922 году в Москве на 1-м Бронетанкоремонтном заводе был собран первый советский легковой автомобиль «Промбронь».

После Великой Отечественной войны большое число легковых автомобилей Mercedes-Benz оказалось в СССР в качестве трофеев.[33]

В 1946—1970 годах компания Daimler-Benz поставила в Россию более 600 легковых автомобилей.[34]

В ноябре 1993 года правительство России повысило сборы за ввоз любых легковых автомобилей в Россию. При объеме двигателя до 1500  см³ пошлина составила 35 % таможенной стоимости автомобиля, до 3000  см³ — 50 %, свыше 3000  см³ — 70 %. Увеличение акциза позволило ВАЗу в том же месяце объявить о повышении цен на 50 %.[35]

В мае 1996 года правительство России снизило верхнюю планку таможенного обложения до 30 % таможенной стоимости по всем видам легковых автомобилей.[36]

[править] Периоды

[править] 1930-е годы

В 1930 году в СССР насчитывалось 26,5 тыс. автомобилей.[37]

В 1933 году в СССР насчитывалось 93,1 тыс. автомобилей.[38]

В 1934 году в СССР насчитывалось 144,6 тыс. автомобилей.[39]

В 1935 году автомобильная промышленность СССР построила 136583 автомобиля.

В 1938 году Горьковский завод выпустил автомобиль ГАЗ ГЛ-1.

[править] 1960-е годы

Разработка ГАЗ-24 началась в 1960 году.

[править] 1970-е годы

1971 год — На Воткинском заводе поставлено на конвейер производство радиаторов и отопителей для автомобиля «Мос­квич».[40]

[править] 1980-е годы

В 1980 году производство автомобилей в СССР вышло на рекордный для себя уровень — 2,2 млн штук.

В 1980 году СССР экспортировал 428 тыс. авто.

[править] 1990-е годы

В апреле 1993 года ВЦИОМ провёл соцопрос населения России. На вопрос «Отметьте в приведённом списке вещи, которые есть в вашей семье» пункт «Автомобиль» отметили 17 % опрошенных.[41]

В 1997 году средний показатель обеспеченности автомобилями в России составил 118 машин на 1000 жителей.

В 1998 г. вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов в России составил 77 %, пассажиров (без индивидуального легкового) — 53 %.

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  5. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  6. [4]
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  11. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  12. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  13. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  14. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  15. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  16. [8]
  17. [9]
  18. [10]
  19. [11]
  20. [12]
  21. [13]
  22. [14]
  23. [15]
  24. [16]
  25. [17]
  26. [18]
  27. [19]
  28. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  29. [20]
  30. [21]
  31. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  32. Социально-экономические проблемы и перспективы развития энергомашиностроения. Сектор тракторного и автомобильного (грузового) моторостроения: учеб. пособие / А. Р. Кульчицкий; Владим. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012
  33. [22]
  34. [23]
  35. [24]
  36. [25]
  37. О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  38. О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  39. О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  40. [26]
  41. Пресс-выпуск #6:Бытовая и аудио-видео техника в семьях россиян — Левада-Центр // Levada.ru
Автомобили в России в XX веке
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000


История автомобилей в России
XIX век  1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Автомобили в России
История  II тысячелетие (XIX век, XX век) • XXI век
Виды  Легковые автомобилиГрузовые автомобилиАвтобусы
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Автомобильный транспортРынок автомобилейПодержанные автомобили
Личные инструменты