Автомобили в России в XX веке
Материал из Documentation.
В 1905 году пять первых Mercedes были куплены русским царским двором.[1]
В 1910 году DMG открыла первый салон по продаже автомобилей в Москве.[2]
В 1913 году на автомобиле Benz-82-200 был установлен последний дореволюционный всероссийский рекорд скорости — 202,1 км/ч.[3]
24 июня 1914 г. правительством России была принята программа, направленная на широкое внедрение автомобилей в вооружённые силы.[4]
Летом 1916 года в России был заложен автомобильный завод.[5]
В 1946 году московский автомобилестроительный завод представил Москвич 400.
С 1970 по 1988 годы ВАЗ выпустил 4,85 миллионов автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан, эти машины под маркой Lada 1200 активно продавались в странах соцлагеря и в Северной Европе. За «копейкой» последовали её «близкие родственники»: ВАЗ-2106 в 1976 году, ВАЗ-2105 в 1980-м, ВАЗ-2107 в 1982-м и ВАЗ-2104 в 1984-м.[6]
За первый год работы (1993 год) компания «Автомир» сумела продать лишь несколько десятков «жигулей» и «Волг», через год продажи выросли до 1200 автомобилей.[7]
Автомобильный завод «Автотор» работает по льготам Особой экономической зоны Калининградской области с 1997 года.[8]
После кризиса 1998 года цены на иномарки в России выросли вслед за долларом, стоимость продукции российского автопрома на некоторое время оказалась вне конкуренции.[9]
Содержание |
[править] Парк
В 1913 г. в России насчитывалось всего 9 000 автомобилей, из числа которых только 1 500 были грузовыми.[10]
В феврале 1917 г. в России имелось около 36 тыс. автомобилей.[11]
К началу 1925 г. на ходу осталось 10 900 автомобилей, в том числе 5 295 легковых, 4 825 грузовых и 775 специальных.[12]
[править] Импорт
Всего в 1901—1914 годах в Россию было ввезено 24 973 автомобиля. Более 2/3 от их числа было произведено в Германии.[13]
В 1901 году в Россию было ввезено 40 автомобилей.[14]
За годы Первой мировой войны в Россию было ввезено около 30 тыс. автомобилей.[15]
После Октябрьской революции 1917 года импорт автомобилей в Россию резко снизился из-за экономической блокады советской республики.[16]
В феврале 1922 года был принят первый послереволюционный таможенный тариф. Пошлина на автомобили была установлена со штуки с дифференциацией ставок для автомобилей легковых и прочих (автобусов, грузовиков и других). Осенью того же года пошлину на автомобили установили с веса. Например, пошлина на Ford стоимостью 800 руб. составляла 277 руб., то есть 34,6 % его стоимости, а на Rolls-Royce стоимостью 14 450 руб.— 740 руб., то есть 5,1 % стоимости.[17]
В апреле 1926 года Таможенно-тарифный комитет СССР впервые установил пошлины на автомобили с их цены (100 % стоимости для легковых и 50 % — для грузовых). Такие заградительные меры продержались фактически до распада СССР. Иностранные автомобили продавались только через управление дипломатического корпуса и были недоступны большинству советских граждан. Исключение составляли видные партийные и общественные деятели. Юрий Гагарин ездил на французском спортивном купе Matra, Владимир Высоцкий — на BMW и Mercedes, а генсек Леонид Брежнев содержал целый автопарк иномарок.[18]
Автомобили Mercedes в советское время часто дарили в виде знака особого отличия. Так, на машинах этой марки ездили космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов.[19]
Mercedes имелись в автомобильных гаражах у генсеков ЦК КПСС Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Последнему в 1968 году принадлежали сразу три машины этой марки: представительский 600, 350 SE и 450 SL.[20]
Два автомобиля немецкой марки (450 SEL и 350 SL) в 1970-х годах купил на собственные средства певец, поэт и актер Владимир Высоцкий. Обе машины он разбил в ДТП.[21]
В 1974 году Daimler-Benz первым среди автопроизводителей капиталистических стран открыл представительство в СССР. Оно занималось поставками грузовиков Mercedes-Benz по заказу Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто», которое занималось международными грузоперевозками. В 1975 году были поставлены первые 100 седельных тягачей модели 2232.[22]
В ноябре 1991 года таможенный комитет СССР издал приказ, разрешавший частным лицам беспошлинный ввоз одного автомобиля. Этот же приказ установил порядок, при котором владелец иномарки, продавший ее в течение следующих двух лет, должен был заплатить таможенную пошлину за ввоз — 0,1 экю (безналичная европейская валюта, на 1 ноября 1 экю равнялся $0,82) за 1 см³ рабочего объема двигателя. В страну хлынул поток импортных автомобилей.[23]
Ввоз автомобилей в Россию вырос с нескольких тысяч в 1991 году до более чем 100 тыс. в 1992 году. Российский автопром впервые за многие годы столкнулся с конкуренцией, бороться с которой снова пришлось таможне.[24]
В июне 1992 года в России были введены импортные пошлины в 15 % таможенной стоимости новых автомобилей (до трёх лет) и 25 % — для подержанных. Таможенная стоимость определялась на основании данных производителей автомобилей, иностранных продавцов и других независимых источников ценовой информации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.[25]
В октябре 1995 года для выравнивания пошлин в рамках таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном пошлины и акцизы на импортные автомобили были снижены до 50-100 % их стоимости. Бывшие союзные республики, не имевшие собственного производства легковых автомобилей, не видели для своего рынка смысла в заградительных пошлинах.[26]
В 1996 году в России были введены льготы на ввоз иномарок для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов, а также для лиц, находившихся за границей более шести месяцев. Каждый из них мог ввозить в Россию за 183 суток пребывания за границей по автомобилю и оформлять его по льготному тарифу. Вскоре льготные иномарки, часто освобожденные от сборов незаконно, составили около 20 % ввозимых в страну машин.[27]
В конце 1990-х гг. защищать российский рынок автомобилей от импорта активно призывал калининградский завод «Автотор».[28]
В июле 1999 года в России была несколько изменена система начисления пошлин для подержанных (старше трех лет) иномарок. Для них была введена зависимость от объема двигателя: до 2,5 тыс. см³ — €0,85 за 1 куб. см, более 2,5 тыс. см³ — €1,4. Новые машины продолжали оформляться по ставке 30 % от стоимости.[29]
В январе 2000 года правительство России отменило нашедшие массовое применение таможенные льготы по импорту автомобилей для дипломатов, моряков, рыбаков, экипажей воздушных судов.[30]
[править] Виды
[править] Автобусы
С 1927 года СССР налаживает собственное производство автобусов с использованием части импортных деталей.[31]
[править] Грузовые автомобили
В 1937 году СССР вышел на второе место в мире по парку грузовых автомобилей, уступая только США.[32]
[править] Легковые автомобили
В 1922 году в Москве на 1-м Бронетанкоремонтном заводе был собран первый советский легковой автомобиль «Промбронь».
После Великой Отечественной войны большое число легковых автомобилей Mercedes-Benz оказалось в СССР в качестве трофеев.[33]
В 1946—1970 годах компания Daimler-Benz поставила в Россию более 600 легковых автомобилей.[34]
В ноябре 1993 года правительство России повысило сборы за ввоз любых легковых автомобилей в Россию. При объеме двигателя до 1500 см³ пошлина составила 35 % таможенной стоимости автомобиля, до 3000 см³ — 50 %, свыше 3000 см³ — 70 %. Увеличение акциза позволило ВАЗу в том же месяце объявить о повышении цен на 50 %.[35]
В мае 1996 года правительство России снизило верхнюю планку таможенного обложения до 30 % таможенной стоимости по всем видам легковых автомобилей.[36]
[править] Периоды
[править] 1930-е годы
В 1930 году в СССР насчитывалось 26,5 тыс. автомобилей.[37]
В 1933 году в СССР насчитывалось 93,1 тыс. автомобилей.[38]
В 1934 году в СССР насчитывалось 144,6 тыс. автомобилей.[39]
В 1935 году автомобильная промышленность СССР построила 136583 автомобиля.
В 1938 году Горьковский завод выпустил автомобиль ГАЗ ГЛ-1.
[править] 1960-е годы
Разработка ГАЗ-24 началась в 1960 году.
[править] 1970-е годы
1971 год — На Воткинском заводе поставлено на конвейер производство радиаторов и отопителей для автомобиля «Москвич».[40]
[править] 1980-е годы
В 1980 году производство автомобилей в СССР вышло на рекордный для себя уровень — 2,2 млн штук.
В 1980 году СССР экспортировал 428 тыс. авто.
[править] 1990-е годы
В апреле 1993 года ВЦИОМ провёл соцопрос населения России. На вопрос «Отметьте в приведённом списке вещи, которые есть в вашей семье» пункт «Автомобиль» отметили 17 % опрошенных.[41]
В 1997 году средний показатель обеспеченности автомобилями в России составил 118 машин на 1000 жителей.
В 1998 г. вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов в России составил 77 %, пассажиров (без индивидуального легкового) — 53 %.
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ Социально-экономические проблемы и перспективы развития энергомашиностроения. Сектор тракторного и автомобильного (грузового) моторостроения: учеб. пособие / А. Р. Кульчицкий; Владим. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
- ↑ О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
- ↑ О геополитических аспектах создания новой нефтяной базы на Востоке СССР в 30-50-е гг. ХХ столетия. Часть I — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
- ↑ [26]
- ↑ Пресс-выпуск #6:Бытовая и аудио-видео техника в семьях россиян — Левада-Центр // Levada.ru
Автомобили в России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |