Лазерное оружие в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Типы вооружений
[править] А-60
В России реализуется проект использования высокоточного боевого лазера на самолёте А-60. Этот комплекс сможет уничтожать воздушные цели и космические объекты.[1]
Лазерная установка «Скиф-Д», которой обладает А-60, является облегчённой и доработанной версией так и не выведенного на космическую орбиту аппарата «Скиф-ДМ».[2][3][4][5]
А-60 будет обладать сверхточной навигацией. Чтобы узкие лучи оружия этого самолёта попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве.[6]
На борту А-60 установят мощную систему электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.[7]
Концерн «Радиоэлектронные технологии» разрабатывает бортовой комплекс обороны самолёта А-60.[8]
[править] Пересвет
«Пересвет» — российский наземный боевой лазерный комплекс.
[править] История
[править] 1960-е годы
В июне 1965 году состоялась встреча академиков А. М. Прохорова, М. Д. Миллионщикова и А. А. Расплетина в результате которой к работам по лазерной тематике в интересах ПВО и ПРО подключалось НПО «Алмаз».[9]
[править] 1970-е годы
В начале 1970-х годов КБХА приступило к разработке непрерывных газодинамических С02-лазеров (ГДЛ) большой мощности. Было создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт, а также бортовой космический ГДЛ РД0600, работающих на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой.[10]
В 1970-х годах под руководством академика О. Н. Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300.[11]
В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем.[12]
Разработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 «Дрейф» начата в 1975 году по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса.[13]
Разработка самолёта-летающей лаборатории для испытаний лазеров начата в ОКБ им. Г. М. Бериева в 1977 году.[14]
Начальником тематического отдела ЦКБ «Алмаз» по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н. А.[15]
[править] 1980-е годы
С 1981 года тему «Скиф» по созданию лазерной боевой станции передали в ОКБ-23 (КБ «Салют»).[16]
Первый полёт первый экземпляр самолёта-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 года.[17][18]
Лазерные комплексы, размещённые на самоходных установках, появились в СССР в 1982 году.[19]
В 1982 году на вооружение Советской армии был сдан первый самоходный лазерный комплекс 1К11 «Стилет». «Стилет» был призван вывести из строя оптико-электронные системы наведения оружия противника. Его потенциальные цели — танки, самоходные артиллерийские установки и даже низколетящие вертолеты. Обнаружив цель средствами радиолокации, «Стилет» производил ее лазерное зондирование, пытаясь обнаружить оптическое оборудование по бликующим линзам. Точно локализовав «электронный глаз», аппарат поражал его мощным лазерным импульсом, ослепляя или выжигая чувствительный элемент (фотоэлемент, светочувствительную матрицу или даже сетчатку глаза прицелившегося бойца).[20]
22 сентября 1982 года с помощью наземного лазерного комплекса была поражена воздушная мишень.[21]
В 1983 году на самолёте А-60 завершён монтаж лазерного комплекса.[22]
В 1983 году на вооружение был сдан СЛК «Сангвин». Его главное отличие от «Стилета» заключалось в том, что боевой лазер наводился на цель без использования крупногабаритных зеркал. Упрощение оптической схемы положительно сказалось на поражающей способности оружия. Но наиболее важным улучшением стала увеличенная подвижность лазера в вертикальной плоскости. «Сангвин» предназначался для поражения оптико-электронных систем воздушных целей.[23]
27 апреля 1984 года впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень.[24]
15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия». В своём первом полёте «Энергия» несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат «Скиф-ДМ», в открытой печати названный «Полюс».[25]
В 1989 году самолёт 1А сгорел на авиабазе Чкаловский.[26]
[править] 1990-е годы
В 1990 году был разработан самоходный лазерный комплекс «Сжатие».[27]
Самолёт А-60/1А2 совершил первый полёт 29 августа 1991 года.[28]
СЛК 1К17 «Сжатие» был сдан на вооружение в 1992 году и был намного совершеннее «Стилета». Первое отличие, которое бросается в глаза — применение многоканального лазера. Каждый из 12 оптических каналов (верхний и нижний ряд линз) имел индивидуальную систему наведения. Многоканальная схема позволяла сделать лазерную установку многодиапазонной. В качестве противодействия подобным системам противник мог защищать свою оптику светофильтрами, блокирующими излучение определенной частоты. Но против одновременного поражения лучами сразной длиной волны светофильтр бессилен.[29]
В 1993 году работы по самолёту А-60 и лазерному комплексу были прекращены.[30]
[править] 2000-е годы
С 2003 года начата ОКР «Сокол-Эшелон» («Сокол-В»).[31]
С 2003 года в КБХА ведутся работы по лазерной тематике (ОКР «Сокол-Эшелон», «Сокол-В»).[32]
Фактически работы по ОКР «Сокол-Эшелон» — создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 — начаты концерном ПВО «Алмаз-Антей» в 2005 году.[33]
2 сентября 2006 года с ТАНТК им. Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР «Дуэлянт» — испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2.[34]
В 2009 году испытания самолёта А-60/1А2 были возобновлены.[35]
В 2009 году в России прошли испытания лазерной пушки.[36]
Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 года осуществлён комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта ЛЛ 1А2 на КА AJISAI с высотой орбиты 1500 км зарегистрирован отражённый сигнал.[37]
[править] 2010-е годы
В 2011 году работы по лазерному вооружению самолёта А-60 были приостановлены.[38]
13 ноября 2012 года газета «Известия» сообщила о планируемом на 2013 год возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60.[39]
В апреле 2014 года газета «Стрела» ГСКБ «Алмаз-Антей» сообщила, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экспериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения.[40]
В 2015 году в КБХА в рамках СЧ ОКР «Сокол-В» были продолжены работы по созданию опытного образца СО-лазера.[41]
В октябре 2016 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил: «Завершены работы по глубокой модернизации бортового комплекса [самолёта А-60], обеспечивающие значительное наращивание его тактико-технических характеристик. К настоящему времени проведена наземная отработка. Сейчас продолжаются лётные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений.»[42]
В России в конце 2016 года были проведены успешные испытания самолёта A-60, на который планируют установку боевого лазера.[43]
[править] Ссылки
- Раздел о лазерах в ЖЖ bmpd
- Раздел об А-60 в ЖЖ bmpd
- Боевое лазерное оружие испытывают в российской армии. 21 сентября 2015
- Россия возрождает советские лазерные технологии. 1 июля 2015
- Лазерный комплекс. 1 марта 2018
- ГДЛ РД0600. Газодинамический лазер
- [44]
- [45]
- [46]
- [47]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ Российский военно-транспортный самолет Ил-76. Досье — Биографии и справки — ТАСС // Tass.ru
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ Годовой отчёт ОАО КБХА за 2011 год
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ Годовой отчёт Акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» за 2015 год
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]