Беспилотные летательные аппараты в России
Материал из Documentation.
Беспилотные летательные аппараты в России — один из видов летательных аппаратов в России.
Содержание |
[править] БПЛА в Вооружённых силах России
По информации Управления пресс-службы и информации Минобороны России, на начало 2016 года в войсках находилось свыше 1700 комплексов с БПЛА различного класса и назначения.[1]
Большая часть БПЛА Российской армии имеет маленькие размеры, а их дальность полёта составляет несколько десятков километров. Наиболее распространенным является БПЛА «Орлан-10», чей объем выпуска превышает 1000 экземпляров.[2]
На БПЛА «Орлан-10» приходится более половины парка БПЛА Российской армии. Его масса составляет 18 кг, он может находиться в воздухе до 10 часов с телевизионной камерой и камерой инфракрасного диапазона, цифровой фотокамерой, а также оборудованием по перехвату звонков мобильной связи.[3]
[править] Производство
Концерн «Радиотехнические и информационные системы» производит беспилотники.
Концерн «Калашников» производит беспилотники.[4]
БПЛА «Форпост» производится компанией «Уральский завод гражданской авиации» (Екатеринбург).[5]
БПЛА «Орлан-10» производится ООО «Специальный технологический центр» (Санкт-Петербург).[6]
[править] Модернизация
НИИ «Кулон» из Москвы модернизирует БПЛА «Форпост» за счёт установки защищённого канала связи, системы спутниковой навигации, системы трансляции радиосигналов, а также систем электронной разведки.[7]
[править] 924-й ГЦБА Минобороны России
924-й Государственный центр беспилотной авиации (ГЦБА) Минобороны России располагается в подмосковной Коломне. Помимо войсковых испытаний новых БЛА до принятия их на вооружение в Центре ведется подготовка специалистов Вооруженных сил России по работе с БЛА. Также личный состав Центра выполняет задачи по воздушной разведке, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проводит научные исследования в области создания и применения комплексов БЛА.[8]
[править] Военная операция в Сирии
Крупнейшим российским БЛА, применявшимся в Сирии, и наиболее важным БЛА в составе ВКС России, стал израильский IAI Searcher Mk II.[9]
[править] История
[править] XX век
В 1960—1980 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959 году), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979-1989 годы), Ту-300 «Коршун».[10]
Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963 году. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м — объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680—885 км/ч.[11]
В 1960 году началось разработка Ту-123 — цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 году система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла — 8,41 м, длина — 27,84 м, высота — 4,78 м, максимальная взлётная масса — 35 610 кг, крейсерская скорость — 2700 км/ч, потолок — 22 800 м, максимальный радиус действия — 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972 года, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика.[12]
В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986 году).[13]
[править] XXI век
Впервые полноразмерный макет разведывательно-ударного БПЛА «Скат» был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в 2007 году.[14]
В апреле 2009 года Россия закупила два израильских тактических БПЛА Searcher-II за $12 млн.[15]
Первые экземпляры БПЛА IAI Searcher Mk II были поставлены в Россию непосредственно от производителя в 2010 году.[16]
В 2010 году было подписано российско-израильское соглашение об организации лицензионной сборки Searcher Mk II (российское название «Форпост») и Bird-Eye 400 («Застава») на «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА) в Екатеринбурге.[17]
В 2011 сообщалось, что на базе АО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой Schiebel налажено производство беспилотных вертолётов Schiebel Camcopter S-100 (российское наименование комплекса — БАК «Горизонт Эйр S-100»).[18]
В 2011 году «УЗГА» получил от Министерства обороны России заказ на 10 комплексов с БПЛА «Форпост» общей стоимостью 9 млрд рублей (в каждый комплекс входит наземная станция управления и три БПЛА) и 27 комплексов с БПЛА «Застава» общей стоимостью 1,3 млрд рублей.[19]
В 2011 году началась работа над проектом разведывательного беспилотника большой дальности «Альтиус-М».[20]
В 2012 году завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства.[21]
Реальный импульс российская школа БПЛА получила в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу посетил масштабную выставку беспилотников в Алабино. И именно тогда он дал поручение оборонке разработать целое семейство российских дронов для военных нужд.[22]
В 2013 году в серию пошёл тактический дрон «Орлан-10», способный при взлётной массе 14 килограммов 16 часов работать на удалении 120 километров от оператора.[23]
Поступление в Вооружённые силы России первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2013 году.[24]
Казанское ОКБ им. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол») разрабатывает тяжёлый беспилотник с 2014 года.[25]
В декабре 2014 года на базе Межвидового центра беспилотных летательных аппаратов был создан 924-й Государственном центре беспилотной авиации (ГЦБА) Минобороны России.[26]
В 2014 году был сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте.[27]
В декабре 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков рассказал журналистам о том, что на основе проекта БПЛА «Скат» планируется создать новый БПЛА.[28]
В 2015 году в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м.[29]
В апреле 2016 года стало известно, что успешно завершился один из этапов государственных совместных испытаний комплекса беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-30».[30]
В августе 2016 года в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского по заказу ООО «ОКБ „Авиарешения“» прошел первый этап испытаний беспилотного летательного аппарата FLYP (FLYing Platform).[31]
В конце 2017 года руководство РСК «МиГ» сообщило, что компания разрабатывает ударные и разведывательные беспилотники массой от 1 до 15 тонн.[32]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Концерн «Калашников» расширяет производство оружия // Vesti.ru
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Российско-израильские отношения. Досье — Биографии и справки — ТАСС // Tass.ru
- ↑ [16]
- ↑ Российско-израильские отношения. Досье — Биографии и справки — ТАСС // Tass.ru
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ Пятитонный арктический беспилотник поднялся в воздух // Defendingrussia.ru
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]