Атомные подводные лодки в России
Материал из Documentation.
Атомные подводные лодки в России — один из основных видов подводных лодок в России.
Россия является одним из крупнейших в мире эксплуатантов и производителей атомных подводных лодок.
В настоящее время Россия ведёт строительство РПЛСН проекта 955 «Борей» и атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 885 «Ясень».
Содержание |
[править] Разработка
«Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения „Малахит“» разрабатывает атомные подводные лодки.[1]
[править] Производство
АО «Производственное объединение „Севмаш“» — единственная в России верфь, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ.[2]
[править] Ремонт и модернизация
«Звёздочка» является ведущей российской верфью по ремонту и модернизации атомных подводных лодок.[3]
[править] История
[править] 1950-е годы
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит» была заложена 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш).[4]
Атомная подводная лодка К-3 была принята в состав ВМФ СССР 12 марта 1959 года.[5]
[править] 1960-е годы
В 1960-х годах в СССР была создана разведывательно-ударная система. В неё входили подводные лодки проекта 675, самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу.[6]
С 1961 года подлодка К-3 начала нести боевую службу в Атлантике.[7]
В феврале 1962 года атомная подводная лодка К-21 проекта 627А во время похода в Арктику прошла 10124 морских мили, из них 8648 — в подводном положении.[8]
В 1963 году атомными подводными лодками проекта 675 впервые в мире проведен залповый пуск крылатых ракет с избирательным поражением кораблей условного противника, идущих в охранении авианосца.[9]
Головную лодку проекта 671 (К-38) заложили 13 апреля 1963 года на Адмиралтейских верфях.[10]
С 3 по 30 сентября 1963 года состоялся уникальный арктический поход атомной подводной лодки К-115 Северного флота. Впервые в истории отечественного подводного плавания совершен подледный межфлотский переход из губы Западная Лица в Петропавловск-Камчатский со всплытием у советской полярной станции «СП-12».[11]
Впервые в истории подводного плавания с 14 по 30 сентября 1963 года атомная подводная лодка К-178 проекта 658 с баллистическими ракетами на борту совершила межтеатровый переход подо льдами Арктики через Берингов пролив с Северного на Тихоокеанский флот. Лодка прошла под водой 3467 миль, из них подо льдами — 1620 миль.[12]
С 25 сентября по 4 октября 1963 года атомная подводная лодка К-181 совершила сложный переход подо льдами Арктики. Впервые в мировой истории 29 сентября 1963 года в 6 часов 45 минут лодка всплыла в географической точке Северного полюса. Через 6 минут после этого командир — капитан 2-го ранга Ю. В. Сысоев — поднялся на мостик подводной лодки, став первым в мире подводником, вышедшим из подлодки строго в точке Северного полюса.[13]
Титановая АПЛ К-162 (проект 661 «Анчар») была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске.[14]
От серийного строительства подлодок проекта 661 «Анчар» отказались в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.[15]
21 апреля 1964 года атомная подводная лодка К-27 под командованием капитана 2 ранга И. И. Гуляева отправилась в свой первый автономный поход.
В феврале — марте 1966 года атомная подводная лодка «К-133» совместно с атомным подводным ракетоносцем «К-116» успешно совершили групповой кругосветный поход.
30 августа 1966 года атомная подводная лодка К-14 вышла в Баренцево море.
8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (командир — Юрий Степанов), первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся в базу.[16]
АПЛ К-162 (проект 661 «Анчар») была принята в состав ВМФ СССР 31 декабря 1969 года.[17]
В 1969 году атомная подлодка «Анчар» (К-222) достигла подводной скорости свыше 80 км/ч.
[править] 1970-е годы
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ ВМС СССР К-8 (командир Всеволод Бессонов) водоизмещением 4100 тонн. Погибли 52 человека. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами. Накопленная активность — 250000 кюри. АПЛ затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Прочный корпус подвергся сильным разрушениям.[18]
Подводная лодка К-162 на испытаниях 18 декабря 1970 года установила мировой рекорд скорости подводного хода — 44,7 узлов.[19]
24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К-19 (командир Виктор Кулибаба) произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.[20]
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К-56 (командир — Леонид Хоменко) с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. В результате столкновения на стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К-56, командир лодки выбросил ее на отмель. Погибли 27 человек.[21]
Первая АПЛ проекта 941 «Акула» была заложена в 1976 году.[22]
В сентябре 1978 года подводные лодки К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Р.А. Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом в Тихий океан.[23]
24 января 1979 года атомная подводная лодка К-517 проекта 671РТ «Семга» была включена в состав 33 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота с базированием в Западной Лице.
[править] 1980-е годы
21 августа 1980 года в 160 км восточнее острова Окинава (Япония) на АПЛ К-122 (командир — Геннадий Сизов) в одном из отсеков возник пожар. В соседние отсеки стал поступать дым, которым отравились несколько подводников из-за нехватки средств индивидуальной защиты. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки смогли вручную заглушить реактор. Позже лодка была отбуксирована на базу. Погибли 14 моряков.[24]
Первая АПЛ проекта 941 «Акула» вступила в строй в конце 1981 года.[25][26]
Осенью 1981 года К-517 совершила плавание под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и произвела всплытие в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.[27]
Строительство АПЛ проекта «Антей» началось в 1982 году.[28]
24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К-429 (командир — Николай Суворов). Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, 16 человек погибли.[29]
АПЛ К-162 вывели из эксплуатации в 1984 году.[30]
18 июня 1984 года в Баренцовом море при возвращении с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове на АПЛ К-131 (командир — Евгений Селиванов) возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек. При ликвидации пожара погибли 13 членов экипажа.[31]
4 августа 1985 года атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» (проект 685, «Плавник») установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров.
10 августа 1985 года во время нахождения у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ СССР в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) при перезарядке активной зоны реакторов на АПЛ К-431 вследствие нарушения технологии подъема крышки реактора началась неуправляемая цепная реакция урана. В момент взрыва погибли 8 офицеров и 2 матроса. При этом ось радиоактивных осадков пересекла полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышла к морю, на побережье Уссурийского залива. Протяженность шлейфа на полуострове составила 5,5 км (далее выпадение аэрозольных частиц происходило на поверхность акватории до 30 км от места выброса).[32]
6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в результате взрыва ракеты в шахте затонула советская АПЛ К-219 (командир Игорь Британов) водоизмещением 9300 тонн. Погибли 4 человека. АПЛ затонула на глубине 4000 метров. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. Накопленная активность — 250000 кюри. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса.[33]
7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках затонула советская АПЛ «Комсомолец» (командир Евгений Ванин) водоизмещением 6000 тонн. Погибли 42 человека. На борту находилось два штатно заглушенных ядерных реактора. Накопленная активность — 150000 кюри. Лодка затонула на глубине 1700 метров, получив сильные разрушения прочного корпуса. На борту находились два ядерных боеприпаса.[34]
[править] 1990-е годы
6 августа 1991 года в 21 час 9 минут впервые в мире и в истории подводных ракетоносцев (программа «Бегемот-2») с атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» был произведен пуск всего боекомплекта 16 баллистических ракет (2 боевых Р-29РМ и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов).[35]
В феврале 1992 года российская атомная подводная лодка «Кострома», проводившая всплытие неподалёку от порта в Мурманске, протаранила американскую атомную подводную лодку «Батон Руж», что спровоцировало дипломатический скандал.[36]
29 мая 1992 года на атомной подводной лодке Северного флота произошел взрыв электрокомпрессора. Один член экипажа погиб, пятеро получили ранения.[37]
Головной атомный подводный крейсер серии проекта 885 (шифр «Ясень») К-560 «Северодвинск» (заводской номер 160) был заложен на СМП 21 декабря 1993 года.[38]
30 мая 1997 года атомная подводная лодка 2-й Камчатской флотилии, выведенная из ее состава, затонула в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского. Лодка была поднята на поверхность.[39]
26 января 1998 года на АПЛ «Томск» произошла авария системы охлаждения с утечкой аммиака и азота. Погибли 6 членов экипажа.[40]
7 июля 1998 года экипаж атомного подводного крейсера К-407 «Новомосковск» впервые в мире осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» из подводного положения ракетой РСМ-54С.[41]
[править] 2000-е годы
12 августа 2000 года в ходе проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка «Курск» (командир Геннадий Лячин). Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.[42]
20 июля 2001 года первый экипаж ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Борисоглебск» впервые произвел запуск спускаемого суборбитального космического аппарата «Космос-1» с надувным тормозным устройством и элементами «солнечного паруса».[43]
21 ноября 2002 года возник пожар на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота, базирующейся в заливе Стрелок. Пожар возник из-за неисправности нагревательного электроприбора, горели 4-й и 5-й отсеки. Лодка была выведена из боевого состава флота, ядерное оружие демонтировано, реактор был надежно блокирован. При пожаре никто не пострадал, ущерб окружающей среде нанесен не был.[44]
30 августа 2003 года в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин во время буксировки для утилизации затонула атомная подводная лодка Северного флота «К-159». На борту судна находились 10 членов экипажа, одного из них удалось спасти; позже были обнаружены тела еще двух человек. Официальной причиной гибели атомохода был назван шторм, в результате которого произошел отрыв четырех понтонов, во время буксировки удерживавших корабль на плаву. На АПЛ находились два реактора (накопленная активность порядка 200000 кюри). Ядерного боезапаса на борту не было.[45]
23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был произведен учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». В ходе запуска была испытана автоматика подводного крейсера (из-за чего запуск получил название «прыжкового»): выстрел был произведен из пусковой шахты с помощью аккумулятора давления, а сам макет поднялся на высоту около 40 м (именно на этой высоте при «боевых» запусках должен включаться маршевый двигатель ракеты). Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.[46]
14 ноября 2004 года в Камчатской области во время проведения плановых работ произошел взрыв на атомной подводной лодке. Из-за неисправности редуктора, регулирующего подачу под давлением воздуха в систему водоснабжения АПЛ, взорвались цистерны. В результате погиб один член экипажа.[47]
1 августа 2005 года на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске во время газосварочных работ на утилизировавшейся АПЛ «Щука» произошел пожар. Два человека погибли. Причиной пожара было возгорание паров горюче-смазочных материалов при проведении огневых работ.[48]
26 июля 2006 года в пункте базирования Видяево на одной из атомных подводных лодок, находящихся в составе Северного флота, при плановом выводе главной энергетической установки (ГЭУ) в результате неисправности произошла незначительная утечка питательной воды. Неисправность была в короткий срок локализована, радиационный фон в районе нахождения подлодки остался в норме.[49]
6 сентября 2006 года на атомной подводной лодке «Святой Даниил Московский» в Баренцевом море произошел пожар. При срабатывании системы пожаротушения погибли два человека. Реакторы лодки были автоматически заглушены.[50]
2 ноября 2006 года на АПЛ «Пантера», проходившей ремонт на заводе в Северодвинске, из-за неосторожности сварщиков произошел пожар. Двое пожарных получили отравления продуктами горения. Ядерного топлива на подлодке не было.[51]
8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море на российской АПЛ «Нерпа» произошла авария, повлекшая за собой гибель 20 человек. Еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на момент аварии на борту судна находились 208 человек. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения произошел выброс фреона. Попадание в легкие этого газа и послужило причиной смерти людей. После аварии лодка самостоятельно добралась до базы Большой Камень. Специалисты пришли к выводу, что технически «Нерпа» была полностью исправна.[52]
28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвел успешный пуск ракеты «Булава» из подводного положения по полигону Кура на Камчатке в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса.[53]
Корабль с заводским номером 161 был заложен в 55-м стапельном цехе АО «Производственное объединение „Севмаш“» 24 июля 2009 года и стал первым в серии атомных подводных крейсеров типа «Ясень», строящимся по усовершенствованному проекту.[54]
6 октября 2009 года на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске произошел пожар на утилизировавшейся атомной подводной лодке «Казань». Причиной возгорания стали проводимые в носовой части корабля газорезательные работы. Специалисты, работавшие на утилизации АПЛ, были эвакуированы. Никто не пострадал.[55]
[править] 2010 год
19 февраля 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске Архангельской области на утилизировавшейся АПЛ К-480 «Ак Барс» случился пожар. Никто не пострадал. Тушение пожара заняло более 15 часов. Было установлено, что причиной инцидента стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ.[56]
7 октября 2010 года был произведен очередной испытательный пуск ракеты «Булава» с борта атомной подводной лодки стратегического назначения «Дмитрий Донской». Запуск был признан успешным. Пуск был проведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса.[57]
28 октября 2010 года стратегическая атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Святой Георгий Победоносец» из Охотского моря осуществила пуск межконтинентальной баллистической ракеты по полигону «Чижа» в районе Белого моря.[58]
29 октября 2010 года тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвел из акватории Белого моря очередной испытательный пуск баллистической ракеты «Булава». Запуск оказался успешным. Боевые блоки ракеты, запущенной из акватории Белого моря, в установленное время поразили цель на полигоне «Кура» на Камчатке.[59]
[править] 2011 год
28 июня 2011 года атомная подлодка «Юрий Долгорукий» произвела в акватории Белого моря 15-й по счету пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытания по всем параметрам прошли успешно. Впервые в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса пуск ракеты был проведен из подводного положения со штатного носителя, которым является атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».[60]
27 июля 2011 года атомная подводная лодка «Екатеринбург» произвела из акватории Баренцева моря успешный пуск межконтинентальной ракеты «Синева» по камчатскому полигону Кура.
27 августа 2011 года стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Белого моря на максимальную дальность полета. Запуск был осуществлен из подводного положения со штатного носителя в рамках государственных летно-конструкторских испытаний на максимальную дальность полета ракеты.[61]
21 сентября 2011 года стратегическая атомная подводная лодка Тихоокеанского флота (ТОФ) «Святой Георгий Победоносец» получила повреждения легкого корпуса в Авачинской бухте в результате столкновения с сейнером «Донец». Жертв и пострадавших нет.[62]
28 октября 2011 года стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из подводного положения в акватории Белого моря.[63]
В декабре 2011 года загорелся атомный подводный ракетный крейсер проекта 667БДРМ «Екатеринбург».
23 декабря 2011 года атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний выполнил завершающий в 2011 году залповый пуск двух ракет «Булава» из акватории Белого моря. Пуск был произведен из подводного положения в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Полет ракет прошел в штатном режиме.[64]
[править] 2012 год
Поставки атомных подводных лодок по гособоронзаказу России в 2012 году:[65]
- 1 проекта 667БДРМ (ремонт)
С 2012 года на вооружении индийских ВМС находится российская атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (Chakra), которую Индия получила по лизинговому контракту от 2004 года стоимостью $650 млн.[66]
[править] 2013 год
Поставки атомных подводных лодок по гособоронзаказу России в 2013 году:[67]
В январе 2013 года атомная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» все-таки была введена в эксплуатацию.
В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».
15 ноября 2013 года года атомная подводная лодка Северного флота К-266 «Орел» прибыла на судостроительное предприятие «Центр судоремонта „Звёздочка“».
[править] 2014 год
Поставки атомных подводных лодок по гособоронзаказу России в 2014 году:[68]
12 июня 2014 года атомная подводная лодка проекта 949А «Томск» была успешно спущена на воду после почти семилетнего ремонта.
10 сентября 2014 года атомная подводная лодка «Владимир Мономах» впервые запустила баллистическую ракету «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
[править] 2015 год
Поставки атомных подводных лодок по гособоронзаказу России в 2015 году:[69]
[править] 2016 год
16 октября 2016 года атомный подводный крейсер Северного флота «Смоленск» проекта 949А «Антей» успешно выполнил стрельбу крылатой ракетой «Гранит» по сложной береговой мишени.[70]
[править] 2017 год
31 марта 2017 года в Северодвинске спущена на воду многоцелевая АПЛ К-561 «Казань» проекта 08851 «Ясень-М».[71]
В июне 2017 года атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» успешно запустила в Баренцевом море межконтинентальную баллистическую ракету «Булава» по цели у берегов Камчатки.
В ноябре 2017 года атомная подводная лодка проекта «Борей-А» «Князь Владимир» была выведена из эллинга.
[править] 2018 год
22 мая 2018 года стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» запустила четыре «Булавы» из подводного положения.[72]
В конце 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило научно-исследовательскую работу под шифром «Хаски» с определением облика многоцелевой атомной подлодки пятого поколения.[73]
[править] 2019 год
В апреле 2019 года было сообщено, что Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» начало опытно-конструкторские работы (ОКР) под шифром «Лайка» по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения.[74]
[править] Сравнение с зарубежными аналогами
[править] АПЛ «Ясень» и АПЛ «Иллинойс»
Российская АПЛ 885 проекта «Ясень» примерно в два раза дешевле американской АПЛ «Иллинойс» (типа «Вирджиния»). «Ясень» превосходит «Иллинойс» по многим тактико-техническим показателям. Экипаж российской лодки составляет 64 моряка против 120 у «Иллинойса». Российская АПЛ погружается на 150 м глубже — 600 вместо 450. При равной скорости хода «Ясень» обладает большей автономностью в сравнении с АПЛ «Иллинойс». По сравнению с «Иллинойсом» «Ясени» оснащены более мощным вооружением — у «Ясеня» десять торпедных аппаратов калибра 533—650 мм с торпедами «Физик» и «Футляр». На лодке установлены восемь вертикальных пусковых установок на четыре ракеты каждая, комплектуемых крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр». Всего американская лодка несет 12 ракет типа Tomahawk и 26 торпед для четырёх торпедных установок, а на АПЛ типа «Ясень» только ракет 32 штуки. В сравнении с российскими лодками четвёртого поколения 885-го проекта уровень шумности АПЛ «Иллинойс» примерно одинаков.[75]
[править] Перспективы
В перспективе АПЛ «Ясень» получат крылатые ракеты морского базирования с дальностью полета 5500 км, что вдвое превышает дальность полёта лучшей модификации американского Tomahawk.[76]
[править] Ссылки
- Раздел об АПЛ в ЖЖ bmpd
- Раздел об АПЛ на сайте Sdelanounas
- Подводная защита России: какие субмарины стали «угрозой» для ВМС США в Тихом океане. 4 марта 2016
- Что спросить у «Ясеня». 22 октября 2018
[править] Примечания
- ↑ Военно-промышленный комплекс Петербурга может потерять миллиарды рублей // Dp.ru
- ↑ Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
- ↑ «Звездочка» впервые в России начала выпуск современных судовых подруливающих устройств — Армия и ОПК — ТАСС // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [1]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [7]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [8]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [9]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [12]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [13]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [14]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [15]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ Катастрофы и чрезвычайные происшествия на АПЛ в мире в 1963—2011 гг.
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ [25]
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
Атомные подводные лодки в России | |
---|---|
История | XX век • XXI век |
Темы | Атомное подводное кораблестроение |
Подводные лодки в России | |
---|---|
История | XIX век • XX век • XXI век |
Виды | Атомные • Дизель-электрические |
Темы | Подводное кораблестроение • Баллистические ракеты подводных лодок |