Атомные подводные лодки в России в XX веке
Материал из Documentation.
В 1962 году атомная подводная лодка под командой Л. М. Жильцова побывала в подполюсном районе и всплыла на Северном полюсе. В октябре 1962 года первой советской атомной подводной лодке было присвоено имя «Ленинский комсомол».
Содержание |
[править] Типы
[править] Проект 885
В 1995 году в России была спущена на воду первая атомная подводная лодка 4-го поколения проекта 885 «Северодвинск».
[править] Проект 941 («Акула»)
Проект «Акулы» разработан в Ленинградском конструкторском бюро «Рубин».
Строительство атомных подводных лодок третьего поколения типа «Акула» (проект 941) было начато в 1977 году.
Головная лодка проекта 941 была заложена в марте 1977 года, а в декабре 1981 года подводный ракетоносец вступил в строй.
К 1989 году было построено 6 АПЛ типа «Акула», способных нести до 200 ракет с ядерными боеголовками.
[править] Подводные лодки
[править] К-27
Закладка опытной подводной лодки К-27 (проект 645, главный конструктор А. К. Назаров) с двухреакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут состоялась 15 июня 1958 г. на заводе № 402 в г. Северодвинске, а 1 апреля 1962 г. лодка была спущена на воду. После вступления в конце октября 1963 г. в состав ВМФ СССР атомная подводная лодка совершила два длительных похода на полную автономность: один продолжительностью 52 сут., другой — 60 сут.
[править] К-162
В декабре 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для подводных лодок». В соответствии с этим постановлением в СССР была построена атомная подводная лодка проекта 661 (К-162), главный конструктор Н. Н. Исанин, а затем Н. Ф. Шульженко.
В создании лодки проекта 661 участвовали сотни организаций и предприятий. Энергетическая установка подводной лодки состояла из двух автономных групп правого и левого борта. Каждая группа включала атомную паропроизводящую установку, трубозубчатый агрегат и автономный турбогенератор. Мощная атомная энергетическая установка в сочетании с рядом новых конструктивных решений в части архитектурных форм корпуса позволила получить высокие скоростные характеристики, превосходящие в то время аналогичные характеристики как отечественных, так и зарубежных АПЛ. На государственных испытаниях при мощности реактора 90-92 % полная скорость составила 42 узла вместо 37-38 по проекту. В период опытной эксплуатации на лодке была зафиксирована скорость 44,7 узла.
В ходе государственных испытаний и последующей эксплуатации подводной лодки в составе ВМФ, был выявлен ряд конструктивных недостатков. При высоких скоростях подводного хода начинал возрастать внешний гидродинамический шум, который создавался турбулентными потоками при обтекании корпуса лодки. Кроме того, лодка имела и существенный тактический недостаток. При массированном ракетном ударе по противнику для выпуска всего боекомплекта ракет требовалось произвести два ракетных залпа, интервал между которыми составлял около 3 мин. Устранение этих недостатков требовало коренной переработки конструкции лодки, что было признано нецелесообразным. В 1988 году лодка была исключена из состава Северного флота СССР.