Системы управления двигателями в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Производство
[править] ОДК-СТАР
«ОДК-СТАР» (расшифровывается как Системы Топливопитания и Автоматического Регулирования) — российское предприятие, обладающее компетенциями в разработке и серийном производстве систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения, включая электронные агрегаты с полной ответственностью типа FADEC и гидромеханические агрегаты.[1]
По состоянию на 2021 год за создание и производство САУ (систем автоматического управления) большинства современных и перспективных российских авиационных двигателей отвечает пермское предприятие «ОДК-СТАР» «Объединённой двигателестроительной корпорации».[2]
[править] ОДК-Климов
«ОДК-Климов» имеет научный центр и отдельное производство систем автоматического управления, которые осуществляют разработку, производство и сервисное обслуживание электронных блоков БАРК для двигателей.[3]
[править] Двигатели
[править] SaM146
Система управления двигателя SaM146 — цифровая, с полной ответственностью (типа FADEC).[4]
[править] ВК-2500
Электронный блок БАРК-78 в составе двигателя ВК-2500 устанавливается практически на все типы вертолётов марок Ми и Ка.[5]
[править] ПД-14
Система автоматического управления двигателя ПД-14 разработана АО «ОДК — СТАР». Входящий в её состав электронный регулятор двигателя РЭД-14 обеспечивает комплексное всережимное управление двигателем, ограничение предельных параметров, оперативную диагностику и защиту двигателя, а также информационный обмен с системами самолёта и его силовой установки. При комплектации электронного регулятора используются современные российские компоненты и элементная база. Другой элемент САУ — объединенный блок подкачивающего насоса и шестерённого насоса высокого давления БН-14 — создаётся с применением высокопрочных износостойких материалов.[6]
В конструкции агрегатов САУ-14 применяются только современные российские компоненты и элементная база.[7]
Уникальность системы управления для силовой установки ПД-14 заключается в том, что она впервые в истории отечественного двигателестроения была создана без гидромеханического резерва. «Электроника полностью отвечает за все режимы. Это влечет за собой огромную ответственность и невероятный запас прочности», — сказал директор компании «ОДК-СТАР» Сергей Остапенко.[8]
[править] РД-33
На новых модификациях двигателей семейства РД-33 установлена цифровая система управления и контроля БАРК.[9]
[править] ТВ7-117В
На двигателе ТВ7-117В установлена цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC, созданная на базе единого блока автоматического регулирования и контроля БАРК.[10]
[править] История
[править] 1990-е годы
В 1998 году была создана электронно-гидромеханическая система управления винтомоторной силовой установкой для пассажирского самолёта Ан-140 с универсальным цифровым регулятором РЭД-2000, в котором совмещены функции управления двигателем и винтом самолёта, измерения их параметров, диагностики и контроля двигателя и винта.[11]
[править] 2000-е годы
В 2006 году было начато опытное производство новой САУ двигателя ПС-90А2 для пассажирских самолётов.[12]
В 2008 году состоялся запуск в серийное производство блока автоматического регулирования и контроля БАРК-42, предназначенного для турбореактивных двигателей семейства РД-33.[13]
[править] 2010-е годы
2014 год: Успешные квалификационные испытания и начало серийного производства новой цифровой электронной системы автоматического управления и контроля двигателя РД-33 (МиГ-29) — БАРК-88.[14]
В 2015 году началась разработка электронного блока БАРК-65СТМ, предназначенного для силовой установки в составе турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ и воздушного винта АВ-112.[15]
В 2015 году завершены работы по изготовлению партии БАРК-88 для истребителей МиГ-29, которые были установлены на самолеты пилотажной группы ВВС России «Стрижи».[16]
В июне 2017 года было сообщено, что пермское предприятие АО «ОДК — СТАР» проводит квалификационные испытания разработанной им комплексной электронно-гидромеханической системы автоматического управления (САУ) для российского двигателя ПД-14.[17]
В июне 2017 года было сообщено, что «Объединенная двигателестроительная корпорация» одобрила инвестиционную программу объемом свыше 5 млрд рублей по созданию центра специализации по разработке и производству комплексных систем автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями авиационного, морского и промышленного применения.[18]
В августе 2018 года пермское АО «ОДК-СТАР» признано дипломантом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» за успешную реализацию программы по разработке системы автоматического управления (САУ) двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21.[19]
В августе 2018 года отмечалось, что в настоящее время завершаются сертификационные испытания САУ-14 в Росавиации, в том числе, и по программам сертификации двигателя ПД-14.[20]
[править] Перспективы
Испытания системы автоматического управления САУ-14 для двигателя ПД-14, предназначенного для нового гражданского авиалайнера МС-21, планируется завершить в 2018 году.[21]