Железные дороги России
Материал из Documentation.
Железные дороги России — один из видов путей сообщения в России.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 87 тыс. км (2018).[1]
Содержание |
[править] Виды дорог
[править] Двухпутные
Россия занимает второе место в мире по протяжённости двухпутных железнодорожных магистралей.[2]
[править] Электрифицированные
Россия имеет вторую по протяжённости в мире сеть электрифицированных железных дорог (после Китая).[3]
[править] Проектирование высокоскоростных магистралей
Ведётся проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
[править] География
На Европейскую часть России (с Уралом) приходится свыше 2/3 длины железных дорог общего пользования. Наиболее протяжённой сетью железных дорог обладают Центральный (12646 км), Уральский (11321 км) и Поволжский (8482 км) экономические районы; на эти три района, занимающие 11 % территории страны, приходится 37,3 % длины железных дорог общего пользования.[4]
Средняя плотность железных дорог (км на 1 тыс. км2 в 2017) в России 7,2 (из них дорог общего пользования — 5,1); в Европейской части страны — 13,7 (от 26-27 на западе до 12-18 на юге и востоке), в Азиатской части — 2,1. Наиболее густой сетью железных дорог (км на 1 тыс. км2) обладают Московская (49,7), Калининградская (44,2), Тульская (38,2), Курская (35,2), Ленинградская (30,4), Владимирская (31,6) и Липецкая (31,5) области (2018). По мере удаления от Центральной России плотность железных дорог быстро убывает; самые низкие значения — в слабо освоенных районах Европейского Севера, севера и востока Сибири и Дальнего Востока (от 0,6 до 9 км на 1 тыс. км2).[5]
[править] Основные дороги
Основная широтная железнодорожная магистраль — Смоленск — Москва — Урал — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток. На участке Москва — Урал (до Екатеринбурга и Челябинска) действуют 3 дублирующие друг друга двухпутные электрифицированные линии: через Нижний Новгород, Киров и Пермь; через Арзамас, Казань и Агрыз; через Рузаевку, Самару и Уфу. Восточный участок магистрали (Урал — Владивосток) представляет Транссибирская магистраль (Транссиб; исторически Златоуст — Владивосток), которую на юге дублируют Среднесибирская (берёт начало на станции Троицк в Челябинской области; действующий участок в России Карасук — Озерки — Алтайская — Барнаул) и Южно-Сибирская (берёт начало на станции Карталы в Челябинской области; действующий участок в России Кулунда — Барнаул — Междуреченск — Абакан — Тайшет; основная часть обеих проходит по территории Казахстана) магистрали, а на севере — Байкало-Амурская магистраль (БАМ; Тайшет — Лена — Северобайкальск — Новый Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань).[6]
Основные меридиональные линии: Мурманск — Санкт-Петербург — Москва — Белгород; Архангельск — Вологда — Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Северный Кавказ; Москва — Павелец — Тамбов — Саратов — Астрахань — Северный Кавказ; Волжская (Приволжская) рокада (вдоль правого берега Волги: Казань — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Волгоград с выходом на Северный Кавказ к морскому порту Новороссийск); Трансуральская железная дорога (Серов — Нижний Тагил — Екатеринбург — Челябинск — Орск).[7]
[править] Железнодорожные узлы
Важнейшие железнодорожные узлы в России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул и Новокузнецк.[8]
[править] История
В мае 2015 года в присутствии президентов России и Китая был подписан меморандум о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали по китайским технологиям.[9]
Осенью 2016 года консорциум «Немецкая инициатива» (в него входят Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn) предложил РЖД профинансировать строительство ВСМ Москва-Казань на 2,7 млрд евро и привлечь в проект ещё около 800 млн евро прямых инвестиций.[10]
[править] Показатели
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России достигла в 2018 году 86,6 тыс. км.[11]
[править] Ссылки
[править] Карты
- Openrailwaymap[12]
- Карта железных дорог России
- Карты железных дорог
- Перспективная топология развития сети железных дорог в первой половине XXI века. Карта
- Перспективная топология развития сети железных дорог в Российской Федерации до 2030 года. Карта
- Транспортная инфраструктура России 2010—2030 гг.
- Перспективная топология развития сети железных дорог в России до 2050 г.
[править] Рунет
- Строительство линии «Обская-Бованенково»
- Китай построит железную дорогу из Пекина в Москву стоимостью $242 млрд 22 января 2015
[править] Примечания
- ↑ География транспорта
- ↑ Сферы лидерства России — Русский эксперт // Ruxpert.ru
- ↑ Сферы лидерства России — Русский эксперт // Ruxpert.ru
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ На сайте есть подробные карты железных дорог России