Подводные лодки в России
Материал из Documentation.
Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров подводных лодок.
Ставка на подводный флот как основу боевых возможностей ВМФ характерна для российской военной доктрины уже много десятилетий, особенно после возникновения ядерного оружия и ядерной энергетики. Подводный флот остается ведущим в составе ВМФ России, а его перевооружение считается приоритетным в ряду других программ, реализуемых в интересах ВМФ.[1]
Содержание |
[править] Производство
Россия обладает технологиями по строительству как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок. Производимые корабли в основном передаются в состав российского ВМФ, значительная часть строится по экспортным контрактам.
Россия ведёт разработку подводных лодок пятого поколения, которые придут на смену «Антею», «Пскову» и «Щуке».
[править] Экспорт
Значительная часть производимых в России подводных лодок уходит на экспорт.
[править] Поколения подлодок
В российском подводном кораблестроении неатомные и атомные подводные лодки принято условно делить на четыре поколения.[2]
Первое поколение подлодок для своего времени стало абсолютным прорывом. Однако в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. Именно на этих проектах отрабатывали гидродинамику.[3]
Второе поколение наделили новыми типами атомных реакторов и радиоэлектронного оборудования. Также характерной чертой стала оптимизация формы корпуса для подводного хода, что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов (у двух проектов даже свыше 40 узлов).[4]
Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. Подлодки отличались большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На них впервые установили оборудование для радиоэлектронной борьбы.[5]
Четвертое поколение значительно увеличило ударные возможности субмарин, и повысилась их скрытность. Кроме того, внедряются системы радиоэлектронного вооружения, которые позволят нашим субмаринам раньше обнаружить противника.[6]
Сейчас конструкторские бюро ведут разработки пятых поколений субмарин.[7]
[править] История
[править] 1900-е годы
Для участия в Русско-японской войне в течение ноября 1904 года во Владивосток отправились пять подводных лодок конструкции Бубнова («Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Дельфин») и одна американская («Сом»).[8]
19 марта 1906 года вышел указ «О классификации военных судов российского императорского флота». Именно этим указом были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава (Латвия). Император Николай II «высочайше повелеть соизволил» включить в классификацию «посыльные суда» и «подводные лодки». В тексте указа были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин.[9]
Днем 22 сентября 1906 года подлодка «Кефаль» условно потопила крейсер «Жемчуг» на якоре в бухте Новик.[10]
[править] 1940-е годы
В 1940 году две подлодки типа «Щ» первыми на советском флоте получили оборудование, позволявшее вести торпедную стрельбу без утечки воздуха (что часто демаскировало атакующую субмарину).[11]
К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ имел в общей сложности 212 подводных лодок.[12]
[править] 1950-е годы
В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») был разработан проект большой многоцелевой океанской подводной лодки 641-го проекта (Foxtrot по классификации НАТО).[13]
[править] 1960-е годы
В 1960 году в Белом море с подводной лодки Б-67 (командир капитан 1-го ранга В. К. Коробков) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты.[14]
Подводная лодка проекта 641 стала первым в истории СССР подводным кораблем, построенным на экспорт. В сентябре 1967 года заказчику — военно-морским силам Индии — была передана подводная лодка Б-51 «Кальвари» проекта 641И.[15]
[править] 2000-е годы
Разработка подводных лодок пятого поколения началась в России в начале 2000-х годов.[16]
С западными странами-донорами в 2003 году подписано Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в России. Это Соглашение создаёт правовую основу взаимодействия по утилизации списанных рос. атомных подводных лодок.[17]
В 2007 году Индии была передана в лизинг за $900 млн достроенная атомная лодка «Нерпа», получившая в индийском флоте название Chakra.[18]
В сентябре 2007 года было объявлено о подготовке контракта по поставке в Индонезию двух подводных лодок Кило.[19]
Летом 2009 года Министерство обороны Индонезии объявило о решении отложить до 2011 года запланированное приобретение подводных лодок для ВМС из-за ограниченных средств.[20]
[править] 2010 год
Контракт на строительство подводной лодки проекта 06363 (заводской номер 01670) был заключен Министерством обороны России в августе 2010 года, и 20 августа 2010 года она была заложена на «Адмиралтейских верфях» под названием Б-261 «Новороссийск».[21]
[править] 2011 год
В сентябре 2011 года был подписан контракт на постройку пяти подводных лодок проекта 06363.[22]
[править] 2014 год
Подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» (заводской номер 01674) была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 30 октября 2014 года.[23]
[править] 2015 год
В 2015 году Вьетнам получил из России две дизель-электрические подлодки проекта 06361 «Варшавянка».[24]
[править] 2016 год
7 сентября 2016 года был подписан контракт между Министерством обороны РФ и АО «Адмиралтейские верфи» на строительство серии из еще шести подводных лодок проекта 06363 — теперь уже для Тихоокеанского флота России.[25]
В октябре 2016 года в Гоа было подписано соглашение о передаче Индии в лизинг многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971 из состава российского Военно-морского флота, для чего она пройдет ремонт и модернизацию.[26]
27 октября 2016 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония подъема Военно-Морского флага России на большой дизель-электрической подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 06363 — пятой по счету подводной лодки проекта 06363, построенной на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Санкт-Петербурге для Черноморского флота ВМФ России.[27]
[править] Перспективы
В июле 2017 года на Международном военно-морском салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заявил, что по условиям госконтрактов сдача подводных лодок «Кронштадт» и «Великие Луки» ВМФ России намечена на 2020 и 2021 годы соответственно.[28]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [2]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [3]
- ↑ Война моторов: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны — Армия и ОПК — ТАСС // Tass.ru
- ↑ Война моторов: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны — Армия и ОПК — ТАСС // Tass.ru
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [4]
- ↑ Полное погружение. К 110-летию подводного флота России // Tass.ru
- ↑ [5]
- ↑ Внешняя политика
- ↑ [6]
- ↑ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ
- ↑ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Оружие массового приобретения. Спрос на российскую военную технику вырос. 30 марта 2016
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
Подводные лодки в России | |
---|---|
История | XIX век • XX век • XXI век |
Виды | Атомные • Дизель-электрические |
Темы | Подводное кораблестроение • Баллистические ракеты подводных лодок |