Платные автомобильные дороги России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Платные автомобильные дороги России — один из видов российских автомобильных дорог.

По состоянию на начало 2015 года в России протяжённость платных дорог составляла 432 км, из которых 53 км относятся к дорогам федерального значения и 379 км к региональным.[1]

Содержание

[править] Федеральные дороги

Все платные федеральные дороги М1, М4 «Дон», М3 «Украина» находятся в доверительном управлении у госкомпании «Автодор». Плюс компания является госзаказчиком дороги Москва — Санкт-Петербург.[2]

[править] Расчёт тарифов за проезд

Как надо рассчитывать тарифы, было описано во «Временных правилах эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог», введенных в действие в 1999 г. премьер-министром Владимиром Путиным. Предлагалось два способа оценки. По первому стоимость проезда должна была учитывать необходимость полного или частичного покрытия затрат на строительство или реконструкцию дорог, последующую эксплуатацию и получение прибыли оператором дороги. Второй способ предлагал подсчитывать все выгоды, которые получит от использования платной дороги автовладелец: более безопасную езду и экономию по времени доставки груза, расхода топлива, шин, ремонта автомобиля. Вот вся эта потенциальная выгода и должна в итоге стать основной для определения тарифа. Все это практически дословно из временных правил Минтранс перенес в 2003 г. в Отраслевую дорожную методику, которой обязаны придерживаться проектировщики платных дорог.[3]

В 2010 г. премьер Владимир Путин утвердил «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам». Согласно этим правилам размер платы за проезд устанавливает оператор дороги, а методику расчета платы за проезд и ее максимальный размер должно утверждать правительство. В 2014 г. правительство уточнило, что методику расчета и максимальный размер платы утверждают местные, региональные и федеральные власти в зависимости от статуса платной дороги. Но это не касается платных дорог и участков, построенных по концессионным соглашениям. В этом случае максимальный размер платы определяется решением о заключении концессионного соглашения. По словам представителя «Автодора», тарифы для дорог госкомпании определяются исходя из выгоды автовладельцев, а для концессионных соглашений применяется методика возврата всех затрат плюс доход инвестора.[4]

[править] История

В СССР платных дорог не было.[5]

Первый в России законодательный акт о платных магистралях был издан в 1992 году тогдашним президентом Борисом Ельциным.[6]

В 1998 году порядок создания платных магистралей описали в указе о развитии дорожной сети.[7]

Нормативная база для появления платных федеральных трасс в 2005—2007 годах — это федеральные законы № 115 «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. и № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» от 12 ноября 2007 г.[8]

В 2007 году принят закон, в котором прописан порядок взимания платы и создания концессии — основного инструмента привлечения частных денег (суть сводится к передаче дороги в долгосрочную аренду частному владельцу).[9]

В 2009 году появилась госкорпорация «Автодор», которая, в отличие от Федерального дорожного агентства (Росавтодора), выступала как коммерческий игрок и была призвана привлекать к процессу инвесторов.[10]

По состоянию на 2014 год в России имелось 248 км платных автодорог.[11][12]

В 2016 году приказом Минтранса была утверждена специальная методика отбора проектов для софинансирования в сфере дорожного строительства, которая достаточно серьёзно усложнила данную процедуру.[13]

[править] Основные проекты

[править] Дон

Главным проектом «Автодора» является реконструкция трассы М4 «Дон» (Москва — Новороссийск) с постепенным внедрением платных участков. Первый из них появился в 2010 году, а последним на данный момент стал 25‑километровый отрезок в Воронежской области, введенный в декабре 2016‑го. Всего охвачено около трети пути до Новороссийска — 532 км. Общая стоимость проекта не называется, отдельные участки обходятся от нескольких до 10-20 млрд рублей. По мере продвижения на юг масштаб задач увеличивается — планируемая кольцевая дорога вокруг Ростова-на-Дону обойдется в 87 млрд. Работы планируется завершить к 2020 году.[14]

[править] Нева

«Автодор» выступает заказчиком на строительстве трассы М11 Москва — Санкт-Петербург. На ней пока функционируют два участка: 15-58-й км (Москва — Солнечногорск, построен за 72 млрд рублей, открыт в ноябре 2015 года) и 258—334-й км (обход Вышнего Волочка, 58 млрд, сентябрь 2015‑го). Общая же стоимость проекта М11, старт которому Владимир Путин дал еще в 2004 году, за прошедшие годы выросла втрое — со 150 млрд до 450 млрд руб. Предполагалось, что трассу целиком введут к чемпионату мира по футболу (июнь 2018‑го), но недавно глава «Автодора» Сергей Кельбах признал нереалистичность этого плана. Заминка случилась с участком 58-149-й км, для которого год не могли найти подрядчика-соинвестора. Только после улучшения контрактных условий им стала компания «Трансстроймеханизация», и теперь вероятным сроком сдачи назван 2019 год. А к участку 149—208-й км (северный обход Твери) приступят только после 2020 года.[15]

[править] ЦКАД

Проект госкорпорации «Автодор» — 525‑километровая Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области стоимостью 300 млрд рублей. Торжественное начало строительства провели летом 2014‑го, однако по факту начали строить лишь в 2016‑м: на фоне кризиса подрядчик пускового этапа № 1 «Стройгазконсалтинг» сошел с дистанции и был заменен на Crocus Group. А для этапа № 4 концессионера еще и вовсе не нашли. ЦКАД будет сдана не ранее 2019 года.[16]

[править] Перспективы

В 2024 году «Автодор» достроит и откроет движение на обходе Твери в составе М-11, завершит благоустройство М-4 в Воронежской и Ростовской областях (с вводом платы), достроит развязку ЦКАД с Можайским шоссе в районе Малых Вязем, а также участок Дюртюли—Ачит в составе М-12, который пройдет по территории Башкирии, Пермского края и Свердловской области.[17]

Московская область планирует в 2024 году запустить движение по платной Мытищинской хорде и Южно-Лыткаринской дороге.[18]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Платные дороги России 2015. 25 января 2015
  2. Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
  3. Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
  4. Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
  5. [1]
  6. [2]
  7. [3]
  8. [4]
  9. [5]
  10. [6]
  11. Members' statistics
  12. Statistical Bulletin. 2015
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9]
  16. [10]
  17. [11]
  18. [12]
Автомобильные дороги России
История  XIX векXX векXXI век
Виды  По значению (Федеральные, Региональные, Местные) • По использованию (Общего пользования, Необщего пользования) • По категории (I, , , , II, III, IV, V) • По количеству полос (4, 6) • Платные дороги
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты