Северный широтный ход

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



«Северный широтный ход» (СШХ) — проект железной дороги на севере нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. Железная дорога должна увеличить транспортную доступность районов нефтегазодобычи.[1]

Содержание

[править] Характеристики

В проект входят строительство железной дороги Обская—Надым—Пангоды (длина — 391 км) стоимостью 113 млрд рублей, включающее железнодорожную часть мостов через Обь и Надым (за автодорожную отвечает Ямало-Ненецкий АО), и модернизация существующих путей. Это участки Коноша—Котлас—Лабытнанги, где к 2025 году пропускная способность удвоится, а провозная — вырастет в 4-13 раз, и Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево (рост пропускной способности с 9 до 23 пар поездов в сутки и провозной — с 6,5 млн до 42 млн тонн).[2]

[править] История

Проект СШХ существует с 2006 года.[3]

19 октября 2016 года АО «РЖД» и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о строительстве СШХ.[4]

В декабре 2016 года на традиционной пресс-конференции Путин назвал СШХ «хорошим, нужным для экономики страны проектом».[5]

В конце января 2017 года старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов говорил, что соглашение с «Газпромом» по участию в проекте на согласовании, документ готов к подписанию.[6]

В 2017 году «Российские железные дороги» и «Газпром» подписали соглашение о совместной реализации проекта за счёт инвестпрограмм обеих компаний, а в октябре того же года на Международном газовом форуме было объявлено об использовании концессии в строительстве Северного широтного хода.[7]

Основные параметры экономической модели СШХ предварительно одобрены правительственной комиссией в октябре 2017 года.[8]

В мае 2018 года согласована концессионная схема строительства СШХ.[9]

Строительство СШХ стартовало 11 мая в Салехарде. В торжественной обстановке Дмитрий Кобылкин, Олег Белозёров и министр транспорта России Максим Соколов заложили символическую капсулу в честь начала возведения моста через Обь.[10]

В июле 2018 года было сообщено, что документы, необходимые для старта строительства Северного широтного хода, переданы в правительство России и проходят согласование в причастных ведомствах.[11]

В августе 2018 года правительство России опубликовало распоряжение о строительстве Северного широтного хода.[12]

[править] Финансирование

СШХ планируется реализовать по концессионной схеме. Инвестиции концессионера в новую дорогу должны составить 113 млрд рублей при сроке окупаемости 21 год (модернизация участков оценена в 105 млрд руб. и отнесена на инвестпрограмму АО «РЖД»). Для проекта предусмотрен капитальный грант до 30 млрд руб. в 2020—2022 годах.[13]

[править] Последствия строительства дороги

[править] Улучшение логистики

«Магистраль соединит две тупиковые железнодорожные ветки Ухта — Лабытнанги и Тюмень — Коротчаево. Ветка позволит грузоотправителям экономить на тарифе вывоза нефтеналивных и газовых грузов и завозе оборудования как на азиатском направлении, так и на европейском. Перевозки сжиженного газа из Нового Уренгоя в порты Балтийского моря станут короче на 450 км. Если на СШХ будет использоваться тарификация РЖД, сокращение расстояния позволит экономить до 15 тыс. руб. тарифа на одном рейсе, или 400 руб. с каждой тонны газа. Сокращение оборота вагона на 10 % даст экономию ещё на 150—200 руб. на тонну. На азиатском направлении ветка сократит дистанции на 950 км, или до 25 тыс. руб. тарифного эффекта и уменьшение оборота вагона до 15 %. То есть грузовладелец сэкономит на каждой тонне сжиженного газа порядка 1,2 тыс. руб.», — считает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.[14]

[править] Грузопоток

Грузопоток по СШХ к 2025 году оценивается в 23,9 млн тонн с переключением 20 млн тонн с Транссиба. Проект даст рост грузопотоков по железной дороге из северных регионов в порты Северо-Запада России до 25,6 млн тонн к 2025 году, при расширении инфраструктуры на подходах прирост составит 41 млн тонн, до 165,7 млн тонн. По СШХ пойдут углеводородное сырье с северных месторождений и нефтепродукты местной переработки. Основную долю дадут грузы «НОВАТЭКа» (8,3 млн тонн газового конденсата), ШФЛУ и полиэтилен Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК), нефть и газовый конденсат «Роспана», «Геотрансгаза» и прочих.[15]

[править] Перспективы

Северный широтный ход будет построен в 2023 году.[16]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
Личные инструменты