Московская железная дорога

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с МЖД)
Перейти к: навигация, поиск



Московская железная дорога (МЖД) — одно из территориальных подразделений «РЖД». Обслуживает 10 субъектов Российской Федерации: Москву, Московскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Брянскую и частично Владимирскую области.[1] В этих регионах проживает около 30 млн жителей — почти пятая часть населения страны.[2]

Ядро Московской железной дороги — Московский железнодорожный узел, крупнейший железнодорожный узел на постсоветском пространстве и один из крупнейших в мире. В Мосузле сконцентрировано 80 % объёма перевозочной работы дороги.[3] В Московском железнодорожном узле (с учётом главного хода Октябрьской дороги Москва — Санкт-Петербург) сходятся 11 радиальных направлений, связанных между собой Московским центральным кольцом (54 км), Большим окружным кольцом (558 км) и многочисленными рокадными линиями. Эксплуатационная длина главных путей МЖД составляет 8,9 тыс. км.[4][5]

В сутки на полигоне дороги отправляется более 300 пассажирских поездов, около 1 тыс. грузовых и 3 тыс. пригородных составов. Среди них современные «Ласточки», «Иволги», «Спутники», «Стрижи», аэроэкспрессы, межобластные экспрессы, рельсовые автобусы.[6]

Интервалы движения между пригородными поездами в пиковый период составляют менее пяти минут, причем движение на ряде направлений (Ярославское, Казанское, Курское и Горьковское) осуществляется параллельно по трем-четырем путям.[7]

Содержание

[править] Территориальные подразделения

В состав МЖД входит семь регионов (Московско-Курский, Московско-Рязанский, Московско-Смоленский, Тульский, Орловско-Курский, Смоленский и Брянский), руководители которых курируют работу всех линейных подразделений и предприятий железнодорожного транспорта, расположенных в регионах прохождения дороги.[8]

Московско-Курский регион — один из передовых. Среди его предприятий — депо Москва-Сортировочная, которое считается родиной всероссийских субботников. На территории депо расположен музей уникальной техники, один из его экспонатов — легендарный паровоз ОВ 7024, который был отремонтирован на первом субботнике в 1919 году. Здесь также находится паровоз военных лет, который водил машинист Александр Жаринов.[9]

Рязанское направление МЖД, входящее в состав Московско-Рязанского региона, — одно из старейших на дороге. Предприятия региона выступают лидерами в области внедрения передовых, новаторских технологий. Станция Шилово удостоена почетного звания «Предприятие эффективных технологий и эстетики». МЖД является крупнейшим перевозчиком пассажиров в регионе. Рязанская земля по праву гордится тем, что является родиной великого русского поэта Сергея Есенина. К 110-летию со дня рождения Есенина введен в эксплуатацию обновленный пассажирский комплекс на станции Дивово.[10]

Московско-Смоленский регион выполняет большой объем грузовых и пассажирских перевозок на Рижском, Киевском, Белорусском и Савеловском направлениях. В регионе расположена крупнейшая грузовая станция дороги — Бекасово-Сортировочное.[11]

В Калужском регионе в настоящее время реализуются два крупных проекта: строительство приемоотправочных путей станции Ворсино и реконструкция станции Людиново-1, а также планируется развитие железнодорожной инфраструктуры для Особой экономической зоны производственно-промышленного типа «Калуга» и станции Ворсино.[12]

В зоне обслуживания Тульского региона — вся территория Тульской области, а также несколько районов Калужской и Рязанской областей. Все станции Тульского региона Московской железной дороги оборудованы современными системами, обеспечивающими безопасность движения поездов. В Тульском регионе реализованы масштабные проекты по созданию историко-культурных комплексов на железнодорожных станциях, получивших широкую известность не только в границах Тульской области, но и далеко за ее пределами. Музеи на станциях Ясная Поляна, Скуратово, Чернь, Ефремов, Жданка, Венев, Ясногорск, Тула, Щекино стали своеобразными визитными карточками этих городов и поселков, значительно повысили туристическую привлекательность региона, способствуют росту пассажиропотока на станциях.[13]

В границах Орловско-Курского региона расположено 79 железнодорожных станций и 32 структурных подразделения. На долю региона приходится четверть всей погрузки Московской железной дороги. Основным видом груза является продукция Михайловского горно-обогатительного комбината — железная руда, концентрат, а так же прочие грузы (стройматериалы, сельскохозяйственная продукция и т. д.).[14]

Вокзал станции Смоленск, расположенный в Смоленском регионе, — второй по величине островной вокзал России. Он построен между приемо-отправочными путями в 1951 году по проекту архитектора М. А. Шпотова с участием архитектора Б. С. Мезенцева. Площадь вокзала — 5,3 тыс. кв. м. Островное положение вокзала создалось в результате развития транспортного узла, который соединяет несколько железнодорожных линий. Так располагался старый вокзал еще в ХIХ-ХХ веках. Сегодня Смоленск является крупным экономическим центром, он связан со столицей скоростным сообщением посредством электропоездов «Ласточка», а также проходящих поездов «Стриж» сообщением Москва — Берлин.[15]

Брянский регион стал полигоном для обкатки новых магистральных и маневровых локомотивов, которые производит Брянский машиностроительный завод. Большая часть из закупленных ОАО «РЖД»локомотивов — 30 современных тепловозов марки 2ТЭ25КМ успешно эксплуатируется в регионе.[16]

[править] Грузовые перевозки

Грузовые перевозки на МЖД — до 1000 поездов в сутки, это 25 % всех грузовых перевозок по сети ОАО «РЖД». Ежегодный объем погрузки на Московской дороге составляет около 70 млн тонн. Всего МЖД перевозит 34 номенклатуры грузов. Наиболее высокодоходные из них — нефтеналивные, контейнеры, автомобили, промышленные товары и метизы, цемент, цветные металлы и металлоконструкции, лом чёрных металлов.[17]

[править] История

Московская железная дорога получила свое название на основании приказа заместителя министра путей сообщения СССР Н. А. Гундобина от 21 августа 1959 г. № 161-ЦЗ.[18]

[править] Показатели

[править] Пассажирские перевозки

Объем перевозок пассажиров на МЖД в 2018 г. составил 767 млн человек (720 млн в пригородном сообщении и 47 млн в дальнем), это 1-е место на сети «РЖД», 61 % от ее пассажирооборота.[19]

[править] Грузовые перевозки

В 2018 году на Московской железной дороге погружено 70,1 млн тонн грузов.[20]

[править] Ссылки

Личные инструменты