Морской транспорт России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Морской транспорт России — вид российского водного транспорта.

Содержание

[править] История

После распада СССР половина морских портов оказалась на территории ряда новых независимых государств — бывших союзных республик: от России отошли удобные с точки зрения расположения, с современными технологиями и оснасткой порты, такие как Таллин, Вентспилс, Клайпеда, Ильичевск и некоторые другие. В результате на Балтике Россия была вынуждена переваливать значительные объемы грузов через прибалтийские порты. По отдельным видам грузов, например, мазуту у российских компаний вообще не было альтернативы. На Черном море появились свои сложности, а возить грузы на Дальний Восток даже из центра России стало дорого.[1]

В настоящее время с геополитической точки зрения изменилась и продолжает меняться в пользу России, имеется в виду морская составляющая национальной экономики. Россия значительно укрепила свои позиции на Балтийском море: строятся порты в Приморске, Усть-Луге, развиваются новые мощности в Высоцке, Выборге, Калининграде, Санкт-Петербурге.[2]

Однако если с одной стороны на первом этапе развития может и высока была цена такой транспортной независимости, то с другой — политика Евросоюза и НАТО в отношении военного и экономического влияния в Европе (Югославия, Косово, размещение систем ПРО) подтвердила правильность выбранной Россией стратегии.[3]

Не стоит забывать и железную дорогу, и тарифы. На Дальнем Востоке Россия также начала постепенно усиливать свои позиции. Достроен БАМ, ведется строительство масштабного трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) с выходом в бухту Казьмино, где планируется построить нефтяной порт, достаточно активно развиваются проекты на Сахалине, кроме того, надо доводить до конца проект по порту Ванино, решать другие задачи, включенные в программу развития Дальнего Востока.[4]

В 2009 году объём перевалки грузов в российских портах вырос на 9,2 %.[5]

Грузооборот морских портов России за 2011 год вырос на 1,8 % — до 535,4 млн тонн. Основная причина слабого роста — в падении экспорта нефти — основного по тоннажу груза российских портов.[6]

В 2011 году была зарегистрирована в Минюсте разработанная министерством транспорта России Типовая схема пропуска через госграницу в морских пунктах пропуска, что открыло дорогу для бескомиссионного досмотра судов.[7]

В начале 2012 года отмечалось, что на границе внедряется электронный документооборот, ведется работа по внедрению технологии предварительного информирования на таможне. Хотя государственные контролирующие органы адаптируются к новым принципам работы довольно медленно и зачастую не так, как хотелось бы участникам внешнеэкономической деятельности, все же прогресс наблюдается — и во многом 2011 год вошел в историю как знаковый для российской портовой отрасли.[8]

[править] Грузовые перевозки

Грузооборот морских портов России в 2016 году составил 721,9 млн тонн, что на 6,7 % превышает показатель 2015 года.[9]

Экспортных грузов через морские порты России в 2016 году перегружено 567,3 млн тонн (+5,3 % к 2015 году), импортных грузов — 31,7 млн тонн (-5,0 %), транзитных — 51,0 млн тонн (+5,8 %), каботажных — 71,9 млн тонн (+27,4 %).[10]

Объём перевалки сухогрузов в морских портах России в 2016 году составил 335,8 млн тонн (+7,5 % к 2015 году), в том числе: угля — 136,3 млн тонн (+10,5 %), грузов в контейнерах — 42,7 млн тонн (+6,5 %), зерна — 35,5 млн тонн (+3,3 %), черных металлов — 28,2 млн тонн (+7,8 %), грузов на паромах — 22,7 млн тонн (+3,5 %), минеральных удобрений — 16,2 млн тонн (+1,1 %), руды — 8,7 млн тонн (+29,6 %), лесных грузов — 5,4 млн тонн (+1,8 %), накатные грузы — 4,6 млн тонн (рост в 1,8 раза), в то же время снизилась перевалка металлолома до 4,0 млн тонн (-5,5 %) и тарно-штучных грузов до 3,6 млн тонн (- 8,7 %).[11]

Объём перевалки наливных грузов в морских портах России увеличился в 2016 году до 386,1 млн тонн (+5,9 % к 2015 году), в том числе сырой нефти — до 228,0 млн тонн (+12,8 %) и сжиженного газа — до 13,6 млн тонн (+5,5 %), в то же время снизилась перевалка нефтепродуктов — до 140,7 млн тонн (- 3,7 %).[12]

[править] Транзит

В 2008 году говорилось, что предпринимаемые Россией шаги в этом направлении носят спорадический характер, в результате чего транзит то растет, то падает.[13]

[править] Грузовые терминалы

Крупнейшие грузовые терминалы морских портов России по итогам 2013 года.[14]

                                               Объем перевалки в  Виды грузов               Бассейн             Основные владельцы
                                                13 г., тыс. тонн                                                 
ОАО "Новороссийский МТП"                        69.100,1           сухогрузы                 Азово-Черноморский  Группа НМТП
ООО "Приморский торговый порт"                  63.822             нефть и нефтепродукты     Балтийский          Группа НМТП
ОАО "Новорослесэкспорт"                         3.621,5            контейнеры                Азово-Черноморский  Группа НМТП
ОАО "Новороссийский судоремонтный завод"        2.286,3            черные металлы            Азово-Черноморский  Группа НМТП
ООО "Балтийская стивидорная компания"           957,6              контейнеры                Балтийский          Группа НМТП
ОАО "Мурманский МТП"                            17.130,9           сухогрузы                 Арктический         СУЭК
ЗАО "Дальтрансуголь"                            13.709,4           уголь                     Дальневосточный     СУЭК
ООО "Мурманский балкерный терминал"             1.693,9            сухогрузы                 Арктический         СУЭК
ЗАО "Агросфера"                                 1.124,3            удобрения                 Арктический         СУЭК
ОАО "Восточный порт"                            17.764,3           сухогрузы                 Дальневосточный     Кузбассразрезуголь  
ОАО "Ростерминалуголь"                          14.727,4           уголь                     Балтийский          Кузбассразрезуголь
ООО "РН-Находканефтепродукт"                    6.955,2            нефть                     Дальневосточный     Роснефть 
ООО "РН-Туапсенефтепродукт"                     3.876,4            нефтепродукты             Азово-Черноморский  Роснефть 
ООО "РН-Архангельскнефтепродукт"                2.705              нефтепродукты             Арктический         Роснефть 
ООО "РН-Востокнефтепродукт" п. Корсаков         212,9              нефтепродукты             Дальневосточный     Роснефть 
ООО НТ "Белокаменка" РПК-3                      8.916,7            нефть                     Арктический         Роснефтефлот (Роснефть и Совкомфлот)
EXXON NEFTEGAS LTD                              7.027,8            нефть и нефтепродукты     Дальневосточный     Консорциум проекта Сахалин-1
ЗАО "КТК-Р"                                     32.700,9           нефть                     Азово-Черноморский  Каспийский трубопроводный консорциум-Р
ОАО "Туапсинский МТП"                           12.201,2           сухогрузы                 Азово-Черноморский  UCL Holding
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"              7.730,1            сухогрузы                 Балтийский          UCL Holding
ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург"     3.728,8            контейнеры                Балтийский          UCL Holding
ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс"      3.443,5            сухогрузы                 Балтийский          UCL Holding
ОАО "Таганрогский МТП"                          1.376,5            сухогрузы                 Азово-Черноморский  UCL Holding
ЗАО "Первый контейнерный терминал"              11.959,1           контейнеры                Балтийский          Global Ports
ОАО "Петролеспорт"                              7.820              контейнеры                Балтийский          Global Ports
ООО "Восточная стивидорная компания"            4.976,3            контейнеры                Дальневосточный     Global Ports
ООО "Моби Дик"                                  1.335,7            контейнеры                Балтийский          Global Ports
ОАО "Усть-Лужский Контейнерный терминал"        427,6              контейнеры                Балтийский          Global Ports
ООО "Невская трубопроводная компания"           23.297,7           нефть и нефтепродукты     Балтийский          50% Gunvor, 26% Транснефть
ООО "Спецморнефтепорт Козьмино"                 21.292,8           нефть                     Дальневосточный     Транснефть
ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II"                    11.252,2           нефть и инефтепродукты    Балтийский          Лукойл
ОАО "Варандейский терминал"                     5.381,7            нефть                     Арктический         Лукойл
ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал"      2.021,4            нефть и нефтепродукты     Балтийский          Лукойл
ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"           25                 нефтепродукты             Арктический         Лукойл
ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть"                   64,2               нефтепродукты             Каспийский          Лукойл
Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд          16.250,6           нефть                     Дальневосточный     Сахалин Энерджи
ОАО "Роснефтьбункер"                            14.653,1           нефть и нефтепродукты     Балтийский          Gunvor
ОАО "Ванинский МТП"                             7.089              сухогрузы, уголь          Дальневосточный     Мечел
ОАО "Торговый порт Посьет"                      4.121,8            уголь                     Дальневосточный     Мечел
ООО "Порт Мечел - Темрюк"                       1.145,3            уголь, металл             Азово-Черноморский  Мечел
ЗАО "Петербургский нефтяной терминал"           9.097              нефть и нефтепродукты     Балтийский          6 кипрских офшоров
ОАО "ЕВРАЗ Находкинский МТП"                    7.444,8            сухогрузы                 Дальневосточный     Евраз
ЗАО "Таманьнефтегаз"                            6.942,4            СУГ, нефтепродукты        Азово-Черноморский  ОТЭКО
ОАО "Владивостокский МТП"                       5.835              сухогрузы                 Дальневосточный     Fesco
ФГУП "Махачкалинский МТП"                       5.152              сухогрузы                 Каспийский          РФ
ОАО "Новороссийское УТЭП"                       3.399              контейнеры                Азово-Черноморский  Группа Дело
ОАО Комбинат "Стройкомплект"                    1.400,2            зерно                     Азово-Черноморский  Группа Дело
ООО "Порт Высоцкий"                             4.905              сухогрузы                 Балтийский          н\д
ОАО "Балтийский Балкерный терминал"             4.715,7            удобрения                 Балтийский          Уралкалий
ОАО "Калининградский МТП"                       4.051,3            сухогрузы, нефть и        Балтийский          физические лица
                                                                   нефтепродукты                                 
ОАО "Владивостокский морской рыбный порт"       3.357,7            сухогрузы, контейнеры     Дальневосточный     по данным СМИ, контролируется бывшим
                                                                                                                 менеджером Евраза
ООО "Трансбункер-Ванино"                        2.802,7            нефтепродукты             Дальневосточный     Трансбункер
ОАО "Приморнефтепродукт"                        2.436,7            нефтепродукты             Дальневосточный     НК Альянс
ООО "Югнефтехимтранзит"                         2.429,9            сухогрузы, наливные       Азово-Черноморский  Solvalub 
ОАО "Архангельский МТП"                         1.372,1            сухогрузы                 Арктический         Норникель
Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель"  970                металлы                   Арктический         Норникель
Мурманский филиал ОАО "ГМК Норильский никель"   62,4               металлы                   Арктический         Норникель
ООО "Морской специализированный порт Витино"    2.277,3            нефтепродукты             Дальневосточный     Руснефтехим
ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов"       2.272,7            нефть и инефтепродукты    Азово-Черноморский  Юг Руси
филиал "Ростовский"                                                                                              
ЗАО "Содружество Соя"                           2246,2             зерно, масло              Балтийский          Содружество
ООО "Стивидорная компания "Малый порт"          2.243,1            уголь                     Дальневосточный     н\д
ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга"                         1.779,8            СУГ, СГК                  Балтийский          Новатэк
OOO "Туапсинский балкерный терминал"            1.617,1            удобрения                 Азово-Черноморский  Еврохим
ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань"     1.693,5            зерно

[править] Прочее

Суммарный грузооборот портового комплекса России за 2007 год превысил 451 млн тонн (сухих — 187 млн тонн, наливных — 264 млн тонн). Этот показатель за десять лет вырос почти в 3,5 раза (131 млн тонн — 1997 г.). Такая динамика роста была учтена Федеральной целевой программой «Модернизации транспортной системы России до 2010 года» подпрограммой «Морской транспорт», которая ориентировалась на прогнозные расчеты потребностей в перевалке российских грузов в морских портах на 700 с лишним млн. тонн в год. Из них 646 млн тонн в год — приходится на российские порты. Даже если существующие темпы роста не превысят прогнозных, то по некоторым оценкам, к 2010 году мощность портового комплекса России должна увеличиться как минимум на 300 млн тонн в год.[15]

В последние годы сложилась достаточно устойчивая структура экспортно-импортных грузов.[16]

Существуют проблемы дефицита кадровых ресурсов, портовых мощностей, транспортной инфраструктуры, материалов (по сотням позиций) и т. д.[17]

[править] Ссылки

[править] Федеральное агентство морского и речного транспорта России

[править] ЖЖ

[править] Sdelanounas

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  2. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  3. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  4. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  5. Нефтепорты вылетели в трубу[1]
  6. Нефтепорты вылетели в трубу[2]
  7. Покусанный грузооборот[3]
  8. Покусанный грузооборот[4]
  9. [5]
  10. [6]
  11. [7]
  12. [8]
  13. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  14. Крупнейшие портовые операторы РФ. 19 мая 2014
  15. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  16. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  17. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  18. [9]
Транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Сухопутный  ЖелезнодорожныйАвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойРечной
Воздушный 
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров


Экономика России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала


Морской транспорт
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты