История морского транспорта России
Материал из Documentation.
После распада СССР половина морских портов оказалась на территории ряда новых независимых государств — бывших союзных республик: от России отошли удобные с точки зрения расположения, с современными технологиями и оснасткой порты, такие как Таллин, Вентспилс, Клайпеда, Ильичевск и некоторые другие. В результате на Балтике Россия была вынуждена переваливать значительные объемы грузов через прибалтийские порты. По отдельным видам грузов, например, мазуту у российских компаний вообще не было альтернативы. На Черном море появились свои сложности, а возить грузы на Дальний Восток даже из центра России стало дорого.[1]
В настоящее время с геополитической точки зрения изменилась и продолжает меняться в пользу России, имеется в виду морская составляющая национальной экономики. Россия значительно укрепила свои позиции на Балтийском море: строятся порты в Приморске, Усть-Луге, развиваются новые мощности в Высоцке, Выборге, Калининграде, Санкт-Петербурге.[2]
Однако если с одной стороны на первом этапе развития может и высока была цена такой транспортной независимости, то с другой — политика Евросоюза и НАТО в отношении военного и экономического влияния в Европе (Югославия, Косово, размещение систем ПРО) подтвердила правильность выбранной Россией стратегии.[3]
Не стоит забывать и железную дорогу, и тарифы. На Дальнем Востоке Россия также начала постепенно усиливать свои позиции. Достроен БАМ, ведется строительство масштабного трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) с выходом в бухту Казьмино, где планируется построить нефтяной порт, достаточно активно развиваются проекты на Сахалине, кроме того, надо доводить до конца проект по порту Ванино, решать другие задачи, включенные в программу развития Дальнего Востока.[4]
Содержание |
[править] 2007 год
Суммарный грузооборот портового комплекса России за 2007 год превысил 451 млн тонн (сухих — 187 млн тонн, наливных — 264 млн тонн). Этот показатель за десять лет вырос почти в 3,5 раза (131 млн тонн — 1997 г.). [5]
[править] 2009 год
В 2009 году объём перевалки грузов в российских портах вырос на 9,2 %.[6]
[править] 2011 год
Грузооборот морских портов России за 2011 год вырос на 1,8 % — до 535,4 млн тонн. Основная причина слабого роста — в падении экспорта нефти — основного по тоннажу груза российских портов.[7]
В 2011 году была зарегистрирована в Минюсте разработанная министерством транспорта России Типовая схема пропуска через госграницу в морских пунктах пропуска, что открыло дорогу для бескомиссионного досмотра судов.[8]
[править] Примечания
- ↑ Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
- ↑ Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
- ↑ Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
- ↑ Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
- ↑ Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
- ↑ Нефтепорты вылетели в трубу[1]
- ↑ Нефтепорты вылетели в трубу[2]
- ↑ Покусанный грузооборот[3]