История морского транспорта России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



После распада СССР половина морских портов оказалась на территории ряда новых независимых государств — бывших союзных республик: от России отошли удобные с точки зрения расположения, с современными технологиями и оснасткой порты, такие как Таллин, Вентспилс, Клайпеда, Ильичевск и некоторые другие. В результате на Балтике Россия была вынуждена переваливать значительные объемы грузов через прибалтийские порты. По отдельным видам грузов, например, мазуту у российских компаний вообще не было альтернативы. На Черном море появились свои сложности, а возить грузы на Дальний Восток даже из центра России стало дорого.[1]

В настоящее время с геополитической точки зрения изменилась и продолжает меняться в пользу России, имеется в виду морская составляющая национальной экономики. Россия значительно укрепила свои позиции на Балтийском море: строятся порты в Приморске, Усть-Луге, развиваются новые мощности в Высоцке, Выборге, Калининграде, Санкт-Петербурге.[2]

Однако если с одной стороны на первом этапе развития может и высока была цена такой транспортной независимости, то с другой — политика Евросоюза и НАТО в отношении военного и экономического влияния в Европе (Югославия, Косово, размещение систем ПРО) подтвердила правильность выбранной Россией стратегии.[3]

Не стоит забывать и железную дорогу, и тарифы. На Дальнем Востоке Россия также начала постепенно усиливать свои позиции. Достроен БАМ, ведется строительство масштабного трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) с выходом в бухту Казьмино, где планируется построить нефтяной порт, достаточно активно развиваются проекты на Сахалине, кроме того, надо доводить до конца проект по порту Ванино, решать другие задачи, включенные в программу развития Дальнего Востока.[4]

Содержание

[править] 2007 год

Суммарный грузооборот портового комплекса России за 2007 год превысил 451 млн тонн (сухих — 187 млн тонн, наливных — 264 млн тонн). Этот показатель за десять лет вырос почти в 3,5 раза (131 млн тонн — 1997 г.). [5]

[править] 2009 год

В 2009 году объём перевалки грузов в российских портах вырос на 9,2 %.[6]

[править] 2011 год

Грузооборот морских портов России за 2011 год вырос на 1,8 % — до 535,4 млн тонн. Основная причина слабого роста — в падении экспорта нефти — основного по тоннажу груза российских портов.[7]

В 2011 году была зарегистрирована в Минюсте разработанная министерством транспорта России Типовая схема пропуска через госграницу в морских пунктах пропуска, что открыло дорогу для бескомиссионного досмотра судов.[8]

[править] Примечания

  1. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  2. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  3. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  4. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  5. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  6. Нефтепорты вылетели в трубу[1]
  7. Нефтепорты вылетели в трубу[2]
  8. Покусанный грузооборот[3]
История транспорта России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты