Приморск (порт)


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Приморск — крупный морской порт на Балтийском море. Расположен в Ленинградской области.

Деятельность ООО «Спецморнефтепорт Приморск» ориентирована на прием нефти из магистрального нефтепровода, хранение и отгрузку нефти в танкеры в интересах нефтяных компаний Российской Федерации и направлена на обеспечение непрерывного процесса перевалки нефти на экспорт в объемах, утвержденных ОАО «АК „Транснефть“».[1]

В составе порта имеются:[2]

  • резервуарный парк насчитывающий 18 резервуаров РВСПК-50000 и 5 резервуаров аварийного сброса: 2 РВС-3000 и 3 РВС 5000. Их общий объем по строительному номиналу около 921 тыс. м3. Полезная емкость, на которую заполняется резервуарный парк товарной нефтью, составляет 657,0 тыс. м3;
  • две наливных насосных станции открытого исполнения, включающие в себя 14 насосных агрегатов и позволяющие обеспечить производительность погрузки нефти до 46800 м3/час;
  • 4 грузовых причала общей протяжённостью 1350 метра, позволяющие принимать и обрабатывать одновременно четыре танкера дедвейтом 90 — 150 тыс. тонн и осадкой до 15,5 метра общей производительностью 40000 м3/час, оборудованные стендерами Ø16" в количестве 16 шт.;
  • береговые очистные сооружения, обеспечивающие очистку всех образующихся сточных вод, включая ливневые. В качестве услуг осуществляется приёмка и очистка льяльных вод судов с содержанием нефтепродуктов на входе до 21000 мг/л. в объёме 190 м3/сутки (8 м3/час).

В порту есть таможенный пост, пограничный пункт пропуска через государственную границу, морская администрация.[3]

Сегодня на погрузку одного танкера в среднем уходит 14 часов. Все зависит от возможностей танкера и скорости налива, которая устанавливается капитаном исходя из соображений техники безопасности. В среднем на обработку танкера с соблюдением всех необходимых формальностей требуется 24 часа.[4]

Содержание

[править] История

Основная статья: История порта Приморск

До 1991 года через советские порты на Балтийском море традиционно шло 35-40 % внешнеторговых грузов страны. Общая пропускная способность 9 балтийских портов составляла до 87 млн тонн товаров в год. С обретением самостоятельности Латвией, Литвой и Эстонией у России на Балтике осталось лишь четыре порта: Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк. Они могли пропустить только 21,8 млн тонн грузов, то есть четверть от предыдущего объема.[5]

Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял 90-100 млн тонн. По этой причине Россия вынуждена была экспортировать свои грузы через порты Прибалтийских государств, которые зарабатывали на этом ежегодно свыше 1 млрд американских долларов. Свою немалую прибыль от транзита российских товаров получала и Финляндия. 3 декабря 1992 года Президент России своим указом поставил перед Правительством задачу о разработке и утверждении в трехмесячный срок Программы возрождения торгового флота России, для финансирования которой создавался специальный Фонд.[6]

К формированию Программы привлекались различные министерства, ведомства, центральные и региональные организации, научные и проектные учреждения. Проектным институтом ЛенморНИИпроект на основании реальных и объективных данных был составлен прогноз перевалки грузов через порты Балтики на 2005 год. По этим расчетам общий грузооборот должен достичь 145 млн тонн, из которых даже с учетом развития и модернизации, существующие порты Северо-Западного бассейна могли бы принять только 55 млн тонн. Для 90 млн тонн грузов необходимо было строить новые мощности.[7]

22 января 1993 года в Москве прошло заседание правительственной комиссии по разработке федеральной программы развития транспортно-технологических комплексов в Финском заливе. Участники заседания приняли предложение Министерства транспорта РФ, администрации Ленинградской области и мэрии Санкт-Петербурга о размещении новых портов в трех пунктах Финского залива, причем каждый из новых портов должен был иметь свою специализацию.[8]

Наиболее крупный порт — до 45 млн тонн грузов в год — должен был быть построен в городе Приморске Выборгского района. К работам предполагалось приступить уже в ближайшее время. Министерству транспорта России по согласованию с мэрией Санкт-Петербурга и администрацией Ленинградской области поручалось создать Дирекции строительства портовых технологических комплексов, подготовить предложения об источниках их финансирования, разработать положение о конкурсе и провести открытый тендер с участием Мирового банка реконструкции и развития.[9]

Решения комиссии легли в основу правительственного распоряжения от 28 апреля 1993 года, подписанного председателем Совета Министров Российской Федерации. Совет Министров согласился с местом размещения и специализацией новых портов. Возложив функции государственного заказчика на Министерство транспорта России, правительство предложило Министерству вместе с Госкомимуществом России, администрацией Ленинградской области и мэрией Санкт-Петербурга создать Дирекцию государственного заказчика по строительству этих транспортно-технологических комплексов.[10]

В свою очередь, администрация Ленинградской области обязывалась оказывать содействие формируемой Дирекции по всем необходимым вопросам, в том числе и по выделению земельных участков.[11]

В целом Программа возрождения торгового флота России, рассчитанная на 1993—2000 годы, была утверждена Советом Министров Российской Федерации 8 октября 1993 года. Отдельным пунктом в ней значилось «Развитие морских портов и железнодорожных подходов к ним». Исполнителями этого направления определялись департамент морского транспорта, тресты корпорации «Трансстрой», морские порты, а также различные подрядные организации и зарубежные фирмы. Под развитием понималось не только реконструкция и техническое перевооружение действующих, но и создание новых портов на Балтике, Каспии, Черном море.

В 1994 году Приморск впервые попал в сферу внимания ОАО «АК „Транснефть“». Внимание к Приморску, через который предполагалось поставлять в западную Европу нефть, объяснялось тем, что «Транснефть» искала оптимальный путь транспортировки сырья из Тимано-Печорского нефтяного региона.[12]

Весной 1996 года работы по проектированию Балтийской трубопроводной системы были закончены, и 16 мая в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором представители правительства Ленинградской области, региональных комитетов по экологии и земельным ресурсам, ОАО «АК „Транснефть“», ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Гипротрубопровод» рассмотрели Декларацию о намерениях по строительству БТС. Конечными пунктами транспортировки нефти, как варианты, рассматривались город Приморск и финляндский порт Порвоо. Дальнейшие расчеты показали, что величины тарифов до Приморска ниже тарифов до латвийского порта Вентспилса, через который к тому времени шло значительное количество российской нефти. Для ускорения окупаемости проекта предлагалось реализовывать его в два этапа. Первый — с объемом перекачки нефти до 12 млн тонн в год, второй этап предусматривал увеличение объема до 30 млн тонн ежегодно.[13]

6 июня 1997 года Президентом России был подписан Указ «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива», вслед за которым 16 октября 1997 года вышло постановление Правительства России «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы». Создание БТС в этом постановлении было названо уже «одной из основных стратегических государственных задач, связанной с экспортом российской нефти». Отдельным пунктом Правительство поручало Министерству транспорта и правительству Ленинградской области координировать процесс сооружения портового комплекса в г. Приморске.[14]

27 января 1998 года в Санкт-Петербурге состоялось очередное совещание по вопросам строительства портов в Финском заливе. Состав участников встречи был внушительным: Председатель Совета Федераци, министр транспорт, министр путей сообщения, министр топлива и энергетики, руководитель Федеральной дорожной службы, первый заместитель министра финансов, правительство Ленинградской области во главе с губернатором, генеральные директора и президенты ряда ведущих российских компаний. Результатом данной встречи явилось решение о реализации проекта Балтийской трубопроводной системы с нефтеналивным терминалом в г. Приморске. Наравне с возможностью строительства порта рассматривалась возможность продления линии нефтепровода от Приморска до финского города Порвоо. Но с учетом совокупных транспортных расходов расчеты показали, что перевалка нефти через порт в Приморске экономически более выгодна, чем через Порвоо.[15]

31 марта 1999 года вице-президент ОАО «АК „Транснефть“» утвердил задание на проектирование первой очереди строительства БТС. И уже осенью 1999 года подготовленный ОАО «Гипротрубопровод» вариант технико-экономического обоснования был отправлен на согласование всем заинтересованным организациям, прежде всего — Комитетам по архитектуре и градостроительству, по земельным ресурсам, Комитетам и Управлениям лесами, Центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Комитетам по охране окружающей среды.[16]

18 ноября 1999 года Государственный комитет по экологии России образовал экспертную комиссию под руководством доктора географических наук, академика Н. С. Касимова. Почти четырем десяткам экспертов предстояло дать квалифицированную оценку технико-экономическому обоснованию (проекту) БТС как с точки зрения экологии, так и в некоторых других аспектах. Комиссия признала, что проект актуален и правомерен, отметила его большое геополитическое и экономическое значение и 31 декабря 1999 года председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян подписал приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.[17]

В начале 2000 года Президент ОАО «АК „Транснефть“» утвердил концепцию реализации проекта БТС, предусматривающую начало строительства терминала по наливу нефти в Приморске в марте 2000 года за счет средств инвестиционного тарифа.[18]

31 марта 2000 года в присутствии заместителя министра топлива и энергетики в Приморске состоялась торжественная церемония открытия строительства Балтийской трубопроводной системы.[19]

14 июля 2000 года Постановлением № 522 Правительства Российской Федерации Компания «Транснефть» была признана единственным заказчиком реализации проекта строительства БТС. Отдельным пунктом этого постановления правительство рекомендовало «органам исполнительной власти Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей оказывать всемерное содействие в решении вопросов, связанных с реализацией проекта строительства БТС, в том числе касающихся землеотвода и перевода лесных земель в нелесные».[20]

12 сентября 2000 года в Санкт-Петербург прибыл Председатель Правительства Российской Федерации, который провел специальное совещание по вопросам строительства БТС, по итогам которого были определены сроки ввода в эксплуатацию в ноябре 2001 года системы безопасности движения судов, разработке и осуществлении мероприятий, обеспечивающих полноценное функционирование пограничной и таможенной служб на нефтеналивном терминале Приморска.[21]

К середине октября 2001 года комиссия, в которую входили экологические, санитарно-эпидемиологические службы, подрядчики и заказчик БТС, подтвердила качество выполненных работ по объектам порта. К этому времени уже было завершено испытание оборудования очистных сооружений также уникальных по техническому оснащению и степени очистки сточных вод.[22]

В октябре 2001 года по поручению ОАО «АК „Транснефть“» ООО «Балтнефтепровод» и ОАО «Верхневолжскнефтепровод» учредили для управления портом ООО «Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск», которое было зарегистрировано Ленинградской областной регистрационной палатой Правительства Ленинградской области 8 октября 2001 года.[23]

27 декабря 2001 года президент ОАО «АК „Транснефть“», министр транспорта Российской Федерации и губернатор Ленинградской области в присутствии Президента Российской Федерации перерезали красную ленточку, символически отделяющую береговую линию от причальных сооружений. В операторной нефтепирса В. В. Путин щелчком компьютерной «мыши» активировал кнопку «Пуск» — нефть пошла в первый резервуар танкера «Петрокрепость».[24]

В дальнейшем, с наращиванием пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, увеличивались и объемы перевалки нефти и в 2003 году было отправлено на экспорт без малого 18 млн т. нефти.[25]

На следующем этапе развития, в соответствии с распоряжением № 341-р от 17.03.2003 Правительства РФ на терминале проведена реконструкция существующих и строительство новых объектов, благодаря которой производительность порта к ноябрю 2004 года выросла до 50 млн тонн нефти в год.[26]

Очередным крупным этапом в развитии терминала стало проектирование и строительство третьей очереди БТС для увеличения её производительности до 60 млн тонн нефти в год, осуществлённое по распоряжению Правительства РФ № 1699-р от 23 декабря 2004 г. 7 апреля 2006 года состоялась торжественная церемония вывода БТС на мощность 65 млн тонн нефти в год и ввода в эксплуатацию 3-го и 4-го причалов для танкеров.[27]

Далее, выполняя задачи поставленные ОАО «АК „Транснефть“» по реализации программы реконструкции и модернизации магистральных нефтепроводов с целью расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 70 млн тонн, в ноябре 2006 года было произведено дооснащение узла учёта нефти на входе в резервуарный парк ООО «Спецморнефтепорт Приморск».[28]

Как итог всего предыдущего развития порта — объем перевалки достиг порядка 74 млн т нефти в год.[29]

[править] Деятельность

В 2010 году отмечалось, что около 50 % всех морских поставок нефти из России в дальнее зарубежье осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в 2009 году: 61,7 % экспортировано в Нидерланды, 15,1 % — в Финляндию, 5,2 % — в Швецию, 3,8 % — в Испанию, по 2,4 % — во Францию и Данию, 2,3 % — в Литву, 2,1 % — в США, 1,6 % — в Тринидад и Тобаго.[30]

[править] Награды

По итогам 2003 года и 2004 года СМНП Приморск получил сертификаты «Объект образцового противопожарного состояния», которые выдавались Управлением государственной противопожарной службы Санкт-Петерурга и Ленинградской области.[31]

В октябре 2006 года предприятию, как победителю конкурса «Лучший коллективный договор на территории Ленинградской области в 2005 году», был вручен диплом I степени.[32]

В октябре 2006 года на Международном конгрессе «Нефтяной терминал» «Спецморнефтепорт» стал лауреатом Первой международной премии Oil terminal 2006 в номинации «Самый экологически безопасный терминал», и кроме того был награжден почетными дипломами в двух номинациях: «Лучшая технологическая оснащенность» и «Прорыв года». В 2007 году на данном конгрессе на был вручён специальный приз «За вклад в развитее отрасли».[33]

В 2008 года предприятию, как победителю конкурса «Лучший коллективный договор на территории Ленинградской области в 2007 году», был вручен диплом I степени.[34]

ООО «Спецморнефтепорт Приморск» признано победителем Международного конгресса «Oil Terminal 2009» в номинации «Великаны перевалки» и стало финалистом в трёх других номинациях («Технологическая инновация», «Надёжный партнёр», «Экологическая безопасность»).[35]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. О компании[1]
  2. О компании[2]
  3. О компании[3]
  4. О компании[4]
  5. История компании[5]
  6. История компании[6]
  7. История компании[7]
  8. История компании[8]
  9. История компании[9]
  10. История компании[10]
  11. История компании[11]
  12. История компании[12]
  13. История компании[13]
  14. История компании[14]
  15. История компании[15]
  16. История компании[16]
  17. История компании[17]
  18. История компании[18]
  19. История компании[19]
  20. История компании[20]
  21. История компании[21]
  22. История компании[22]
  23. История компании[23]
  24. История компании[24]
  25. История компании[25]
  26. История компании[26]
  27. История компании[27]
  28. История компании[28]
  29. История компании[29]
  30. [30][31]
  31. О компании[32]
  32. О компании[33]
  33. О компании[34]
  34. О компании[35]
  35. http://www.smnpp.ru/press/?ID=5
Транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Сухопутный  ЖелезнодорожныйАвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойРечной
Воздушный 
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
Личные инструменты