Транспортировка экспортируемых из России товаров

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспорт российских внешнеторговых грузов в страны дальнего зарубежья осуществляется преимущественно через морские порты России, Украины и стран Прибалтики. В 2007 году всего российских грузов через морские порты России, Украины и Прибалтики, по отчётам Ассоциации морских торговых портов, перевезено 568 млн тонн (сухих — 253 млн тонн, наливных — 315 млн тонн). За десять лет этот объём увеличился в 2,5 раза (223 млн тонн — 1997 г.).[1]

Содержание

[править] Виды грузов

[править] Нефть и нефтепродукты

В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Прибалтики и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты — Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2005—2010 гг. сократился экспорт сырья по нефтепроводной системе «Дружба» — с 70 млн тонн до 53 млн тонн. В 2010 г. в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 г. поставки российской нефти через этот порт не велись.[2]

В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платёжеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).[3]

Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-1), включающей нефтепровод «Ярославль — Приморск» и перевалочный комплекс в морском порту Приморска. Поставки нефти были начаты в 2001 г., а в 2007 г. система вышла на проектную мощность 70 млн тонн. В 2011 г. введена в эксплуатацию вторая очередь БТС (БТС-2). В систему входит нефтепровод «Унеча — Усть-Луга» и спецморнефтепорт в Усть-Луге, что позволило дополнительно нарастить объемы поставок на 40 млн тонн.[4]

[править] Нефть

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. — 140 млн тонн, или 66 %, в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн). В 2009 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4 % относительно 2008 г.[5]

Около 50 % всех морских поставок нефти из России в дальнее зарубежье осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в 2009 году: 61,7 % экспортировано в Нидерланды, 15,1 % — в Финляндию, 5,2 % — в Швецию, 3,8 % — в Испанию, по 2,4 % — во Францию и Данию, 2,3 % — в Литву, 2,1 % — в США, 1,6 % — в Тринидад и Тобаго.[6]

[править] Природный газ

Осенью 2012 года отмечалось, что существующие экспортные мощности «Газпрома» составляют почти 250 млрд м3.[7]

Транспортировка российского газа в Европу осуществляется по нескольким магистральным газопроводам, соединяющим месторождения российского Cевера через Единую Систему газоснабжения России с европейскими странами.[8]

Карта газопровода «Северный поток»
Карта газопровода «Северный поток»

Газопровод «Братство» (Уренгой-Помары-Ужгород) — крупнейший газотранспортный коридор. Ежегодно свыше 100 млрд куб.м. может поставляться через него транзитом через газотранспортную систему Украины в направлении Словакии, и далее по одному маршруту — для потребителей Чехии, Германии, Франции и Швейцарии, а по другому — для потребителей Австрии, Италии, Венгрии и некоторых стран бывшей Югославии. Поставки газа по этому трубопроводу начались в 1967 г.[9]

Газопровод «Ямал-Европа» проходит по территории России, Белоруссии, Польши до Германии. Общая протяженность газопровода — более 2 тыс. км., действуют 14 компрессорных станций. Строительство газопровода началось в 1994 г. в приграничных районах Германии и Польши, и уже в 1996 г. первые участки магистрали были введены в эксплуатацию. Строительство белорусского участка газопровода «Ямал-Европа», инвестором которого стал «Газпром», началось в 1997 г.. После введения в строй в 2006 г. последней КС в Белоруссии газопровод «Ямал-Европа» вышел на проектную мощность — 33 млрд куб. м в год.[10]

Газотранспортный коридор через Румынию позволяет транспортировать российский газ транзитом через Украину и Молдавию потребителям этой страны, а также в Балканские страны и Турцию. Строительство этого газопровода было начато в 1986 г., а в 2002-м — сооружена вторая нитка.[11]

Газопровод «Голубой поток» предназначен для прямых поставок российского газа в Турцию, минуя страны-транзитеры. Общая протяженность сухопутных и морского участков газопровода составляет 1213 км — от района Изобильное в Ставропольском крае до Анкары в Турции. Морской участок «Голубого потока» не имеет аналогов в мире с технической точки зрения. Протяженность подводного участка — 393 км. Строительство газопровода завершено в декабре 2002 г., а в феврале 2003 г. начались промышленные поставки газа. К июлю 2010 года по «Голубому потоку» было транспортировано 50 млрд кубометров газа.[12]

Газопровод «Северный поток» напрямую соединяет Россию с Германией, минуя страны-транзитёры.

Для потребителей Финляндии газ экспортируется через газотранспортную систему Ленинградской области.[13]

С целью повышения гибкости и надёжности поставок природного газа, «Газпром» активно развивает новый транспортный проект «Южный поток». Этот магистральный газопровод напрямую соединит российскую систему газоснабжения с конечными потребителями в Евросоюзе, минуя транзитные государства.[14]

[править] Уголь

Особенностью российского угольного экспорта является высокая доля транспортной составляющей в стоимости угля. Примерно 80 % балансовых запасов энергетического угля в России сосредоточено в районах Западной и Восточной Сибири, а основные залежи коксующегося угля — в Кузнецком бассейне. Таким образом, большинство российских угольных разрезов расположено далеко от выходов к морю (расстояние до ближайших портов составляет порядка 3,5-4,5 тыс. км). Ни в одной стране мира, активно экспортирующей уголь, таких гигантских расстояний нет. В Австралии, например, самая удаленная от порта точка добычи угля находится максимум за 300 км. Угольщики в любом случае вынуждены пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Железнодорожные тарифы съедают значительную часть прибыли угольных компаний.[15]

В 2006 году Россия экспортировала 34 млн тонн угля через порты прибалтийских стран и Украину, и 38,8 млн тонн через собственные порты.[16]

В 2013 году через российские порты проходило только 55 % грузов угля, экспортируемых по Атлантическому океану. В 2013 году в этом направлении экспорта было вывезено 70 млн тонн угля, в том числе 38 млн — через российские, остальное количество — через прибалтийские и украинские порты.[17]

Российское министерство энергетики планирует к 2030 году направить все потоки грузов угля через российские порты.[18]

[править] Зерно

Основная часть российского зерна экспортируется через порты Чёрного и Азовского морей, как России, так и Украины.[19]

Основной порт перевалки зерна на Чёрном море, порт Новороссийск, включает два зерновых терминала и может переваливать 11-12 млн тонн зерна ежегодно. В порту Туапсе не так давно появился новый зерновой терминал, способный обеспечить ежегодный оборот 2 — 2,5 млн тонн. Порт Тамань в настоящее время имеет очень ограниченные возможности по экспорту зерна, но заявляет о своих планах по их расширению в ближайшем будущем.[20]

Транспортировка зерна из южно-европейской России или из Поволжья на экспортные портовые терминалы обычно не превышает 500 рублей (17$) за тонну. Согласно данным аналитиков, доставка зерна из Сибири в экспортные терминалы обходится от 1500 рублей (50$) до 2000 рублей (67$) за тонну.[21]

В феврале 2012 года отмечалось, что недавно правительство ввело субсидии на перевозки зерна из Сибири — в размере 0,5 от тарифа, и теперь его транспортировка по стоимости сравнима со стоимостью доставки из центральных регионов страны. В результате с января 2012 года зерно из Омской, Оренбургской областей, с Алтая стало уходить на экспорт.[22]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Щебанин Ю. К чему готовить порты // «Морские порты», № 1, 2008 г.
  2. [1][2]
  3. [3][4]
  4. [5][6]
  5. [7][8]
  6. [9][10]
  7. «Шелковый путь — 2»: Россия опутает Европу газопроводами
  8. Транспортировка
  9. Транспортировка
  10. Транспортировка
  11. Транспортировка
  12. Транспортировка
  13. Транспортировка
  14. Транспортировка
  15. ВТО и экспорт угля[11]
  16. Взять из-под земли
  17. Латвия призывает Россию развивать транзит через латвийские порты
  18. Латвия призывает Россию развивать транзит через латвийские порты
  19. Экспорту зерна из России будут мешать не политические, а логистические проблемы
  20. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  21. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  22. Растем на морозе
Экспорт из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Энергоносители  Нефть и нефтепродуктыПриродный газУгольЭлектроэнергияЯдерное топливоКоксТопливные пеллетыСланцыТорф
Пища  ЗерноМясо и мясопродуктыРастительное масло
Химическая продукция  Азотная кислотаАммиакБензолЗубная пастаКарбид кальцияКарбонатыЛакокрасочные материалыЛекарственные средстваМетанолМинеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средстваМылоПластификаторыПластмассыПолипропиленПолиэтиленСерная кислотаСернокислый натрийСераСиликатыСинтетические красителиСинтетический каучукСинтетические смолыСодаСтиролУглеродФенолЭтилен
Металлургическая продукция  Алюминиевый прокатАлюминийБронзовый прокатВольфрамЖелезная рудаЗолотоКобальтМагнийМедный прокатМедьМеталлокордНикелевый прокатНикельОловоПлатинаСвинецСвинцовый прокатСтальСтальной прокатТрубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • ТитанФерросплавы (Ферромарганец) • ЦинкЦинковый прокатЧугун
Машиностроительная продукция  Вооружения (Авиатехника, Военно-морские вооружения) • Авиационная техника (Вертолёты, Самолёты) • Железнодорожный подвижной составАвтомобили
Целлюлозно-бумажная продукция  БумагаКартонОбоиЦеллюлоза
Продукция деревообработки  Дверные блокиДревесноволокнистые плитыДревесностружечные плитыОконные блокиПиломатериалыФанера
Стройматериалы  Керамическая плиткаКирпичОконное стеклоЦементЦементно-стружечные плитыЧерепицаШифер
Продукция лёгкой промышленности  БлузкиБрюкиКовры и ковровые изделияКостюмыКурткиОбувьПалаткиПальтоПапкиПлатьяПортфелиРюкзакиСумкиТканиТрикотажные изделияЧулочно-носочные изделияШвейные изделияЮбки
Мебель  ДиваныДиваны-кроватиКреслаКроватиМатрасыСтолыСтульяШкафы
Прочие товары  АлмазыДревесинаЛинолеумЛыжиПластмассовые изделияПолиэтиленовые трубыТабачные изделия (Сигареты) • УдобренияУрановая продукцияШины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей)
Услуги  ГосударственныеКомпьютерные и информационныеПоездкиСтраховыеСтроительныеТранспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыхаУслуги связиФинансовые
Экспортные пошлины  НефтьНефтепродукты (Бензин) • 60-66ДревесинаМедьНикельЗерноМинеральные удобренияЧёрные металлы
Транспортировка экспортируемых из России товаров  НефтьНефтепродуктыПриродный газУгольЗерноУдобренияАвтомобилиЭлектроэнергияЖелезная рудаДревесинаПиломатериалыАммиакАлмазы
Экспортные морские порты  Большой порт Санкт-ПетербургВысоцкДудинкаКозьминоНовороссийскПриморскУсть-Луга
Экспортные трубопроводы  Балтийская трубопроводная система-IIВосточная Сибирь — Тихий океанГолубой потокДружбаУренгой — Помары — УжгородЯмал — ЕвропаТурецкий потокСила Сибири
Крупнейшие компании-экспортёры  ЭлектроэнергияВоенная авиацияНефтьПриродный газВооруженияУгольКоксующийся угольЭнергетический угольЛегковые автомобилиПиво
Компании-экспортёры нефти  РоснефтьЛУКойлБашнефтьТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьГазпром нефть
Компании-экспортёры нефтепродуктов  РоснефтьТНК-BPСургутнефтегазГазпром нефтьБашнефть
Компании-экспортёры угля  СУЭККузбассразрезуголь
Компании-экспортёры автомобилей  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗ
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Российские поставки для зарубежных авиастроительных компаний  Поставки «ВСМПО-Ависма»Поставки Каменск-Уральского металлургического заводаПоставки для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для BoeingПоставки «ВСМПО-Ависма» для BombardierПоставки «ВСМПО-Ависма» для EmbraerПоставки «Иркута» для Airbus
Доля экспорта в производстве в России  ЭнергоносителиМашиностроительная продукцияМеталлургическая продукцияХимическая продукцияПродовольствие
Темы  Ненефтегазовый экспорт товаровКвазиэффективный экспортЭкспорт в СНГВладимир Путин и экспорт из РоссииДоля России в мировом экспортеСтруктура экспорта товаров


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты