Метро в России в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Строительство
С 1992 по 1996 год финансирование строительства метрополитенов в России как муниципальной собственности осуществлялось из двух источников — федерального бюджета (как государственная поддержка) и средств субъектов Российской Федерации. С 1996 года такое смешанное финансирование утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 г. № 1093-р. Им предусмотрено, что доля федерального бюджета, направляемая на финансирование строительства по каждому региону, в которых осуществляется строительство метрополитена, должна составлять 50 % от определенного годового лимита капитальных вложений по метростроению. Распоряжением правительства России от 12.10.2000 г. № 1433-р выделение средств федерального бюджета по отрасли «Метростроение» с 2001 года было снижено до 20 %.[1]
[править] Системы метро
[править] Алма-Ата
Метрополитен в Алма-Ате начали строить в сентябре 1988 года.[2]
[править] Екатеринбург
Метрополитен в Екатеринбурге появился в 1991 году. Это было первое метро на Урале и шестое в России.[3]
[править] Красноярск
В 1995 году началось строительство метрополитена в Красноярске.
[править] Минск
24 марта 1984 года состоялся первый рейс поезда в Минском метрополитене.
[править] Москва
Электродепо «Северное» Московского метро открыли 10 ноября 1934 года.[4]
15 мая 1935 года была открыта первая линия московского метро «Сокольники» — «Парк культуры» (проектное название — «Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км, а также ответвление от нее — «Александровский сад» (первоначальное название — «Имени Коминтерна») — «Смоленская» с тремя станциями (2,4 км).[5]
В марте 1954 года закончилось сооружение Кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцо, состоящее из 12 станций, замкнулось с открытием «Белорусской — кольцевой» и «Парка культуры — кольцевой». Тогда же впервые были пущены 7-вагонные составы. Всего к этому времени были открыты 49 станций метро. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 года. К 1961 году все станции были оборудованы турникетами для входа пассажиров.[6]
В 1950—1960 годах получили развитие радиальные линии Московского метро, связавшие центр города с новыми жилыми районами.[7]
За 1962 год Московский метрополитен перевёз более одного миллиарда пассажиров, то есть в день им пользовались свыше трех миллионов человек.[8]
Участок Московского метро «Царицыно» — «Кантемировская» был введён в эксплуатацию 30 декабря 1984 года, но уже на следующий день тоннель прорвало плывуном, из-за чего движение пришлось закрыть на месяц.[9]
В 1995 году было открыто движение по Люблинской линии Московского метро.[10]
[править] Омск
Решение о строительстве Омского метрополитена было принято в конце 1980-х годов. В 1992 году строить его начали с юго-восточного конца Омска.[11]
[править] Ташкент
6 ноября 1977 года были запущены первые 9 станций Ташкентского метрополитена.