Водный транспорт России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Морской транспорт

Сенатским указом от 13 июля 1739 г. был введен запрет на использование для каспийского торгового мореходства ненадежных судов типа иверцев, так как нередкими были случаи кораблекрушений.[1]

Мор­ской тор­го­вый флот России в 1914 году на­счи­ты­вал 1103 суд­на с ме­ха­ни­че­ски­ми дви­га­те­ля­ми (вме­сти­мо­стью 894 тыс. т) и па­рус­ные су­да (вме­сти­мо­стью 202 тыс. т), что со­став­ля­ло 1-2 % ми­ро­во­го тон­на­жа.[2]

Госдума второго созыва приняла Кодекс торгового мореплавания России.[3]

[править] Внутренний водный транспорт

Пути из Новгорода на Волгу по р. Медведице были известны в первой половине XII века.[4]

В период монгольского властвования над Русью значение волжского речного пути резко возросло, поскольку завоеватели контролировали большую часть этого пути и были заинтересованы в развитии здесь торговли и промыслов, особенно рыбного и соляного.[5]

Волжский водный путь с конца XVI века впервые в истории стал полностью принадлежать только России.[6]

Для перевозки железа, хлеба и других грузов в 1703—1708 годах был прорыт Вышневолоцкий канал, открывший водную коммуникацию от Волги до Санкт-Петербурга.[7]

В 1732 году был построен обводной Ладожский канал.[8]

При Павле I проводились работы по строительству и реконструкции внутренних водно-транспортных путей (Днепровско-Неманский канал, Вышневолоцкая и Мариинская водные системы и др.).[9]

Мариинская водная система была открыта в 1810 году.[10]

В 1880-е гг. началось строительство Обь-Ени­сей­ского ка­нала, отк­рыт для пла­ва­ния не­боль­ших су­дов, од­на­ко в свя­зи с на­ча­лом строи­тель­ст­ва Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли ра­бо­ты бы­ли пре­кра­ще­ны (в 1921 за­крыт; в го­ды Вел. Отеч. вой­ны по ка­на­лу из Крас­но­яр­ска в Но­во­си­бирск до­став­ле­ны 3 па­ро­хо­да и 1 ка­тер).[11]

В 1931 году было принято решение о строительстве канала Москва — Волга, призванного соединить Москву-реку с Волгой.[12]

В 1931—1933 годах си­ла­ми за­клю­чён­ных ГУЛАГа по­стро­ен Бе­ло­мор­ско-Бал­тийский канал.[13]

Здание Северного речного вокзала было построено одновременно с каналом имени Москвы в 1933—1937 годы по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.[14]

[править] Маяки

В России возникновение маяков связано с зарождением регулярного русского флота. Первые шаги в этом направлении были предприняты Петром I. В 1702 году в устье Дона для обеспечения плавания кораблей были построены три маяка. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться. К указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные чертежи предполагаемых сооружений. Первые работы по устройству маяков на Каспийском море относятся также ко времени царствования Петра I. К 1800 году Россия имела на Балтийском море 13 постоянных маяков и на Каспийском море один постоянный маяк.[15]

Официальной датой создания маячной службы России является 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил Положение о содержании маяков и штате маячной команды. В нем предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять — восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре занял 42-летний капитан 2 ранга Леонтий Васильевич Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, до совершенства. Благодаря его трудам появилось много новых маяков, деревянные были переделаны в каменные, введена новая система освещения масляными фонарями с рефлекторами. В 1820 году было издано первое описание маяков и знаков Финского и Рижского заливов.[16]

В 1837 году устройство и надлежащее содержание маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и других предостерегательных знаков было возложено на только что созданный Гидрографический департамент. После войны 1854—1855 гг. разрушенные маяки восстанавливались, начали использовать Френелевские аппараты.[17]

В конце XIX века стали применять керосинокалильные горелки. Свет такой горелки отличался ровной и интенсивной яркостью. В начале XX века появились ацетиленовые горелки. Светооптические ацетиленовые аппараты обладали большой эффективностью. В 1911 году впервые такое освещение было применено на большом маяке Наргинский на Каспийском море.[18]

В годы вражеских нашествий маяки одними из первых подвергались атакам с воды, земли и воздуха. Так было в 1914—1918 гг., так было и в Великую Отечественную войну.[19]

В 1950—1985 гг. количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423. В то же время произошло качественное улучшение маячной аппаратуры и оборудования.[20]

[править] Государственная политика

8 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации торгового флота».[21]

Экономика России во II тысячелетии
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты