Химическая промышленность России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В 1930-х годах в СССР начали строить крупные химические предприятия, сначала неорганической химии, а затем и нефтехимические.
В 1932 году был введён в эксплуатацию Березниковский химический комбинат.
В 1934 году был введён в строй Перекопский бромный завод.[1]
С самого начала Великой Отечественной войны перед советской химической индустрией встала задача первостепенного значения — создать в восточных районах СССР новые мощности по выпуску химической продукции, необходимой для нужд фронта. Для этого требовалось в самые сжатые сроки не только обеспечить расширение уже существовавших объектов, но и развернуть в глубоком тылу новое капитальное строительство химических предприятий. Очень важную роль в этом деле сыграло форсированное размещение и восстановление на новых местах оборудования родственных заводов и фабрик, переброшенных сюда из западных районов, которым угрожал наступавший противник.[2]
Положение в химической промышленности СССР к концу февраля 1942 года было весьма тяжелым. Захват противником важнейших промышленных районов СССР привел к потере и крупных производственных мощностей химической индустрии, к резкому сокращению выпуска химических продуктов и материалов. В первый год Великой Отечественной войны СССР потерял до 80 % мощностей по производству серной кислоты, около половины — по производству аммиака, более 83 % — кальцинированной соды, свыше 60 % — красителей. У СССР осталось только 30, максимум 40 % мощностей химических заводов, которые вырабатывали необходимое сырье для производства порохов и боеприпасов. То есть производство порохов и боеприпасов было поставлено под удар.[3]
Благодаря широкому перемещению эвакооборудования, а также с учетом продолжавшейся интенсивной военной перестройки советского народного хозяйства удалось уже в 1942 г. восстановить довоенные мощности по производству большей части химических продуктов: аммиачной селитры, олеума, концентрированной соды, крепкой азотной кислоты, формалина, пластических масс и изделий из них.[4]
Всего за годы Великой Отечественной войны в системе двух родственных наркоматов СССР — химической и резиновой промышленности — было введено в эксплуатацию около 50 новых предприятий.[5]
В период с 1945 по 1960 годы ежегодный объём производства химической и нефтехимической промышленности в СССР увеличился в 8,4 раза.
Гродненский азотно-туковый завод основан в 1960 году.[6]
В 1965 году по сравнению с 1950 годом производство минеральных удобрений в СССР увеличилось примерно в 6 раз, синтетических и пластических масс — в 13 раз, химических волокон — в 17 раз.
В 1967 году был введён в строй крупнейший на Северо-Западе РСФСР химич. комбинат (ныне «Акрон»).[7]
Крымский содовый завод введен в эксплуатацию в 1973 году.
26 января 1988 года Минхимпром СССР выдал задание на проектирование акрилатного комплекса в Дзержинске.
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Шинная промышленность
1928 год. Принято Постановление ВСНХ о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината (ЯРАКа), включающего шинный, асбестовый, механический, регенераторный заводы, кордную фабрику и теплоцентраль.[8]
1929 год. Заключён договор с американской компанией «Зайберлинг» на разработку проекта Ярославского шинного завода и оказание технической помощи в строительстве и пуске.[9]
1930—1932 годы. Строительство Ярославского шинного завода. В СССР не было опыта возведения подобных объектов. Часть специалистов прошла стажировку в США, а группа американских инженеров (В. Гувер, Татерсол, Уайт) постоянно работала на объектах шинного завода.[10]
6 ноября 1932 года. Пуск Ярославского шинного завода. Выпущена первая автомобильная шина.[11]
1933 год. Впервые в мировой практике на Ярославском шинном началось освоение отечественного синтетического каучука (СК), это позволило отказаться от ввоза дорогостоящего сырья из-за рубежа.[12]
1936 год. Ярославским шинным заводом был получен заказ на изготовление шин для первого советского лимузина ГАЗ «М-1» (7.00-16).[13]
1937 год. На Ярославском шинном заводе был начат выпуск шин для троллейбусов, производство которых впервые в Советском Союзе было организовано на Ярославском автозаводе.[14]
1938 год. Ярославский шинный завод вышел на проектную мощность — 3 035 395 шт. в год.[15]
К началу Великой Отечественной войны СССР имел собственное производство шин.
Омский шинный завод был введён в эксплуатацию в 1942 году.[16]
Кировский шинный завод был открыт в 1943 году для обеспечения потребностей фронта.[17] Кировский шинный завод выпустил первую шину 7 ноября 1943 года.[18]
Датой основания Уральского шинного завода считается 1943 год, когда было запущено оборудование эвакуированного в Свердловск Московского опытного шинного завода.[19]
Московский шинный завод вступил в строй в ноябре 1945 года.[20]
В 1950 году Воронежский шинный завод выпустил свою первую партию продукции. Её отправили на тестирование во ВНИИ шинной промышленности. Там признали продукцию приемлемой к использованию, и после этого завод начал работать на массового потребителя.[21][22]
Волжский шинный завод был построен в 1959—1964 годы.[23] Волжский шинный завод был основан в 1964 году.[24]
Белорусский шинный комбинат основан в 1965 году.[25]
Решение о строительстве «Нижнекамскшины» было принято в 1967 году, когда министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Федоров поручил проработать вопрос организации шинного производства в составе строящегося Нижнекамского нефтехимического комбината. Предприятие было необходимо для обеспечения автомобильными шинами Волжского, Ульяновского автомобильных заводов и парка автомобилей близлежащих районов. Задание на разработку проекта Нижнекамского шинного завода мощностью 7 миллионов автопокрышек и 9,2 миллиона автокамер в год получил институт «Резинопроект». Строительство «Нижнекамскшины» началось в 1968 году, когда на нижнекамской земле был вырыт котлован и заложен первый бетонный блок в основание шинного завода. Предприятие было построено в чистом поле за одну пятилетку. За это время были сданы первые цеха, установлены станки и агрегаты, проведены пусконаладочные работы.[26]
В 1993 году в Красноярске было создано ОАО «Супершина» для производства крупногабаритных шин для БелАЗов.[27]
При Омском шинном заводе в 1995 году было создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина».[28]
[править] Фармацевтическая промышленность
В 1943 году в СССР началось массовое производство первого отечественного препарата пенициллина под названием «Крустозин».[29]
Предприятия фармацевтической промышленности СССР были подчинены Министерству медицинской промышленности СССР, а с 1985 года — Министерству медицинской и микробиологической промышленности СССР.[30]
Завод по производству антибиотиков в Саранске был построен согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 марта 1952 года. 5 ноября 1959 года была запущена первая линия по производству пенициллина.[31]
Радикальные рыночные реформы 1990-х годов в России сопровождались глубоким кризисом в производстве фармацевтических субстанций (ФС). Первым и ощутимым результатом вступления в рыночную экономику фармацевтической промышленности стало катастрофическое падение объемов реализации ФС, выпускаемых на отечественных заводах, ориентированных на их производство. Самой острой фазой кризиса явился период с 1992 по 1995 гг., когда производство ФС в России сократилось почти в 3 раза.[32]
[править] Производство полимеров
Производство полиэтилена в России началось с 1960-х годов.
В 1982 году в России был впервые выпущен полипропилен.
Десногорский полимерный завод основан в 1990 году.
[править] Производство синтетического каучука
В 1931 году на опытном заводе в Ленинграде был получен первый блок синтетического каучука массой 260 кг, а в 1932 году в Советском Союзе была создана впервые в мире промышленность синтетического каучука, в основу которой был положен способ, разработанный С. В. Лебедевым и его школой.
[править] Производство катализаторов
На Омском НПЗ в 1960-х годах впервые в Советском Союзе наладили выпуск катализаторов каталитического крекинга.[33]
[править] Показатели
Доля химической промышленности в общем объёме промышленного производства России в 1913 году составляла 3 %.