БелАЗ

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



БелАЗ — крупная компания автомобильной промышленности Белоруссии. Один из крупнейших в мире производителей карьерных самосвалов.[1]

Завод создан в 1948 году, в 2009 году был акционирован (100 % принадлежит государству). Предприятие выпускает более 200 модификаций самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 т.[2]

Является градообразующим предприятием города Жодино (Минская область, Белоруссия).[3]

В 2019 году БелАЗ сократил выручку на 22,6 % до 1,64 млрд рублей. Экспорт карьерных самосвалов из Беларуси по итогам 2019 года снизился на на 61,7 % до 790 единиц. При этом выручка от экспорта уменьшилась на 31,7 % до $640,9 млн. Прибыль от реализации снизилась на четверть до 354 млн рублей, чистая прибыль — на 19,1 % до 265,6 млн рублей.[4]

Содержание

[править] Экспорт

Традиционными рынками сбыта продукции БелАЗа являются Россия, Украина, Казахстан.[5]

[править] Азербайджан

В 2014 году ОАО «Азербайджанский комплекс по производству стали» приобрело у БелАЗ 12 самосвалов грузоподъёмностью 45 и 140 тонн.[6]

[править] Узбекистан

В адрес предприятий Узбекистана в 2012 году было поставлено 92 карьерных самосвала БелАЗ — почти в 3 раза больше, чем в 2011 году. 49 карьерных самосвалов было поставлено одному из основных потребителей техники БЕЛАЗ в Узбекистане — современному многопрофильному горно-перерабатывающему предприятию «Навоийский горно-металлургический комбинат».[7]

[править] Сотрудники

Среднесписочная численность работающих на предприятии на конец I квартала 2015 года составила 10739 человек.[8]

[править] Оценки

В начале 2014 года аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк оценивал стоимость всего «БелАЗа» в $1,3 млрд. Однако, добавил он, учитывая риски инвестирования в белорусские предприятия, завод будет продан с дисконтом: его максимальная цена — $1 млрд.[9]

[править] Награды

В 1963 году БелАЗ удостоен дипломом Комитета ВДНХ за разработку конструкции, изготовление и испытание одноосных тягачей БелАЗ-531.

В 2000 году производственное объединение БелАЗ удостоилось награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнерство ради Прогресса».

В 2004 году на 11-й Международной выставке «Уголь России и Майнинг-2004» Белорусской автомобильный завод был удостоен Диплома 3-й степени «Кузбасской ярмарки» «За разработку и производства карьерного самосвала БелАЗ-75306».[10]

В 2007 году лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» в рамках программы «100 лучших товаров России» стал карьерный самосвал БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн.[11]

В 2008 году на Международной выставке-ярмарке «Экспо-уголь» в г. Кемерово Белорусский автомобильный завод был удостоен Диплома I степени «За лучший экспонат, представленный на выставке — карьерный самосвал БелАЗ-75302».[12]

В 2010 году карьерный самосвал БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн был удостоен диплома лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации».[13]

[править] История

В 1946 году власти приняли решение о строительстве завода торфяного машиностроения (Постановление Верховного Совета БССР 11.09.1946 № 137/308). Буквально через 2 года Белпромпроект уже закончил разработку и согласование проекта завода.[14]

Свою первую продукцию жодинское предприятие показало в 1950 году, а уже на следующий год Завод торфяного машиностроения был перепрофилирован в Завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». В 1958 году предприятие получило новое имя, под которым известно до сих пор — «Белорусский автомобильный завод». Из ворот предприятия с новым именем выкатился первый 25-тонный самосвал МАЗ-525.[15]

Дальше — больше. В этом же году в Жодино передали с Минского автозавода производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525. А в 1960 году в Минской области наладили выпуск первых образцов самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т. К тому моменту с конвейера в Жодино сошел тысячный МАЗ-525.[16]

В 1960 году на заводе приступили к проектированию самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом.[17]

В 1990 году БелАЗ построил самосвал грузоподъёмностью 280 т.[18]

В начале 1990-х, отмеченных распадом СССР и резким сокращением производства, БелАЗ не прекратил выпуск ни одной из моделей карьерных самосвалов, охватывающих диапазон грузоподъемности от 30 до 220 тонн. Более того, он включил в производственную программу другое специальное тяжелое транспортное оборудование, выпуск которого осваивался с девяностых годов прошлого столетия: самосвалы повышенной проходимости с гидромеханической трансмиссией, строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ, такие, как погрузчики, бульдозеры, тягачи-буксировщики и поливооросительные машины; техника для подземных работ, машины для металлургических предприятий и т. д.[19]

В 1994 году белорусы вновь обратились к «малому» классу: создан опытный образец самосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 55 т, головная модель нового семейства самосвалов с гидромеханической трансмиссией. За ней, спустя 2 года, последовал выпуск 130-тонного БелАЗ-75131, ставшего первенцем в новом семействе самосвалов с электромеханической трансмиссией.[20]

На БелАЗе началась реконструкция действующего производства, ориентированная на обновление карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом.[21]

В 2009 году «Ростех» предлагал создать российско-белорусский холдинг, в который вошли бы «БелАЗ», МАЗ и «Камаз». Объединение в таком составе не состоялось.[22]

В октябре 2013 года президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил, что страна готова продать часть акций «БелАЗа» только под гарантии инвестиций и вывода его продукции на новые рынки сбыта. «„БелАЗ“ мы [просто так] никому не отдаем, белорусский, советский „БелАЗ“ — это 30 % мирового рынка. Это один из наших брендов, это гордость Белоруссии», — сказал он.[23]

[править] Автомобили

[править] БелАЗ-75710

25 сентября 2013 года на испытательном полигоне был представлен самый большой в мире карьерный самосвал БелАЗ-75710. Грузоподъёмность новой машины составляет 450 тонн. Силовая установка рекордного БелАЗ-75710 включает 2 дизельных двигателя суммарной мощностью 8500 л.с., предназначенных для снабжения энергией электромоторов, приводящих в движение гигантские колёса грузовика. Максимальная скорость сверхмашины составляет 64 км/ч.[24]

[править] БелАЗ-75601

В 2007 году БелАЗ начал выпуск автомобилей БелАЗ-75601 грузоподъёмностью 360 тонн.[25]

[править] БелАЗ-7530

В апреле 2015 году на БелАЗе был выпущен с конвейера 1000-й карьерный самосвал БелАЗ-7530 грузоподъёмностью 220 тонн.[26]

Самосвалы серии БелАЗ-7530 поставлялись в Россию, Украину, Узбекистан, Казахстан, Монголию, Китай, Сербию, ЮАР, Австралию, Венесуэлу. Только в России более 600 единиц БелАЗ-7530 эксплуатируется на месторождениях АО «Кузбасская топливная компания», «УК „Кузбассразрезуголь“», «Металлоинвест», «СДС-Уголь», ЗАО «Сибирский Антрацит», «Сибирская угольная энергетическая компания», группы компаний «Стройсервис», «Мечел», АО «Объединенная угольная компания „Южкузбассуголь“».[27]

[править] Показатели

[править] Финансы

В 2011 году «БелАЗ» получил чистую прибыль в размере $240 млн.[28]

По результатам работы за 2012 год выручка составила более $1 млрд.[29]

В 2012 году чистая прибыль «БелАЗа» составила 1,5 трлн рублей.[30]

В 2013 году чистая прибыль «БелАЗа» составила 250 млрд рублей.[31]

По данным Минфина Белоруссии, в I квартале 2014 года самым убыточным открытым акционерным обществом Белоруссии, за исключением коммерческих банков, стало ОАО «БелАЗ — управляющая компания холдинга „БелАЗ-Холдинг“». Размер чистого убытка составил BYR 116,1 млрд. В I квартале 2013 года БелАЗ был прибыльным, его чистая прибыль составляла BYR 86,2 млрд.[32]

В I квартале 2014 года БелАЗ снизил выручку на 5,3 % до BYR 1 236,1 млрд.[33]

Предприятие сформировало 91,3 % чистого убытка Жодино по итогам января-марта 2014 года.[34]

Выручка «БелАЗа» в I полугодии 2015 года составила 1,31 трлн белорусских рублей ($85,0 млн).[35]

[править] Производство

По результатам работы за 2012 год на заводе было выпущено немногим менее 2 тысяч единиц техники, в том числе более 1,5 тысячи карьерных самосвалов БелАЗ.[36]

По данным «АСМ холдинга», в период с января по ноябрь 2013 года компания выпустила 1179 автомобилей, что на 24 % меньше, чем за тот же период 2012 года.[37]

[править] Сотрудники

Среднесписочная численность работающих на предприятии в январе-сентябре 2013 года составила 12106 человек.[38]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  2. Крупные машиностроительные предприятия показали рекордные убытки в I квартале 2014 года. 1 июля 2014
  3. Крупные машиностроительные предприятия показали рекордные убытки в I квартале 2014 года. 1 июля 2014
  4. [1]
  5. Новости — Export.BY // Export.by
  6. В 2015 году БЕЛАЗ продолжит поставку карьерных самосвалов в Азербайджан // Abc.az
  7. В 2012 году в Узбекистан было поставлено рекордное количество БЕЛАЗов
  8. Чистая прибыль ОАО «БЕЛАЗ» в январе-марте 2015 г составила 2,917 млрд бел руб против чистого убытка в 116,13 млрд бел руб в январе-марте 2014 г | Новости | Агентство экономической информации ПРАЙМ // 1prime.ru
  9. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  10. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530 // Belaz.by
  11. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530 // Belaz.by
  12. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530 // Belaz.by
  13. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530 // Belaz.by
  14. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  15. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  16. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  17. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  18. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  19. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  20. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  21. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  22. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  23. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  24. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  25. БелАЗ-75710: самый большой в мире самосвал // Fishki.net
  26. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530
  27. СОБРАН 1000-НЫЙ КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ БЕЛАЗ-7530
  28. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  29. Сбербанк России одолжил на год БелАЗу 50 млн долларов // News.tut.by
  30. Почему «БелАЗы» забуксовали в России? — Хартия'97 :: Новости из Беларуси — Белорусские новости — Республика Беларусь — Минск // Charter97.org
  31. Почему «БелАЗы» забуксовали в России? — Хартия'97 :: Новости из Беларуси — Белорусские новости — Республика Беларусь — Минск // Charter97.org
  32. Крупные машиностроительные предприятия показали рекордные убытки в I квартале 2014 года. 1 июля 2014
  33. Крупные машиностроительные предприятия показали рекордные убытки в I квартале 2014 года. 1 июля 2014
  34. Крупные машиностроительные предприятия показали рекордные убытки в I квартале 2014 года. 1 июля 2014
  35. Чистая прибыль ОАО «БЕЛАЗ» в январе-марте 2015 г составила 2,917 млрд бел руб против чистого убытка в 116,13 млрд бел руб в январе-марте 2014 г | Новости | Агентство экономической информации ПРАЙМ // 1prime.ru
  36. Сбербанк России одолжил на год БелАЗу 50 млн долларов // News.tut.by
  37. «БелАЗ» снова поехал на биржу. 31 января 2014
  38. Новости — Export.BY // Export.by
Личные инструменты