Налогообложение в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России

Российские власти, понимая нежелательность чрезмерного фискального давления на предприятия, а также надеясь стимулировать вывод финансовых потоков «из тени», предприняли некоторые действия по снижению налоговых ставок. В частности, в 2002 г. с 35 до 24 % был снижен налог на прибыль (с 1.01.2009 г. — до 20 %); в 2004 г. с 20 до 18 % уменьшился налог на добавленную стоимость.[1]

В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.[2]

Помимо этого, за счет снижения базовых ставок, а также введения регрессивной шкалы обложения в 2005 г. был уменьшен размер единого социального налога.[1]

С другой стороны, снижение налоговых ставок сопровождалось ужесточением налогового администрирования и ликвидацией значительной части налоговых льгот.[1] Особенно болезненной для отраслей реального сектора оказалась отмена 50-процентной инвестиционной льготы по налогу на прибыль.[1] Это подтверждалось и данными опросов ИНП РАН.[1] В частности, в 2004 г. эту фискальную новацию к числу наиболее неудачных отнесли 67,9 % опрошенных предприятий.[1]

[править] Качество налогового законодательства

В 2000-х годах налоговое законодательство стало более чётким и логичным.[1]

[править] Налоговая оптимизация

В 1999 году о применении налоговой оптимизации сообщало 50,82 % респондентов, тогда как в 2008 году — только 17,16 %.[3]

[править] Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Финансовый кризис 1998 года как переломный момент рыночной трансформации и реакция предприятий на системное улучшение макроэкономических условий» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. http://www.eeg.ru/downloads/PUBLICATIONS/SCIENTIFIC/2004_006.pdf
  3. Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты