Налоги в России в XXI веке
Материал из Documentation.
1 января 2001 года — В рамках налоговой реформы 2000—2002 годов введена плоская шкала подоходного налога — 13 % независимо от размера дохода. Для миллионов рядовых налогоплательщиков отпадала обязанность ежегодно подавать декларации о работе по совместительству и случайных приработках, упростилась процедура уплаты налога, сократились расходы на его администрирование. Снижение ставки побудило многих (но далеко не всех) налогоплательщиков «выйти из тени» и платить налоги.[1]
С 1.1.2001 в России были отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % к выручке от реализации товаров.[2]
1 января 2002 года в России был введён налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вместо платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть, а также установлена прогрессивная шкала ставки экспортной пошлины на нефть, повышены акцизы на нефтепродукты. Налоговые ставки были установлены по видам полезных ископаемых в процентах от стоимости добытого сырья. Ставка НДПИ и предельные ставки экспортной пошлины по нефти были поставлены в зависимость от мировых цен на нефть. Плоская шкала НДПИ вне зависимости от горно-геологических условий разработки была удобна налоговикам и Минфину России, поскольку «плоский» налог проще считать и собирать.[3]
С 2002 года в России был введён принципиально новый режим уплаты налога на прибыль организаций. Существенно, с 35 % до 24 %, понижены ставки налога, установлено, что подлежат вычету все произведённые расходы, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.[4]
До 1 января 2003 года сохранялся налог на пользователей автодорог по ставке 1 %, идущий в территориальные дорожные фонды.[5]
С 1.1.2003 в России вступили в силу специальные режимы налогообложения при применении упрощённой системы для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности. В рамках этих специальных режимов предусмотрено снижение налоговой нагрузки на организации малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей по сравнению с общим режимом налогообложения в 2-2,5 раза.[6]
1 января 2004 года в России ставка НДС была снижена с 20 до 18 % и был отменён дублирующий его налог с продаж.[7]
7 мая 2004 года поправками в закон «О таможенном тарифе» и Налоговый кодекс были увеличены налоговые изъятия у нефтяных компаний — при цене нефти выше $18 за баррель. Установлена новая шкала ставок таможенных пошлин в зависимости от мировой цены на нефть. Нефтяники стали платить экспортную пошлину, исходя не из сегодняшней цены на нефть, а с двухмесячным лагом.[8]
В 2004 году Госдума в первом чтении приняла законопроект, который вводил в Налоговый кодекс новую главу: налог на землю и налог на имущество заменялись одним налогом на недвижимость. Сумму налога предполагалось рассчитывать в зависимости от рыночной стоимости жилья. Но из-за отсутствия кадастровой оценки объектов капитального строительства тогда ввести такой фискальный инструмент не удалось.[9]
2005 год — Снижение в России ставок социальных взносов и налога на прибыль (с 34 до 26 % и 24 до 20 % соответственно).[10]
В 2006—2007 годах в России были внесены очередные изменения в налогообложение полезных ископаемых.[11]
По итогам 2008 года в России было зарегистрировано около 925 тыс. компаний, которые применяют упрощённый режим налогообложения.
В 2010—2019 годах была произведена успешная «цифровая трансформация» ФНС, в ходе которой российская налоговая служба стала одной из наиболее передовых в мире.[12]
Патентная система налогообложения в России была введена с 1 января 2013 года.[13]
В 2018 году Путин подписал закон о «русских офшорах» — специальных административных районах с низкими налогами в Калининградской области и на острове Русский.[14]
Крупных изменений в параметрах налоговой политики, действовавших в течение 2018 года, не происходило.[15]
В 2018 году Россия начала обмениваться налоговой информацией с другими странами (по стандарту AEOI).[16]
В 2018 году в России началось тестирование системы tax free, позволяющей иностранцам возвращать НДС с покупок, совершенных на территории России.
В 2018 году было принято решение о повышении базовой ставки НДС с 18 до 20 % с 2019 года. Данное решение мотивировалось потребностью изыскать дополнительные ресурсы для финансирования национальных проектов.[17]
Законопроект о защите и поощрении капиталовложений был внесен в Госдуму 1 ноября 2019 года. Инициатива предполагает, что изменение налогов (кроме НДС), сборов и других условий соглашения в общем инвестрежиме возможно не ранее чем через три года после подписания соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).[18]
Россия в 2019 году ввела в пилотном режиме налог на дополнительный доход (НДД) в попытке обеспечить более рациональный подход к использованию недр, повысить уровень рентабельности разработки месторождений и стимулировать приток инвестиций в проекты с истощенными и трудноизвлекаемыми запасами.[19]
В январе 2020 года газета «Ведомости» писала, что российская налоговая служба стала одной из наиболее технологически развитых в мире, что серьёзно сократило административную нагрузку на бизнес и увеличило предсказуемость налоговой нагрузки.[20]
После коронавирусного экономического шока российское правительство предприняло компенсирующие фискальные меры, такие как повышение подоходного налога для лиц с большими доходами и сокращение льгот для нефтяного сектора.[21]
Содержание |
[править] Виды налогов
[править] Акцизы
В 2018 году несколько сократились поступления от акцизов на алкогольную продукцию и на табачную: доходы от акцизов на данные виды продукции в 2018 г. составили 395 млрд и 583 млрд руб. соответственно.[22]
[править] Единый социальный налог
С 1 января 2001 года был введён единый социальный налог (ЕСН), объединивший все социальные платежи, уплачиваемые работодателями с фонда оплаты труда. ЕСН стал взиматься по регрессивной шкале (максимальная ставка снижена с 38,5 до 35,6 %, в течение 2001 года действовала минимальная ставка 5 %, а далее 2 %.[23]
В связи с принятыми в 2009 году решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог был отменён в связи с переходом обратно к взиманию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.[24]
[править] Налог на прибыль
В 2001 году была введена глава 25 Налогового кодекса России «Налог на прибыль организаций» (федеральный закон от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ). При этом был принципиально изменён подход к формированию налоговой базы этого налога, с тем чтобы она в большей степени соответствовала реально полученной в налоговый период прибыли.[25]
В 2003 году принято решение об отмене чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль.[26]
По данным Федеральной налоговой службы, поступления в консолидированный бюджет от налога на прибыль сократились в 2013 году на 12 %. Частично, на 11,2 % от общего объёма снижения, что составляет 16,4 млрд руб., это связано с консолидацией убытков внутри КГН. Но в большей степени негативную роль сыграло общее ухудшение экономической ситуации в стране.[27]
В 2018 году заметно росли поступления по налогу на прибыль (на 0,4 п.п. ВВП).[28]
Сумма исчисленного налога на прибыль в России со всех организаций в 2022 году составила почти 5,6 трлн руб.[29]
[править] Налог на дополнительный доход
По состоянию на февраль 2020 года Налог на дополнительный доход (НДД) взимался не с количества добытой нефти, как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку, и применяется для четырёх групп месторождений.[30]
[править] НДПИ
1 января 2002 года в России был введён налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[31][32]
В 2004 году была увеличена доля федерального бюджета в НДПИ по нефти с 85,6 до 95 %.[33]
С 2007 года в отношении месторождений битумов «Татнефти» действует нулевая ставка НДПИ.[34]
Фактическая рублёвая ставка по НДПИ в среднем составила в 2018 году более 12 тыс. рублей за 1 тонну нефти, в то время как в 2017 году в среднем она была чуть более 7800 рублей за 1 тонну.[35]
В России НДПИ для производителей удобрений, а также руд чёрных и цветных металлов повысили осенью 2020 года по инициативе Минфина России в 3,5 раза.[36]
[править] НДС
С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до 18 %. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки.[37]
[править] НДФЛ
Единая ставка НДФЛ в России в 13 % пришла на смену прогрессивной шкале в 2001 году.[38]
[править] Специальные налоговые режимы
С 1 января 2002 года вступил в силу раздел VIII1 части второй Налогового кодекса России «Специальные налоговые режимы». Данный раздел первоначально содержал три главы, регулирующие применение льготных систем налогообложения для субъектов малого бизнеса: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, включая упрощенную систему налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Впоследствии был введен в действие еще один спецрежим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (с 10 июня 2003 года), а также выведена из упрощённой системы налогообложения в отдельный спецрежим патентная система налогообложения (с 1 января 2013 года).[39]
[править] Налогоплательщики
[править] Самозанятые
Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях).[40]
[править] IT-сектор
23 июня 2020 года Путин внёс предложение по бессрочному снижению для ИТ-компаний ставки страховых взносов с 14 % до 7,6 % и уменьшению налога на прибыль с 20 до 3 %.[41]
Закон о налоговых льготах для российских IT-компаний вступил в силу 1 января 2021 года. Закон предусматривает снижение ставки страховых взносов для индустрии с 14 % до 7,6 % и налога на прибыль — с 20 % до 3 %.[42]
[править] Индивидуальный номер налогоплательщика
Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) с 2016 года может выдать любая налоговая инспекция на территории России вне зависимости от территориальной приписки.[43]
[править] Налоговые органы
Указом президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 Министерство России по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
В 2004—2007 годах главой Федеральной налоговой службы был Анатолий Сердюков.[44]
[править] Кассовые аппараты
В России кассовые аппараты, работающие в онлайн-режиме, были впервые внедрены в 2015 г. и к июлю 2016 г. все кассовые аппараты стали работать в онлайн-режиме.[45]
[править] Налоговый кодекс России
С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации.[46]
Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации в момент введения её в действие с 1 января 2001 года содержала четыре главы: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог».[47]
[править] Налоговые правонарушения
В 2001 году Федеральная служба налоговой полиции возбудила более 36 тыс. уголовных дел по налоговым правонарушениям на сумму свыше 100 млрд рублей.
В 2002 году Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) раскрыла около 24 тыс. уголовных дел, связанных с налоговыми нарушениями.
8 декабря 2003 года принята поправка в Уголовный кодекс России: из статьи 199, в которой под уклонением от уплаты налогов понималось «включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом», удалены слова «иным способом».[48]
29 декабря 2009 года президент Дмитрий Медведев утвердил поправки к УК, освобождающие от ответственности нарушителей, впервые уклонившихся от уплаты налогов, при условии полной уплаты недоимок, пеней и штрафов.[49]
[править] Исследования PWC
Согласно исследованию PWC «Paying Taxes 2007», общая налоговая ставка в России составила 54,2 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 12,7 %, налоги на рабочую силу — 35,9 %, прочие налоги — 5,5 %.[51]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2008», общая налоговая ставка в России составила 51,4 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 14,0 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,7 %.[52]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2009», общая налоговая ставка в России составила 48,7 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 10,7 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 6,2 %.[53]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2010», общая налоговая ставка в России составила 48,3 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 10,9 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,6 %.[54]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2011», общая налоговая ставка в России составила 46,5 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 9,0 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,7 %.[55]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2012», общая налоговая ставка в России составила 46,9 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 9,0 %, налоги на рабочую силу — 32,1 %, прочие налоги — 5,8 %.[56]
Согласно исследованию «Paying Taxes 2015», общая налоговая ставка в России составила 48,9 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 8,4 %, налоги на рабочую силу — 35,4 %, прочие налоги — 5,1 %.[57]
[править] Рейтинги
Согласно докладу Всемирного банка Doing Business 2019, Россия заняла 53-е место среди 190 стран по показателю «Налогообложение».[58]
[править] Показатели
Объём чистых налогов на производство и импорт в России (трлн рублей):[59]
- 2002 год: 1,8472 ($59 млрд)
- 2003 год: 2,1125 ($69 млрд)
- 2004 год: 2,8755 ($100 млрд)
- 2005 год: 4,2484 ($150 млрд)
- 2006 год: 5,3867 ($198 млрд)
- 2007 год: 6,3343 ($248 млрд)
- 2008 год: 8,2184 ($331 млрд)
- 2009 год: 6,4745 ($204 млрд)
- 2010 год: 8,2192 ($271 млрд)
- 2011 год: 8,7447 ($298 млрд)
- 2012 год: 9,8299 ($316 млрд)
- 2013 год: 10,0586 ($316 млрд)
- 2014 год: 10,9984 ($290 млрд)
- 2015 год: 9,2638 ($153 млрд)
- 2016 год: 9,405 ($141 млрд)
- 2017 год: 9,9731 ($171 млрд)
- 2018 год: 12,1902 ($195 млрд)
- 2019 год: 12,2941 ($190 млрд)
- 2020 год: 11,6868 ($162 млрд)
Согласно данным Министерства финансов России доля налоговых доходов в консолидированном бюджете России в 2015 году составила 78,6 % (21153,3 млрд рублей).[60]
Показатели налогообложения в России:
- Налоговые доходы федерального правительства в 2011 году — 8,39 трлн рублей (15,0 % ВВП).[61]
- Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в 2011 году — 4,59 трлн рублей (25,6 % от государственных доходов).[62]
- Налоговые доходы от экспорта в 2011 году — 3,74 трлн рублей (44,6 % от налоговых доходов федерального правительства).[63]
- Чистые налоги на продукты в 2012 году — 9,24 трлн рублей ($297 млрд).[64]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Финансовая система
- ↑ [2]
- ↑ Финансовая система
- ↑ [3]
- ↑ Финансовая система
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
- ↑ [9]
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [10]
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable. 5 февраля 2021
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [14]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019
- ↑ [15]
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017
- ↑ «Но потом, как видите, втянулся»
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ Например, для 2008 года — «Paying Taxes 2008»
- ↑ Paying Taxes 2007
- ↑ Paying Taxes 2008
- ↑ Paying Taxes 2009
- ↑ Paying Taxes 2010
- ↑ Paying Taxes 2011
- ↑ Paying Taxes 2012
- ↑ Paying Taxes 2015
- ↑ Рейтинг стран
- ↑ ВВП годы использование (с 1995 г.)
- ↑ Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017
- ↑ World Development Indicators Выбранные показатели: Tax revenue (current LCU); Tax revenue (% of GDP)
- ↑ World Development Indicators Выбранные показатели: Taxes on international trade (current LCU); Taxes on international trade (% of revenue)
- ↑ World Development Indicators Выбранные показатели: Taxes on exports (current LCU); Taxes on exports (% of tax revenue)
- ↑ World Development Indicators Выбранные показатели: Net taxes on products (current LCU); Net taxes on products (current US$)