Налоги в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему России (19982006)

Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001-2005 годах, в % ВВП России.
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001-2005 годах, в % ВВП России.

Для всего периода с 1998 по 2006 характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,3 % (2003 год) до 25,1 % (по итогам 2000 года). Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то максимальный прирост налоговых доходов в реальном выражении наблюдался по итогам 2005 года — 11,1 %. Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 году достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9 % ВВП). В 2006 году доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9 % ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 году, что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.

В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики, улучшение налогового администрирования, а также частичное сокращение величины налоговой задолженности. Кроме того, достаточно важным фактором роста налоговых доходов бюджетной системы являлась положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Также в период до 2004 года был отменён ряд налогов и сборов, что дополнительно сказалось на динамике налоговых поступлений. В частности, были отменены налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 2001 года налог взимался по ставке 1,5 % с оборота предприятий), налог на приобретение автотранспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, а также было произведено сначала снижение, а потом — и полная отмена налога на пользователей автодорог и владельцев автотранспортных средств.

Поступления по налогу на прибыль в 1998—2006 годах, % ВВП России.
Поступления по налогу на прибыль в 1998—2006 годах, % ВВП России.

Динамика поступлений отдельных налогов в значительной степени различалась. Так, наибольшей волатильностью как в реальном выражении, так и в процентах ВВП характеризовались поступления налога на прибыль организаций. До 2001 года поступления данного налога росли, причиной чему стал рост сальдированного финансового результата деятельности предприятий в экономике, улучшение платежей и расчетов в экономике, а также введение в 2001 г. 5 % муниципального налога на прибыль для компенсации отмены налога на содержание ЖКХ. Однако по итогам 2002 было зафиксировано значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций, составившее около 22 % для величин в реальном выражении и 1,4 процентных пункта по отношению к ВВП. В 2003 году в реальном выражении поступления по налогу несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились — с 4,3 % до 4,0 % ВВП.

Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 г. стали вступление в действие новых положений Налогового кодекса, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35 % до 24 %, применение «переходного» положения, связанного с определением 84 налоговой базы по методу начисления, изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий. При этом, по оценкам Минфина России, в 2003 г. около 0,12 % ВВП от суммарного сокращения поступлений было обусловлено именно фактом налоговых изменений в части определения базы по налогу на прибыль.

Лишь в 2004 году тенденция снижения налоговых поступлений была прервана: поступления выросли на 48 % в реальном выражении или 1,1 процентных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2005 и 2006 гг. Основным фактором роста поступлений по итогам 2004 г. стало сохранение благоприятной макроэкономической конъюнктуры, в частности, благодаря экономическому росту и повышению мировых цен на нефть. На этом фоне наблюдалось значительное расширение базы налогообложения: если в 2003 г. величина чистого сальдированного результата предприятий и организаций снизилась на 12 %, то в 2004 г. она продемонстрировала рост на 50 %, а в 2005 г. и первые десять месяцев 2006 г. — на 35 % и 26 % соответственно. Кроме того, рост поступлений в 2004 г. частично был обусловлен прекращением действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы налога в 2002 г., тогда как рост поступлений в 2005 г. отчасти стал следствием перечисления в бюджет в первом квартале 2005 г. платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС».

Поступления по НДФЛ в 1998-2006 годах, % ВВП России.
Поступления по НДФЛ в 1998-2006 годах, % ВВП России.

Поступления налога на доходы физических лиц (подоходный налог) в реальном выражении оставались достаточно стабильными вплоть до 2001 г. Однако с 2002 года начался рост поступлений данного налога в реальном выражении, который сохранялся на протяжении всего последующего периода. Вместе с тем, в процентном отношении к ВВП рост наблюдался лишь до 2004 г. включительно, после чего последовало некоторое снижение доли поступлений в ВВП. Лишь по итогам 2006 г. поступления данного налога в процентном отношении к ВВП вновь выросли и составили 3,5 %. Рассматривать динамику поступлений данного налога необходимо с учетом того, что в 2001 г. была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13 %. Так, можно заметить, что уже по итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12 %, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1 % ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05 % ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2 % ВВП роста поступлений подоходного 85 налога был обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном обусловлен общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также их частичной легализации.

До 2003 г. включительно налоговые поступления от акцизов как в реальном выражении, так и по отношению к ВВП заметно колебались. Однако в целом поступления росли, достигнув в 2001 г. максимальных значений за весь рассматриваемый период. Далее, начиная с 2002 г., последовало достаточно заметное снижение. Первоначальный рост поступлений в 2001—2003 г. был обусловлен введением акцизов на дизельное топливо и моторные масла, увеличением ставок на алкогольную продукцию, бензин (более чем в 3 раза)15, а также акцизов на природный газ, рост мировых цен на который вызывал соответствующий рост акцизов. Слом тенденции к росту акцизов, зафиксированный в 2004 г. и положивший начало сокращению их реальной величины и доли в ВВП, в значительной степени был обусловлен отменой с 1 января 2004 г. акциза на природный газ, поступления по которому в 2003 г. составляли около 45 % от общих доходов бюджетной системы по акцизам.

Существенный вес в налоговых доходах имеют поступления налога на добавленную стоимость. При этом если в реальном выражении вплоть до 2005 года преобладала тенденция к их росту, то в долях ВВП они росли лишь до 2001 г, после чего последовал трехлетний спад поступлений по отношению к размеру российский экономики. Заметное улучшение наблюдалось лишь по итогам 2005 года, после чего в 2006 г. поступления вновь заметно сократились.

Также важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если до 2001 года поступления оставались относительно незначительными, то с 2002 года они стали устойчиво расти вследствие роста мировых цен на энергоносители и объемов добычи в России. Поскольку ставка НДПИ была непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, значительное улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу и, как следствие, суммарным поступлениям платежей за пользование природными ресурсами. Довольно схожая динамика наблюдалась и в отношении доходов от внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении большей части рассматриваемого периода росли, с одной стороны, вследствие роста российской экономики и роста внешнеэкономической активности, а, с другой стороны, вследствие включения экспортных пошлин на нефть, которые с 2002 года начали рассчитываться исходя из результатов мониторинга мировой цены на нефть.

Поступления в социальные внебюджетные фонды (ЕСН) в 2000-2005 годах, % ВВП России.
Поступления в социальные внебюджетные фонды (ЕСН) в 2000-2005 годах, % ВВП России.

Динамика отчислений в социальные внебюджетные фонды в 1998—2001 гг. оставалась достаточно стабильной, в то время как с 2001 г. произошли заметные изменения, что объяснялось в основном изменениями в законодательстве, введенными в 2001 г. Рассматривая период 2002—2006 гг., необходимо отметить, что в 2003 г. без учета ЕСН, перечисляемого в федеральный бюджет, наблюдался рост отчислений по отношению к ВВП, тогда как в 2004 и 2005 г. последовало их снижение. В 2006 г. поступления во внебюджетные фонды заметно выросли и по отношению к ВВП составили 4,3 %. В то же время, с 2002 г. наблюдалось общее снижение отчислений на социальные нужды.

Если рассмотреть структуру отчислений во внебюджетные фонды, то в 2001—2004 гг. их доли в ВВП оставались достаточно стабильными, в то время как по итогам 2005 и 2006 гг. было зафиксировано заметное снижение поступлений в фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Основной причиной столь заметного падения является снижение пропорций распределения средств от ЕСН в пользу данных внебюджетных фондов. Например, если в 2001 году 4,0 % от ставки ЕСН направлялось в Фонд социального страхования (при налоговой базе до 100 000 рублей), то в 2005 году ее размер был пересмотрен в сторону понижения до 3,2 %. Соответствующие показатели в 2001 и 2005 гг. для отчислений в территориальные фонды обязательного медицинского страхования составляли 3,4 % и 2 %. Напротив, рост доли отчислений в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2005 г. с 0,2 % до 0,8 % способствовал росту поступлений в данный фонд по отношению к ВВП в 2005 и 2006 гг. Наконец, поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на протяжении 2002—2005 гг. относительно ВВП оставались достаточно стабильными на уровне около 2,7 %-2,9 % ВВП и лишь по итогам 2006 г. выросли до 3,51 % ВВП.

На протяжении рассматриваемого периода наибольший объем поступлений налогов и платежей в бюджетную систему обеспечивала промышленность, доля которой в суммарных налоговых поступлениях росла с 44,1 % в 2003 г. до 54,6 % в 2005 г. При этом около 68 % от всех поступлений по промышленности обеспечивается за счет видов деятельности, связанных с добычей полезных ископаемых. Следующим по объему налоговых поступлений разделом является «торговля и общественное питание» («оптовая и розничная торговля» в новой классификации ОКВЭД), доля которого в 2004 г. упала до 10,7 % с приблизительно 15,3 % в 2003 г. Напротив, в 2005 г. наблюдалось некоторое повышение данного показателя до 12,3 %. Поступления по разделу «транспорт и связь» в 2005 году заметно упали (7,1 %) по сравнению с соответствующими показателями 2003 и 2004 гг. (соответственно 9,9 % и 8,4 %). Налоговые поступления от финансовой деятельности в 2005 году составили около 3,5 % суммарных поступлений, в то время как в 2003 и 2004 гг. соответствующий показатель находился на уровне 2,4 % и 2,8 % ВВП. Столь заметный рост объясним, поскольку финансовый рынок Российской 16 °C 2005 года была введена новая классификация по видам экономической деятельности. 88 Федерации на протяжении последних нескольких лет демонстрирует заметные темпы роста. Наконец, поступления по разделу «строительство» к 2005 г. заметно сократились, тогда как, например, поступления от сельскохозяйственного сектора, напротив, выросли. По остальным разделам классификации не удалось провести сопоставления из-за значительных отличий разделов старой и новой классификации, а также отсутствия соответствующих данных. Вместе с тем, если сопоставить сумму показателей по разделам, по которым не удалось добиться соответствия, то в 2003 и 2004 г. этот показатель составлял 21,4 % и 23,7 %, в то время как в 2005 году — 17,8 %. Несмотря на то, что полученные различия по итогам 2005 года могут быть обусловлены различиями в классификации, столь заметное падение может быть обусловлено и снижением поступлений от прочих отраслей экономики.

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему в 2000—2005 гг. постепенно снижалась. Исключением является лишь 2004 г., когда был зафиксирован рост доли налоговой задолженности в ВВП после периода ее снижения. Что касается динамики задолженности по основным налогам, то в отдельные годы она совпадала с динамикой поступлений, тогда как в остальные периоды характеризовалась обратной динамикой. Так, в начале рассматриваемого периода рост доли в ВВП поступлений по налогу на прибыль сопровождался снижением величины задолженности, тогда как последовавший затем заметный спад в объеме поступлений соответствующим образом отразился и на величине задолженности. 89 Восстановление тенденции к росту налоговых поступлений в 2004 г. сопровождалось ростом налоговой задолженности. Динамика задолженности по НДС несколько отличалась от динамики по налогу на прибыль. В частности, несмотря на стабильное снижение доли поступлений по налогу на добавленную стоимость в ВВП с 2001 г., соответствующая доля налоговой задолженности колебалась. По налогу на добычу полезных ископаемых рост поступлений также сопровождался ростом величины задолженности по отношению к ВВП. Лишь по итогам 10 месяцев 2006 года данная тенденция была нарушена и задолженность по платежам в бюджет несколько снизилась. Задолженность по акцизам по отношению к ВВП стабильно снижалась на протяжении всего рассматриваемого периода, несмотря на смешанную динамику непосредственных поступлений от акцизов. Наконец, относительная величина задолженности по ЕСН оставалась довольно стабильной на протяжении 2001—2005 гг. даже при заметных колебаниях поступлений самого налога.

[править] Оценка бюджетных параметров России без учёта вклада нефтегазового сектора и влияния мировых цен на нефть

Достаточно сильная зависимость российской бюджетной системы от экспорта энергоносителей и, таким образом, — от конъюнктуры мировых рынков свидетельствует о наличии заметных рисков, связанных с возможной дестабилизацией государственного баланса. Отчасти для этого в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, призванный аккумулировать доходы конъюнктурного характера для стерилизации избыточного денежного предложения и покрытия выпадающих доходов в будущем при заметном снижении мировых цен на энергоносители. Вместе с тем, Минфин России предлагает внедрить в законодательство коцепцию ненефтегазового бюджета, который не учитывал бы доходы (расходы) от нефтегазового сектора экономики. Средства данного фонда предлагается использоваться для полного или частичного покрытия дефицита ненефтяного бюджетного дефицита. Кроме того, помимо оценок ненефтегазового бюджета Минфина России существуют аналогичные оценки Международного валютного фонда (МВФ).

Ненефтегазовый баланс бюджетной системы Российской Федерации отрицателен. При этом по оценкам МВФ до 2004 г. он плавно рос по отношению к ВВП (с −5,2 % до 4,3 % ВВП), тогда как с 2005 года началось его снижение, вследствие чего по итогам 2006 года он может составить около −7,4 % ВВП. Если же обратиться к оценкам Минфина России, то для 2005 г. они достаточно близки с оценками МВФ, тогда как расхождения для 2006 г. заметно выше. Более того, по оценкам Минфина России по итогам 2006 года можно ожидать некоторого улучшения ненефтегазового баланса федерального бюджета в процентном отношении к ВВП. Приведенные оценки свидетельствуют о том, что при устранении конъюнктурной составляющей доходов бюджетной системы на протяжении последних 5 лет наблюдалось заметное превышение расходов над доходами. Очевидно, что полностью не учитывать нефтегазовые доходы при формировании государственного бюджета нельзя вследствие значимости сырьевого сектора экономики, однако представленные оценки подтверждают актуальность предложений о необходимости их структурирования и дальнейшего использования в соответствии с законодательно определенными механизмами. Помимо расчета ненефтегазового баланса консолидированного и федерального бюджета, необходимо проанализировать влияние мировых цен на отдельные бюджетные показатели и, в частности, величину суммарных налоговых доходов федерального бюджета. В частности, необходимо выделить конъюнктурную (определяемую динамикой мировых цен на нефть) и структурную (не зависящую от динамики нефтяных цен) составляющую налоговых доходов. Для этой цели использовались проведенные Минфином России регрессионные оценки зависимости основных бюджетных показателей от цен на нефть. Согласно полученным оценкам, эластичность налоговых доходов федерального бюджета по ценам на нефть марки Юралс составила около 0,28, то есть рост мировой цены на нефть на $1 приводил к росту налоговых доходов на 0,28 % ВВП. При этом величина конъюнктурной составляющей налоговых доходов оценивалась на основе оценок эластичности зависимости от цен на нефть марки Urals и разницы между фактически наблюдаемой ценой и долгосрочной средней ценой (за период с 1990 по 2006 гг.). Структурная составляющая, напротив, представляет собой разность между фактической долей налоговых доходов федерального бюджета в ВВП и оценкой конъюнктурной составляющей.

На протяжении 1996—1999 годов конъюнктурная составляющая налоговых доходов федерального бюджета как доли в ВВП была отрицательна. Далее, в 2000 г., наблюдался заметный рост данного показателя с −2,1 % ВВП до 0,5 % ВВП, после чего на протяжении 2001 и 2002 гг. она вновь принимала отрицательное значение вследствие падения нефтяных цен в этот период. С 2002 года заметное улучшение ситуации на мировом рынке нефти способствовало заметному увеличению конъюнктурной составляющей, которая по итогам 2005 года составила около 7,0 % ВВП.

[править] Действовавшая на 2004 год налоговая система

На 2004 год в РФ действовала следующая законодательно закреплённая система налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги и сборы:
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на доходы физических лиц;
    • единый социальный налог;
    • государственная пошлина;
    • таможенная пошлина;
    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • налог на операции с ценными бумагами;
    • плата за пользование водными объектами;
    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
    • сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
    • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  2. Региональные налоги и сборы:
    • налог на имущество организаций;
    • лесной доход;
    • транспортный налог;
    • налог на игорный бизнес.
  3. Местные налоги и сборы:
    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу.

В 2004 году в России действовало почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Налогообложение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)
Налоги  НДСНалог на прибыльПодоходный налог с физических лицНДПИ
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
Налоговая политика  Тема налогов в посланиях президента России Федеральному собраниюОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2007–2009 годыОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2010 годыОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годыНалоговые реформы в РоссииНалоговая реформа в России (2000-е годы)Последствия реформы подоходного налога в России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Выплаты налогов ЮКОСомАкцизыЗадержки налоговых платежей в российских банках (1998-1999)Налоговая системаПредложение о снижении в России НДС для СМИ до 10%Министерство Российской Федерации по налогам и сборамНалоговый кодекс Российской ФедерацииВладимир Путин и налогообложение в России


Налоги
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Виды налогов  НДСНалог на прибыльПодоходный налог с физических лицНалог с продаж
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты