Финансы в России в 2000 году


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Хронология

[править] Январь

6 января. Международное рейтинговое агентство Moody’s повысило рейтинг долгосрочных рублевых долгов РФ с Са до Саа 2, прогноз национального потолка валютных облигаций и ценных бумаг РФ на уровне В 3 изменен с негативного на стабильный.[1]

11 января. С 1 января 2000 г. Центральный банк РФ повысил нормативы обязательных резервов для кредитных организаций, включая Сбербанк России: по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады и депозиты в рублях, с 5,5 % до 7 %; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — с 8,5 % до 10 %.[2]

21 января. Центральный банк РФ снизил с 24 января 2000 года ставку рефинансирования /учетную ставку/ с 55 % до 45 % годовых. Ставка рефинансирования в размере 55 % действовала в России с 10 июня 1999 г. Валютный контроль с 1 января 2000 г установлен за всеми экспортными операциями, осуществляемыми как в валюте, так и в рублях. Это стало возможным после вступления в действие совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК N 86-И.[3]

[править] Февраль

1 февраля. Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил положение о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства РФ. Согласно положению, в целевые долговые обязательства Российской Федерации переводятся имеющиеся в наличии у граждан РФ облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные до 1 января 1992 года, сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные до 1 января 1992 года, размещение которых производилось на территории РСФСР.[4]

7 февраля. Миссия МВФ согласовала основные направления налоговой и бюджетной политики на 2000 год в целом.[5]

14 февраля. Россия и Лондонский клуб достигли окончательного решения по реструктуризации всей суммы долга бывшего СССР: Россия получает облегчение долгового бремени в целом на сумму более 16 млрд долл., а погашение оставшейся суммы долга растянуто на 30 лет. Списание долга составит по разным видам существующих инструментов от 33 до 37,5 %. Погашение оставшейся части долга рассрочено на 30 лет, включая 7-летний льготный период, и закончится в 2030 г.[6]

15 февраля. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило рейтинг евробондов РФ и ОВВЗ 4-7-го траншейс ССС до ССС+. Рейтинговый прогноз — позитивный. Долгосрочный рублевый рейтинг РФ повышен с ССС до ССС+, краткосрочный рублевый рейтинг РФ оставлен на уровне С. Рейтинговый прогноз также позитивный.[7]

23 февраля. Правительство РФ приняло решение заключить соглашение с Международным банком реконструкции и развития /МБРР/ о привлечении займа в размере 30 млн долл. для финансирования проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне.[8]

24 февраля. Правительство РФ одобрило программу внешних заимствований на 2000 г. Соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г» внесен в Госдуму.[9]

25 февраля. Госдума РФ в пятницу отклонила законопроект «О списании задолженности по централизованным кредитам, товарному кредиту и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса» предусматривающий списание задолженности, возникшей у предприятий АПК до 1996 года.[10]

[править] Март

6 марта. Совет директоров Центрального банка РФ принял решение о снижении с 7 марта 2000 г ставки рефинансирования с 45 % до 38 % годовых.[11]

20 марта. Совет директоров Центрального банка РФ принял решение снизить с 21 марта 2000 г ставку рефинансирования с 38 % до 33 % годовых.[12]

21 марта. Министерство финансов России полностью завершило новацию по госбумагам.[13]

29 марта. Правительство РФ приняло решение о досрочном погашении в 2000 г за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обслуживание и погашение государственного внутреннего долга, облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом /ОФЗ-ПД/, выпущенных в обращение в результате проведения новации.[14]

30 марта. Правительство Японии распорядилось выделить России очередной кредитный транш на сумму 100 млн долларов.[15]

31 марта. Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении дополнений в статью 73 федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации /Банке России/“». Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О банках и банковской деятельности“».[16]

[править] Апрель

10 апреля. Вступило в силу новое положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг /ФКЦБ/. Международное рейтинговое агентство Moody’s изменило рейтинговый прогноз национального потолка РФ по валютным облигациям В3 и депозитам Саа1 со стабильного на позитивный.[17]

[править] Май

10 мая. Международное рейтинговое агентство Fitch IBCA подняло суверенный рейтинг РФ и рейтинг российских евробондов сразу на два пункта до уровня B-.[18]

18 мая Алексей Кудрин стал заместителем председателя правительства России — министром финансов России.[19]

19 мая. Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о бюджете-2000, связанные с утверждением объемов государственных внешних заимствований на 2000 г.[20]

[править] Июнь

23 июня. Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О федеральном бюджете на 2000 год“». Проект закона предусматривает утверждение в качестве приложения к бюджету Программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 2000 г. При этом предельный объем внешних заимствований /несвязанных финансовых кредитов/ на 2000 г сокращен с 9 млрд долл. до 6 млрд долл. Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2001 г, включая реструктурированную задолженность РФ перед кредиторами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, утвержден в сумме до 158 млрд долл., в том числе задолженность правительства РФ Банку России в сумме до 7,4 млрд долл.[21]

[править] Июль

6 июля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ». Проект документа устанавливает, что часть вторая Налогового кодекса РФ вводится в действие с 1 января 2001 г, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.[22]

18 июля Министерство финансов РФ объявило официальные предложения по обмену долгов Лондонскому клубу. Предполагается, что весь долг б. СССР Лондонскому клубу в размере 31.8 млрд долл. будет обменен на федеральные еврооблигации общим объемом 21.2 млрд долл. При этом облигации PRIN (22.2 млрд долл.) и IAN (6.8 млрд долл.) будут обменены на облигации с началом погашения в 2007 г. и окончательным погашением в 2030 г. Процентная ставка составит 2.25-2.5 % годовых в первый год после выпуска, 5 % — со второго по седьмой год после выпуска и 7.5 %, начиная с восьмого года и до погашения. При этом обмен будет происходить с дисконтом 37.5 % от номинальной стоимости для облигаций PRIN и 33 % для облигаций IAN. Задолженность по начисленным, но невыплаченным процентам по облигациям PRIN и IAN за период по 31 марта 2000 г. (2.8 млрд долл.) предлагается обменять по номинальной стоимости на облигации с частичным (9.5 % от номинала) погашением в момент завершения сделки и, далее, с постепенным погашением в течение 2006—2010 гг. Процентная ставка по данным облигациям составит 8.25 % годовых. Обмен долгов Лондонскому клубу завершится в августе 2000 г.[23]

26 июля Совет Федерации одобрил четыре главы второй части Налогового кодекса: «Акцизы», «НДС», «О едином социальном налоге», «Налог на доходы физических лиц» и закон о введении в действие второй части Налогового кодекса. Принятые законы, в частности, предусматривают:[24]

  • Значительное повышение акцизов на нефтепродукты и другие товары, призванное компенсировать отмену налогов с оборота;
  • Объединение с 1 января 2001 г. социальных платежей, уплачиваемых работодателями с фонда оплаты труда, в единый социальный налог с передачей их сбора Министерству по налогам и сборам. Налог будет взиматься по регрессивной шкале. При этом максимальная ставка снижена с 38.5 % до 35.6 %, а минимальная ставка составляет 2 %, но в течение 2001 г. будет действовать ставка 5 %.
  • Установление с 1 января 2001 г. единой ставки подоходного налога в размере 13 % с увеличением вычетов из налогооблагаемой базы на приобретение лекарств, лечение, образование;
  • Переход в торговле со странами СНГ на уплату НДС по принципу страны назначения, начиная с 1 июля 2001. Поэтапная отмена некоторых льгот (на лекарственные препараты и т. д.). Большинство льгот ликвидируется к началу 2002 г.
  • Ликвидацию налогов с оборота (в настоящий момент — 4 %), но до 1 января 2003 г. сохраняется налог на пользователей автодорог по ставке 1 % с направлением доходов в территориальные дорожные фонды.
  • Повышение максимальной ставки налога на прибыль до 35 % за счет введения дополнительного местного налога по ставке до 5 %, призванного компенсировать отмену налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства. С другой стороны предусматривается существенное расширение налоговых вычетов.

26 июля Совет Федерации одобрил изменения в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся, в частности прав региональных и местных органов власти осуществлять внешние заимствования и ограничений на размер дефицита региональных и местных бюджетов.[25]

27 июля. Международное рейтинговое агентство «Стандард энд Пурз» присвоило намечаемым к выпуску в рамках реструктуризации долгов б. СССР Лондонскому клубу рейтинг B-. Кроме того, был повышен рейтинг уже выпущенных российских федеральных еврооблигаций с CCC+ до B-. Рейтинг российских долгосрочных облигаций, номинированных в национальной валюте, также вырос с CCC+ до B-. При этом рейтинг ОВГВЗ 4-7 серий был подтвержден на уровне ССС+. Суверенный рейтинг России по валютным облигациям в целом сохранился на уровне SD, свидетельствующем о том, что Россия не выполняет свои обязательства по некоторым типам своих государственных облигаций.[26]

[править] Август

В августе Кудрин подготовил свой первый проект бюджета на 2001 год, исходя из $18-19 за баррель Urals.[27]

17 августа Министерство финансов РФ завершило прием заявок на обмен обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на российские еврооблигации. Держатели обязательств обменяли около 99 % бумаг на еврооблигации РФ. Всего к обмену были предложены инструменты PRIN и IAN на сумму 28,63 млрд долл., в том числе инструменты PRIN на сумму 21,94 млрд долл. и IAN на сумму 6,69 млрд. Обмен производится на новые 10-летние еврооблигации объемом 2,8 млрд долл. и 30-летние еврооблигации объемом 18,9 млрд долл. В результате обмена общая сумма долга России перед Лондонским клубом кредиторов сократится до 21,3 млрд долл. Всего до 2030 г Россия выплатит по долгам клубу 44,3 млрд долл.[28]

22 августа Правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2001 год. Также были утверждены проекты бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 г.[29]

29 августа международное рейтинговое агентство Fitch присвоило рейтинг евробондам РФ, выпущенным в рамках обмена обязательств Лондонскому клубу, на уровне В. Рейтинг всех евробондов РФ повышен с В- до В, рейтинговый прогноз — стабильный. ОВВЗ 4-5 транша рейтинг был ССС, ОВВЗ 6-7 транша — ССС+.[30]

30 августа ФКЦБ внесло в правительство проект изменений в Налоговый кодекс, которые направлены на освобождение от налогообложения всех доходов граждан от операций с государственными ценными бумагами, бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами.[31]

[править] Сентябрь

8 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ». Законопроект предоставляет законодательным /представительным/ органам субъектов РФ право устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам и основания для их использования налогоплательщиками и плательщиками сборов в пределах сумм налогов и сборов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты. Госдума ратифицировала Конвенцию между правительством РФ и правительством государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.[32]

[править] Октябрь

6 октября Государственная дума приняла в первом чтении проект закона о бюджете на 2001 г. В первом чтении была одобрена концепция бюджетной политики на 2001 г., а также его основные параметры. Доходы и расходы федерального бюджета на 2001 г., согласно законопроекту, установлены на уровне 1193,5 млрд руб. Валовой внутренний продукт прогнозируется на уровне 7,75 трлн руб., инфляция — 12 %, индекс-дефлятор ВВП — 115,5 %.[33]

20 октября. Дума приняла Проект бюджета на 2001 г. во втором чтении. Основные изменения состоят в следующем. Правительство сократило на 22,1 млрд руб. расходы на финансовую помощь регионам, взамен на передачу территориальным бюджетам всего подоходного налога. Поскольку общая сумма планируемых доходов федерального бюджета осталась неизменной, это означает, что фактически правительство увеличило на данную сумму ожидаемые доходы из остальных источников. Сокращены также расходы на международную деятельность (на 3 млрд руб.), обслуживание долга (на 2.9 млрд руб.) и государственное управление (на 1,2 млрд руб.). Высвобождающиеся средства направлены на увеличение расходов на национальную оборону (на 12,6 млрд руб.), сельское хозяйство (на 5 млрд руб.), образование (на 3 млрд руб.), промышленность, энергетику и строительство (на 2 млрд руб.), правоохранительную деятельность (на 2 млрд руб.), фундаментальные исследования (на 1,5 млрд руб.), здравоохранение и физическую культуру (на 1 млрд руб.). Вместе с более мелкими изменениями суммарное перераспределение расходов составило, таким образом, 29 млрд руб. Решено, что в Закон о бюджете будет включено согласованное между правительством и Думой распределение дополнительных доходов.[34]

26 октября. Правительство рассмотрело объем и распределение дополнительных доходов федерального бюджета в 2000 г. Ожидаемые доходы составляют 1069 млрд руб. (на 272 млрд руб., или 34 % больше чем предусматривалось Законом о бюджете на 2000 г.), расходы — 989 млрд руб. (на 134 млрд руб., или 16 % больше чем по Закону о бюджете). В результате бюджет будет исполнен с профицитом 80 млрд руб. (вместо планировавшегося дефицита в размере 58 млрд руб.[35]

31 октября. Правительство приняло решение переоформить всю кредиторскую задолженность перед ВПК в сумме 32,5 млрд руб. на внутренний долг. Часть этой суммы (5 млрд руб.) будет погашено в текущем году из дополнительных доходов, на оставшуюся часть долга до конца ноября будут выпущены в ценные бумаги, которые будут погашаться в течение нескольких лет.[36]

[править] Ноябрь

В ноябре Алексей Кудрин перевёл Государственный таможенный комитет на казначейское обслуживание, начав реформу управления госфинансами.[37]

3 ноября. Центральный Банк снизил ставку рефинансирования с 28 % до 25 %. Ставка 28 % действовала начиная с 10 июля.[38]

13 ноября международное агентство Moody’s Investors Service повысило рейтинг России с уровня В3 до В2. Рейтинг евробондов не изменился и в результате остался на уровне ниже суверенного.[39]

17 ноября в секции срочного рынка ММВБ прошли первые после кризиса 1998 года торги фьючерсами на доллар США. Торги будут проводиться ежедневно, объем контракта, как и прежде, составит $1 тыс., срок исполнения — один, два и три месяца. При этом была изменена организация гарантийной системы, что должно снизить риски участников торгов. Европейский Союз принял решение предоставить России грант на 92 млн евро ($79 млн.) на реформирование государственного и финансового сектора, развитие малого бизнеса и ядерной безопасности. В свою очередь ЕБРР предоставит кредит в $150 млн на поддержку агропромышленного сектора российской экономики. Бюджетный комитет Госдумы одобрил поправки во вторую часть Налогового кодекса, изменяющие налогообложение доходов, полученных на рынке ценных бумаг. В соответствии с поправками, подоходный налог с таких доходов будет взиматься только раз в год. Граждане получат право вычитать из своего дохода расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг. Убытки прошлых лет также можно будет вычитать из налогооблагаемой базы.[40]

24 ноября Банк России провел валютный аукцион для нерезидентов, имеющих средства на счетах типа «С». Объем проданной иностранной валюты составил 75 млн долл. Суммарный объем поданных заявок превысил предложение в 2,7 раза и составил 205 млн долларов. Изменение механизма проведения конкурса привело к более реалистичному выставлению заявок: спрос на иностранную валюту. Минимальный курс продажи на валютном аукционе был установлен в размере 30,5 руб. за долл. США, что на 9,5 % выше официального значения. Соответственно, реальная цена продажи оказалась несколько выше.[41]

28 ноября Правительство РФ утвердило перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и/или реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога. Постановление вступило в силу с 1 января 2001 г.[42]

30 ноября завершилась новация облигаций внутреннего валютного займа 3-й серии (ОВВЗ-3). Было обменено бумаг на сумму более 1,0 млрд долл., что составило 91 % от их общего количества. На новые валютные бумаги обменены ОВВЗ-3 на сумму 864,7 млн долл. (72 %), на новые рублевые бумаги — на 336,2 млн долл. (28 %).[43]

[править] Декабрь

В декабре Алексей Кудрин подготовил доклад Путину о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли. В 2003—2004 годах на основании этих исследований Минфин готовил поправки к Налоговому кодексу, повысившие экспортные пошлины на нефть и НДПИ, а также материалы Минфина были использованы для формулировки налоговых претензий к ЮКОСу.[44]

1 декабря Госдума приняла в третьем чтении проект закона «О федеральном бюджете на 2001 год». Согласно законопроекту, бюджет сбалансирован по доходам и расходам в сумме 1193,5 млрд руб. при прогнозируемом объеме ВВП 7750 млрд руб. и годовом уровне инфляции 12 %. Предельный размер государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2002 г по долговым обязательствам РФ определен в сумме 575,7 млрд руб.[45]

6 декабря Госдума приняла в первом чтении проекты законов: "О внесении изменений и дополнений в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ и "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле и в федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».[46]

8 декабря рейтинговое агентство Standard & Poors повысило рейтинг РФ по валютным заимствованиям с SD до В-. Прогноз рейтинга изменен на стабильный. Standard & Poors, также отозвало рейтинг на уровне «D» (дефолт) внутреннего валютного облигационного займа 3-ей серии (ОВВЗ-3) в объеме 1,3 млрд долл., которые находились в состоянии дефолта с 14 мая 1999 г., в связи с завершением их реструктуризации. Новым же ОВВЗ восьмого транша объемом 864,7 млн долл. с 3-х процентным купоном и сроком погашения 14 ноября 2007 года, на который были обменены бумаги 3-го транша, присвоен долгосрочный валютный рейтинг приоритетной необеспеченной задолженности «CCC+». Также S&P присвоило долгосрочный рейтинг приоритетной необеспеченной задолженности «В-» (Би минус) облигациям ОФЗ-ПК объемом 8,8 млрд рублей (336,1 млн долл.) со сроком погашения 14 ноября 2003 года. Госдума приняла законопроект о распределении дополнительных доходов федерального бюджета в 2000 г. Согласно проекту закона, дополнительные доходы утверждены в сумме 306 млрд руб., а дополнительные расходы — 159,1 млрд руб.[47]

9 декабря международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service повысило кредитный рейтинг по долгосрочным валютным долговым обязательствам Москвы и Санкт-Петербурга и по долговым обязательствам Москвы в национальной валюте с уровня Саа1 до В3. Прогноз остается на стабильном уровне.[48]

14 декабря Госдума приняла в четвертом чтении закон «О федеральном бюджете на 2001 год».[49]

20 декабря. Совет Федерации на пленарном заседании в среду одобрил федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год».[50]

25 декабря. Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О федеральном бюджете на 2000 год“ в связи с получением дополнительных доходов». Согласно закону, дополнительные доходы составляют 306 млрд руб., из которых 159,1 млрд руб. направляются на увеличение непроцентных расходов федерального бюджета 2000 г. Остальные средства направляются на погашение государственного долга РФ. Закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 20 декабря. Минэкономразвития, Минфин и МНС разработали проект новой модели налогообложения нефтяного сектора. Документ содержит комплексный подход к налоговым, рентовым и таможенным платежам и был разработан совместно с нефтяными компаниями. Как отмечает А. Кудрин, правительство сумеет добиться равной налоговой нагрузки на все нефтяные компании, если поставит под контроль внутрикорпоративные цены. Сейчас эта нагрузка неравномерна.[51]

26 декабря. Счетная палата РФ установила, что объем не зарегистрированной, не классифицированной и полностью документально не подтвержденной внешней задолженности составляет 8,5 млрд долл. США или 5,4 % от общего объема внешнего долга (158,4 млрд долл. США), числящегося по данным Минфина РФ на 1 января 2000 года. Коллегия Счётной палаты констатировала, что процесс управления государственным внешним долгом и учет долговых обязательств в Министерстве финансов РФ не соответствует основным требованиям федерального законодательства. За пять лет действия федерального закона «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» в Минфине России не было создано единой системы учета и регистрации внешних заимствований. До настоящего времени не создана качественная и достоверная процедура регистрации договорных обязательств и гарантий правительства РФ.[52]

27 декабря. Были подписаны федеральные законы N150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», N151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнении статьей 23.1 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“», N152-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год», N153-ФЗ «Об исполнении бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 1999 год».[53]

29 декабря. Министерство финансов РФ и Министерство финансов Белоруссии подписали соглашение о выделении Россией первого транша стабилизационного кредита в 150 млн долл. в размере 30 млн долл. Министерство финансов РФ полностью переоформило задолженность перед Банком России на сумму более 100 млрд руб. Из этой суммы долг на 24 млрд руб. переоформлен в рыночные бумаги с доходностью 18 % годовых, а остальные бумаги являются нерыночными с доходностью 2 % годовых. В частности, долг на сумму 65 млрд руб. является задолженностью по ГКО-ОФЗ с 1998 г, остальные переоформленные бумаги — это векселя, а также прочие виды задолженности Минфина перед ЦБР. Принято Постановление Правительства РФ N1020 «О погашении задолженности федеральных органов исполнительной власти по оплате государственного оборонного заказа». По состоянию на 1 января 2000 г. сумма задолженности 32,5 млрд руб. Министерство финансов должно завершить выверку задолженности к 1 марта 2001 г., после чего до 16,25 млрд руб. будут погашены деньгами, а остальные 16,25 млрд руб. — переоформлены в глобальный сертификат облигаций государственных нерыночных займов. Погашение задолженности должно завершиться к 1 января 2003 г. Были подписаны федеральные законы N166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», N167-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О государственных пенсиях в Российской Федерации“».[54]

[править] Банковская система

С 2000 года российская банковская система стала развиваться по качественно иной модели, чем в первой половине 1990-х годов.[55]

С начала 2000 года российская банковская система начала ориентацию на увеличение доли бизнеса, основанного на выдаче кредитов населению.[56]

С 2000 года российские банки начинают вкладывать значительные средства в развитие и совершенствование комплексной автоматизации всех банковских процессов.[57]

К концу 2000 года российская банковская система не смогла в полной мере преодолеть последствия кризиса 1998 года.[58]

[править] Биржи

В 2000 году ММВБ стала явным лидером среди российских бирж.[59]

В начале 2000 года РТС получает статус фондовой биржи.[60]

[править] Государственные и муниципальные финансы

В 2000 году была начата реформа межбюджетных отношений.[61]

1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс.[62]

14 декабря 2000 года Государственная Дума приняла первый в истории современной России бездефицитный бюджет на 2001 г.[63]

В декабре 2000 года Путин подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год». Бюджет на 2001 год — бездефицитный и утвержден по доходам и расходам в сумме 1 трлн 193 млрд 482,9 млн руб, исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 7 трлн 750 млрд руб. и годового уровня инфляции 12 проц. Предельный размер государственных внешних заимствований определен в сумме 5 млрд долл. Объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ утвержден в 100 млрд 353 млн 722 тыс. руб. Установлен размер фонда регионального развития — 3 млрд 335 млн руб., фонд компенсаций — 33 млрд 381 млн 638 тыс. руб. и фонд развития региональных финансов в сумме, эквивалентной 20 млн долл. Бюджетом 2001 года установлен также предельный размер государственного внутреннего долга на 1 января 2002 года в сумме 575,7 млрд руб. Предельный размер государственных внешних заимствований на 2001 год установлен в сумме 5 млрд долл. Ассигнования на оборону увеличиваются в 2001 г. на 12,6 проц. по сравнению с предлагавшейся ранее правительством суммой в 206 млрд 34 млн руб. На финансирование федеральной целевой программы по восстановлению народного хозяйства Чечни выделяется 4,5 млрд руб. Основным финансовым законом также определена схема распределения возможных дополнительных доходов бюджета. Так, если они составят 70 млрд руб., то 50 проц. их пойдет на погашение долговых обязательств государства, а остальные — на обеспечение приоритетных бюджетных статей. В случае если такие доходы превысят 70 млрд руб., они будут распределяться по тем же направлениям по схеме 70 проц. и 30 проц. соответственно.[64]

В 2000 году доходы федерального бюджета составили 15,4 % ВВП.[65]

В 2000 году капитализация рынка ОФЗ составляла около 250 млрд рублей.[66]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  2. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  3. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  4. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  5. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  6. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  7. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  8. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  9. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  10. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  11. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  12. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  13. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  14. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  15. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  16. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  17. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  18. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  19. http://www.kommersant.ru/doc/1789468
  20. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  21. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  22. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  23. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  24. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  25. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  26. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  27. http://www.kommersant.ru/doc/1789468
  28. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  29. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  30. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  31. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  32. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  33. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  34. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  35. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  36. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  37. http://www.kommersant.ru/doc/1789468
  38. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  39. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  40. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  41. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  42. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  43. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  44. http://www.kommersant.ru/doc/1789468
  45. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  46. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  47. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  48. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  49. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  50. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  51. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  52. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  53. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  54. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  55. [1][2][3][4]
  56. [5][6]
  57. [7][8][9]
  58. [10]
  59. [11]
  60. [12][13]
  61. http://www.rg.ru/anons/arc_2001/0523/2.shtm
  62. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  63. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  64. http://www.smi.ru/00/12/27/185071.html
  65. Влияние цен на нефть на бюджет в России
  66. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/08/Dolgovaya_politika_na_sayt_SSHA.pdf
Финансы в России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Банковская система  Центральный банкРозничный банковский секторСбербанк РоссииВТБВнешэкономбанк
Фондовый рынок  Индекс ММВБИндекс РТС
Страхование  Транспортное страхованиеМедицинское страхование
Лизинг  ВТБ-ЛизингРосагролизинг
Ипотека  Валютная ипотека
Ценные бумаги  АкцииОблигацииДеривативы
Государственные и муниципальные финансы  Консолидированный бюджетФедеральный бюджетГосударственный долг (Внутренний долг, Внешний долг) • Резервный фондФНБГосударственные и муниципальные облигацииБюджетные послания президента РоссииБюджетный кодекс
Биржи  Московская биржаСанкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа
Финансовые реформы  Денежные реформыРеформа финансовой инфраструктуры (2000—е годы)Банковская реформаРеформа валютного регулирования (2000—е годы)Бюджетная реформа (2000-е годы)
Российский рубль  Курсовая политика ЦБИспользование в международных расчётахИспользование в расчётах между странами ЕврАзЭСКурс к доллару СШАВключение рубля в систему CLS
МФЦ  План мероприятий по созданию МФЦ
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Валютный рынокВнешний долгКредитные рейтингиДенежные накопления населенияНациональный расчётный депозитарийРынок производных финансовых инструментовПенсионные фондыНеплатежиИнсайдерская торговляБухгалтерский учётДенежно-кредитная политика
Личные инструменты