Автомобильная промышленность России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Предприятие П. А. Фрезе с 1890 г. наладило сборку единичных экземпляров автомобилей, используя механизмы и трансмиссии французской фирмы «Де Дион Бутон».[1]
Первый российский двухместный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 года Е. А. Яковлевым, и владельцем каретных мастерских П. А. Фрезе.[2]
Первый российский серийный автомобиль по оригинальным разработкам Яковлева-Фрезе, напоминающим модель Бенца, был представлен публике в 1896 году, но в массовое производство запущен не был.[3]
В 1902 году на предприятии П. А. Фрезе был построен первый российский автомобиль с передним расположением двигателя, карданной передачей, с мотором в 8 л.с. и пневматическими шинами.[4]
В 1915 году российским правительством было принято решение о строительстве в России шести специализированных автомобильных заводов, самым значимым из которых был запущенный в 1916 году братьями Рябушинскими в Москве завод «АМО».[5]
Советское автомобилестроение создавалось и развивалось при помощи зарубежных разработок: вплоть до конца Второй мировой войны советские автомобили фактически копировали зарубежные модели.[6]
Первые два автомобилестроительных заводов-гигантов Горьковский автомобильный (ГАЗ) и Московский автосборочный были построены на рубеже 1920-х — 1930-х годов. Большую роль в их создании сыграла американская Ford Motor Company, заключившая договор с советским правительством о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовых типа Ford-AA.[7]
Великая Отечественная война серьёзно затормозила проекты по разработке советского автомобиля для личного пользования.[8]
В 1942 году Иван Лихачёв добился возобновления на ЗИСе выпуска грузовых автомобилей ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С, организовал сборку поступавших из США по ленд-лизу «студебеккеров» — автомобилей повышенной проходимости.[9]
На рубеже 1940-х — 1950-х годов началось массовое производство автомобилей «Москвич-400», «Победа» и ЗиМ.[10]
Скачком в развитии автомобильной промышленности во второй половине ХХ века явилось строительство заводов-гигантов ВАЗ в г. Тольятти и КамАЗ в г. Набережные Челны.[11]
Восстановительный рост автомобильной промышленности России начался в 1995 году и продолжался до кризиса 1998 года.[12]
[править] Виды автомобилей
[править] Легковые автомобили
В 1995 году в России было произведено 835 тыс. легковых автомобилей.[13]
[править] Грузовые автомобили
Производство грузовых автомобилей в России в 2000 году составило 184 тыс. штук.
[править] Лёгкие коммерческие автомобили
В 1994 году завод ГАЗ начал выпуск новых легких коммерческих автомобилей ГАЗ-3302 «ГАЗель».[14]
[править] Полноприводные автомобили
В августе 1941 года в Горьком приступили к серийному производству полноприводного автомобиля, получившего обозначение ГАЗ-64.[15]
[править] Иномарки
В 2000 году в России вовсю шли переговоры сразу нескольких иностранных автоконцернов с российскими автокомпаниями по поводу организации сборки иномарок в России.[16]
[править] Компании и заводы
[править] ВАЗ
В 1970 году состоялся запуск ВАЗа.[17]
В конце 1980-х годов ВАЗ получил возможность самостоятельно выбирать себе руководителя.[18]
На всех конвейерах АвтоВАЗа в 2000 году было собрано 708 373 автомобиля, из них на экспорт ушло 99 тысяч.[19]
[править] ГАЗ
Постановление Президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода было принято 6 апреля 1929 года.[20]
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, а к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.[21]
1 января 1932 года вступил в строй Горьковский автомобильный завод.[22]
[править] Дукс
Крупный московский машиностроительный завод «Дукс» с 1901 по 1910 год изготовил около 400 автомобилей, включая грузовики и автобусы.[23]
[править] Завод «Г. А. Лесснер»
В 1901 году завод «Г. А. Лесснер» решил приступить к освоению производства автомобилей. Тогда же, в 1901 г., АО «Г. А. Лесснер» приобрело у фирмы «Даймлер» лицензии на постройку двигателей и автомобилей, среди которых большинство было сконструировано выдающимся русским инженером Б. Г. Луцким, ставшим по совместительству консультантом завода «Г. А. Лесснер», после чего Б. Г. Луцкий доставил в Санкт-Петербург для эксплуатационных испытаний два грузовика собственной конструкции. Испытания прошли успешно. Автомобильное производство на «Лесснере» просуществовало с 1905 по 1910 г. В течение этого периода было изготовлено несколько десятков машин — легковых, грузовых, пожарных, а также автобусов. Так что это производство можно считать первым серийным выпуском российской автомобильной продукции.[24]
[править] Русско-Балтийский вагонный завод
Первые попытки выпуска автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) относятся к 1907 году, причём сначала использовались импортные детали, но с 1910 г. — только собственные. Первый автомобиль был выпущен с завода 27 мая 1909 г. и подвергнут тщательным испытаниям. При поездке из Риги в Санкт-Петербург он преодолел расстояние в 600 верст за 8 часов. Затем коляска участвовала в пробеге Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург. По отзывам современников, пробег прошел «как легкая прогулка» и без штрафных очков. После первых испытаний и пробегов завод убедился в прочности и полной пригодности автомобилей данного типа для российских дорог и приступил к их серийному производству. Первые машины РБВЗ имели двигатели мощностью 12, 24 и 40 л.с. В дальнейшем завод освоил выпуск разнообразных типов автомобилей: лимузины, ландоле, дубль-фаэтоны, грузовики, в том числе и с кузовами для доставки мелких товаров, омнибусы, а также подвижной состав специального назначения. Основная сложность заключалась в отсутствии стали нужных сортов, необходимой для изготовления автомобильных деталей. В результате завод создал собственное производство стали и освоил выпуск даже таких деталей, как штампованные рамы, колеса, алюминиевое литьё, радиаторы.[25]
[править] Модели
[править] АЗЛК-2141
В 1986 г. начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко».[26]
[править] ВАЗ-2101
С 1970 по 1983 год было выпущено 2.702.657 автомобилей ВАЗ-2101.
[править] ВАЗ-2102
ВАЗ-2102 — это модифицированная версия автомобиля ВАЗ-2101 с кузовом «универсал», которая производилась АвтоВАЗом с 1971 по 1984 год.
[править] ВАЗ-2103
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103.
[править] ВАЗ-21099
Весной 1990 года к конвейерному выпуску был подготовлен ВАЗ-21099. Производство стартовало только к концу 1990 года из-за задержки поставок комплектующих.[27]
[править] ВАЗ-2110
В 1995 году появилась первая «десятка» — ВАЗ-2110.[28]
Хотя на конвейер ВАЗ-2110 встал в 1995 году, но в широкую продажу вышел только в 1996-м. К тому времени технологии в мировом автопроме вышли на новый уровень, и прорывную для АвтоВАЗа «десятку» уже нельзя было назвать абсолютной новинкой. Однако для российского автопрома она стала большим скачком вперед. На машине был установлен бортовой компьютер, гидроусилитель руля и электрические стеклоподъемники, в деталях кузова использовался оцинкованный металл.[29]
[править] ВАЗ-2120
Семиместный полноприводный минивэн ВАЗ-2120 выпустили на Волжском автозаводе в 1998 году.[30]
[править] ВАЗ-2123
В 2000-м выпустили новый внедорожник ВАЗ-2123.[31]
[править] ВАЗ-2131 Нива 4х4
ВАЗ-2131 Нива 4х4 выпускалась в Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года.
[править] ГАЗ
7 апреля 1948 года выпущен миллионный автомобиль марки «ГАЗ».[32]
28 февраля 1967 года собран пятимиллионный автомобиль марки «ГАЗ».[33]
[править] ГАЗ-3102
Номенклатурная модель ГАЗ-3102 выпускалась в Горьком с 1981 года параллельно с массовым ГАЗ-24.[34][35]
В апреле 1982 года начат серийный выпуск автомобиля ГАЗ-3102 «Волга».[36]
[править] ГАЗ-31029 «Волга»
В марте 1991 года на конвейер встала ГАЗ-31029 «Волга», которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года.[37]
[править] ГАЗ-69
В июле 1953 года освоен серийный выпуск автомобиля ГАЗ-69 (выпускался до 1956 г., всего собрано 68 125 машин).[38]
[править] ЗАЗ-965 «Запорожец»
ЗАЗ-965 «Запорожец» встал на конвейер в 1960 г.[39]
[править] ЗиЛ-41045
При Андропове на Заводе им. Лихачева началось производство лимузина ЗиЛ-41045. Новинка комплектовалась двигателем объемом 7,7 л, который работал в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Бронированная машина весом 3335 кг разгонялась до 190 км в час. В отделке салона использовалась карельская береза, велюр и кожа аргентинского буйвола.[40]
[править] ЗиС-101
Лимузин ЗИС-101 был выпущен в конце 1930-х годов для влиятельных партийных и правительственных чиновников.[41]
[править] Москвич-407
«Москвич-407» выпускали с 1958 по 1963 г. и активно экспортировали в страны соцлагеря и в Западную Европу.[42]
«Москвич-407» отличался обилием хрома, молдингами вдоль боковины, удобным багажником, мощным для того времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне устанавливали часы, отопитель и радиоприемник.[43]
[править] Москвич-433
В 1967 г. на АЗЛК стартовало производство, наверное, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433».[44]
[править] Руссо-Балт
Первые серийные автомобили марки Руссо-Балт сошли с конвейера в 1909 году, но из-за начавшейся вскоре войны их выпуск был прекращен.[45]
[править] BMW
В 1999 году калининградский «Автотор» начал производить автомобили BMW.[46]
[править] Lada 110
Абсолютно новое семейство автомобилей Lada было запущено в 1995 г. — Lada 110.[47]
[править] Lada 4x4 5D
В 1995 г. свет увидела Lada 4x4 5D, то есть удлиненная на 50 см пятидверная модель классической «Нивы». Машина выпускалась с 1995 года.[48]
[править] Renault
В первой половине 2000 года на московском предприятии «Автофрамос» было выпущено около 1000 автомобилей Renault.[49]
[править] Показатели
[править] Объём производства автомобилей
В 1928—1932 годах в СССР было выпущено 56,8 тыс. автомобилей.[50]
В 2000 году производство автомобилей в России увеличилось на 23 % по сравнению с 1999 годом, было собрано 969 240 автомобилей.[51]