Самолётостроение России в XX веке
Материал из Documentation.
В 1909—1911 годах в России производство самолётов начали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и Ко» и Русско-Балтийский вагонный завод (Санкт-Петербург).[1]
До 1920-х годов постройка и сборка самолётов осуществлялись на нескольких заводах: Русско-Балтийском вагонном (Рига), Щетинина и Лебедева (в Петрограде), «Дукс» (в Москве), «Анатра» (в Одессе) и в мелких мастерских др. городов.[2]
Содержание |
[править] Виды самолётов
[править] Военные самолёты
Серийные экземпляры Ту-160 с 1984 года выпускались на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО, ныне — Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова).[3]
[править] Среднемагистральные пассажирские самолёты
Серийное производство Ту-204 началось в 1990 году.[4]
[править] Модели
[править] Ан-2
Производство и эксплуатация самолёта Ан-2 начались в 1948 году.[5]
[править] Ан-10
Самолёт Ан-10 производился всего три года на авиазаводе в Воронеже — было выпущено 108 машин.[6]
[править] Ан-12
Самолёты Ан-12 начали выпускаться с 1957 года.[7]
[править] Ан-12БК
В 1966 году Ташкентский авиазавод освоил серийное производство Ан-12БК.[8]
Ан-12БК выпускался на заводе в Ташкенте до 1972 года.[9]
[править] Ан-14
Серийное производство Ан-14 началось в 1965 году в Арсеньеве.[10]
[править] Ан-22
Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе.[11]
[править] Ан-30
В серию на киевском авиазаводе Ан-30 запущен в 1970 г.[12]
[править] Ан-124
Поскольку СССР значительно позже создал самолет Ан-124 чем США С-5А, то чтобы наверстать упущенное было принято решение запустить серийное производство до окончания летных испытаний. А поскольку большинство оборудования и, особенно, двигатели были созданы впервые, то было огромное количество отказов.[13]
10 октября 1985 года состоялась выкатка из цеха окончательной сборки Ульяновского авиационного промышленого комплекса первого самолета Ан-124. После всех наземных отработок 30 октября «Руслан», построенный ульяновскими авиастроителями, поднялся в небо.[14]
[править] Ил-96
ВАСО выпускает Ил-96-300 с 1992 года.[15]
[править] Ту-134
Серийное производство Ту-134 было прекращено в 1984 году.[16]
[править] ХАИ-1
Самолёт ХАИ-1 выпускался серийно — всего произведено 43 машины.[17]
[править] Государственная политика
В сентябре 1939 г. Комитет обороны при СНК СССР принял постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». Наркомату авиационной промышленности поручили закончить строительство и реконструкцию 18 самолетостроительных заводов не позднее декабря 1941 г.[18]
[править] Показатели
[править] Объём производства
В 1930—1931 гг. авиационная промышленность выпускала в среднем 860 самолётов в год.[19]
В 1932—1933 гг. авиационная промышленность выпускала в среднем 2600 самолетов в год.[20]
За первую половину 1941 года в СССР было выпущено 6 тыс. самолётов.
За I полугодие 1941 года авиационная промышленность СССР выпустила новых самолётов: МиГ-3 — 1289, ЛаГГ-3 — 322, Як-1 — 335, Ил-2 — 249, Пе-2 и Пе-3 — 458.
В период Великой Отечественной войны авиационная промышленность СССР выпустила св. 125 600 самолётов.[21]
[править] Заводы
В 1939 г. база самолетостроения СССР насчитывала 17 серийных заводов.[22]
В 1940 г. база самолетостроения СССР насчитывала 21 серийный завод.[23]
В июне 1941 г. база самолетостроения СССР насчитывала 24 серийных завода.[24]