Самолётостроение России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

Содержание

[править] Виды самолётов

[править] Военные самолёты

В 2021 году Россией были поставлены на экспорт следующие военные самолеты нового производства:[1]

  • два истребителя Су-30МКИ(А) производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — в Алжир. Это первые самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 дополнительных истребителей Су-30МКИ(А);
  • два истребителя Су-30СМЭ производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — в Мьянму. Это первые самолеты по контракту 2018 года на поставку Мьянме, предположительно, шести самолетов Су-30СМЭ;
  • 10 истребителей МиГ-29М/М2 постройки Луховицкого авиационного завода (ЛАЗ) имени П. А. Воронина АО "РСК «МиГ» — в Алжир. Это заключительные самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 истребителей МиГ-29М/М2 (первые четыре были поставлены в октябре 2020 года);
  • шесть (или все 12) учебно-боевых самолетов Як-130 производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — во Вьетнам. Это самолеты по контракту 2019 года на поставку Вьетнаму 12 самолетов Як-130.

[править] Гражданские самолёты

За 2008—2018 годы российские заводы выпустили более 200 гражданских самолётов.[2]

[править] Региональные турбовинтовые самолёты

Решение об организации серийного производства самолётов Ил-114 было принято в мае 2016 года.[3]

[править] Среднемагистральные пассажирские самолёты

«КАПО имени Горбунова» начало серийное производство среднемагистральных пассажирских самолётов Ту-214 в 2001 году.

[править] Модели

[править] Ан-140

Первый самолёт Ан-140 российской сборки был произведён в 2005 году.[4]

[править] Ан-148

Первый серийный Ан-148 был построен в 2009 году в России.[5]

В 2013 году воронежский завод подписал с Минобороны России соглашение о строительстве 15 самолётов Ан-148 до 2018 года.[6]

[править] Бе-200

В 2021 году Морской авиации ВМФ России были переданы оба законтрактованных самолета-амфибии в исполнении специализированного поисково-спасательного самолета Бе-200ПС (фактически это самолеты Бе-200ЧС без функции пожаротушения), построенных в Таганроге ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК; входит в состав ОАК) — машины с бортовыми номерами «21 желтый» (регистрационный номер RF-88456, серийный номер 355, совершил первый полет 10 ноября 2020 года, был передан ВМФ в начале 2021 года) и «23 желтый» (регистрационный номер RF-88457, серийный номер 356, первый полет 16 июня 2021 года, был передан ВМФ в сентябре 2021 года). Оба они вошли в состав 190-го учебного смешанного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске. Оба самолета стали завершающими по контракту 2018 года Министерства обороны России с ОАК на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов-амфибий Бе-200 — одного в варианте Бе-200ЧС и двух в варианте Бе-200ПС (фактически Бе-200ЧС без функции пожаротушения).[7]

[править] Ил-76

Строительство самолетов Ил-76МД-90А на «Авиастаре» велось по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А на сумму 139,42 млрд рублей. Ввиду сильного затягивания реализации контракта и роста фактической стоимости самолётов, в мае 2020 года Министерство обороны России на новых условиях перезаключило с «Авиастаром» контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.[8]

Завод «Авиастар-СП» в течение 2020 года поднял в воздух три самолета Ил-76МД-90А новой постройки — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, первый полет 17 марта), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря.[9]

29 января 2021 года Министерству обороны России были переданы три самолета Ил-76МД-90А, построенные на «Авиастар-СП» в течение 2020 года — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, совершил первый полет 17 марта 2020 года), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа 2020 года), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря 2020 года). Эти три Ил-76МД-90А являлись пятым, шестым и седьмым бортами, построенным АО «Авиастар-СП» по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А.[10]

В сентябре и декабре 2021 года Министерству обороны России были сданы только два новых самолета Ил-76МД-90А — борта с заводскими номерами 0206 (регистрационный номер RF-78661, первый полет в Ульяновске 10 июня 2021 года) и 0207 (регистрационный номер RF-78662, первый полет 4 октября 2021 года). Это восьмой и девятый борта по контракту 2012 года.[11]

[править] Ил-96

В 2009 году производство самолёта Ил-96-300 было временно прекращено.[12]

Контракт на постройку для СЛО «Россия» двух дополнительных самолетов-воздушных пунктов управления Ил-96-300ПУ(М1) с регистрационными номерами RA-96024 (серийный номер 0024, предположительный заводской номер 74393203024) и RA-96025 (серийный номер 0025, предположительный заводской номер 74393203025) был заключен ОАК в конце 2015 года. Оба борта по этому контракту были завершены постройкой в 2021 году.[13]

Очередной самолёт Ил-96-300 ВАСО передало летному отряду «Россия» 22 июля 2016 года.[14]

В 2021 году на ВАСО достроили и подняли в воздух два самолета Ил-96-300ПУ (в апреле и августе).[15]

[править] Ил-114

В 2019 году состоялась выкатка первого опытного пассажирского самолета Ил-114-300 на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова (Московская область).[16]

[править] МВ-500

6 сентября 2018 года самолёт МВ-500 получил сертификат типа и стал первым в современной России сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения.[17]

22 мая 2019 года в Татарстане началось строительство предприятия по серийному производству самолётов МВ-500. В мероприятии приняли участие первые лица Татарстана — Президент РТ Рустам Минниханов, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, а также представители Государственной корпорации «Ростех» — генеральный директор Сергей Чемезов, заместитель директора Александр Назаров и индустриальный директор Сергей Абрамов.[18]

[править] МС-21

Самолёт МС-21-300 первый полёт совершил 28 мая 2017 года.[19]

16 августа 2019 года на Иркутском авиационном заводе состоялся запуск первой очереди производственного корпуса АО «ПРОМТЕХ-ИРКУТСК» (входит в группу компаний «Промышленные технологии») по изготовлению жгутов и трубопроводов пассажирского самолета МС-21.[20]

В 2019 году состоялся первый полёт четвёртого опытного самолета МС-21-300 на аэродроме Иркутского авиационного завода (Иркутская область).[21]

В 2020 году состоялся первый полёт опытного образца ближне-среднемагистрального самолета МС-21 на отечественном двигателе ПД-14 (Московская область).[22]

17 октября 2022 года было сообщено, что правительство России выделило 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21.[23]

[править] Ту-214

28 мая 2021 года в Казани были начаты летные испытания построенного на Казанском авиационном заводе (КАЗ) имени С. П. Горбунова (филиале ПАО «Туполев») нового самолета Ту-214 (заводской номер 44912034, серийный номер 534, регистрационный номер RA-64534).[24]

[править] Як-42

Серийное производство Як-42 было прекращено в 2010 году (фактически, выпуск Як-42 после 2003 года был очень незначителен).[25]

[править] Diamond DA42Т

С 2017 по 2020 годы по первому контракту с Министерством обороны России УЗГА осуществил сборку 35 машин Diamond DA42Т.[26]

25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерство обороны России заключило с УЗГА контракт на поставку начиная с 2021 года 20 дополнительных учебно-тренировочных самолетов Diamond DA42Т, которые предназначены для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов для подготовки курсантов военно-транспортной авиации ВКС России.[27]

Видимо, ВКС России в 2021 году получили также очередные легкие двухмоторные учебно-тренировочные самолеты Diamond DA42Т, собираемые АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) из машинокомплектов производства австрийской компании Diamond Aircraft Industries.[28]

[править] SSJ

3 февраля 2011 года Авиационный регистр Международного авиационного комитета (МАК) выдал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet 100.

В 2018 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ПАО «Аэрофлот» подписали соглашение о поставке ста новых самолетов Superjet 100.[29]

В 2019 году была осуществлена поставка первых пяти самолётов SSJ-100 ПАО «Аэрофлот» в рамках соглашения на 100 самолетов, подписанного в 2018 году между ПАО «Аэрофлот» и АО «Гражданские самолеты Сухого».[30]

Суммарно на 31 декабря 2021 года построено вместе с опытными образцами 219 самолётов семейства «Суперджет-100».[31]

2 апреля 2023 года было сообщено, что первый лётный экземпляр SSJ New (номер 97001), оснащенный двигателями SaM146, проходит отработку под током на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Также было сообщено, что первый серийный SSJ New с номером 97004 находится в цехе окончательной сборки, стыковка его планера завершена.[32]

[править] Компании

[править] ОАК

В феврале 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).[33]

В 2006 году была создана «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК), объединившая в себе большинство самолётостроительных заводов и самолётных КБ России.[34]

В 2014 году общий объём производства самолётов на предприятиях «ОАК» составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолёта для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолёта.[35]

26 марта 2015 года президент России принял решение об увеличении уставного капитала АО «ОАК» на 100 млрд рублей в целях реструктуризации задолженности «ГСС» в 2015 году.

Твёрдый портфель заказов ОАК на конец 2015 года — 550 самолётов на сумму в 1 млрд 375 млн рублей.[36]

В 2015 году «ОАК» поставил заказчикам 157 самолётов, в том числе в рамках гособоронзаказа — 92 штуки, на экспорт — 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов — 31 единица.[37]

В октябре 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» 92,31 % акций ОАК.[38][39]

«Ростех» получил контроль над «ОАК» в 2018 году.[40]

В марте 2020 года было объявлено, что процесс вхождения ОАК в «Ростех» завершился.[41]

В августе 2020 года индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заявил, что долги ОАК перед банками составляют около 530 млрд руб.[42]

[править] Туполев

Вадим Владимирович Королев с 2015 года работал в должности заместителя генерального директора АО «Туполев».[43]

В 2021 году в рамках централизации управления предприятиями ОАК функции единоличного исполнительного органа ПАО «Туполев» были переданы в ПАО «ОАК».[44]

Управляющим директором ПАО «Туполев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с 23 июня 2021 года назначен Вадим Королев, сменив на этом посту Рониса Шарипова.[45]

[править] Предприятия

[править] Казанский авиационный завод

По состоянию на май 2017 года велась модернизация Казанского авиационного завода.[46]

История самолётостроения России
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Авиационная промышленность России в XXI веке
Виды летательных аппаратов  СамолётыВертолётыБеспилотные летательные аппараты
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты