Самолётостроение России в XXI веке
Материал из Documentation.


Содержание |
[править] Виды самолётов
[править] Военные самолёты
В 2021 году Россией были поставлены на экспорт следующие военные самолеты нового производства:[1]
- два истребителя Су-30МКИ(А) производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — в Алжир. Это первые самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 дополнительных истребителей Су-30МКИ(А);
- два истребителя Су-30СМЭ производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — в Мьянму. Это первые самолеты по контракту 2018 года на поставку Мьянме, предположительно, шести самолетов Су-30СМЭ;
- 10 истребителей МиГ-29М/М2 постройки Луховицкого авиационного завода (ЛАЗ) имени П. А. Воронина АО "РСК «МиГ» — в Алжир. Это заключительные самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 истребителей МиГ-29М/М2 (первые четыре были поставлены в октябре 2020 года);
- шесть (или все 12) учебно-боевых самолетов Як-130 производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — во Вьетнам. Это самолеты по контракту 2019 года на поставку Вьетнаму 12 самолетов Як-130.
[править] Гражданские самолёты
За 2008—2018 годы российские заводы выпустили более 200 гражданских самолётов.[2]
[править] Региональные турбовинтовые самолёты
Решение об организации серийного производства самолётов Ил-114 было принято в мае 2016 года.[3]
[править] Среднемагистральные пассажирские самолёты
«КАПО имени Горбунова» начало серийное производство среднемагистральных пассажирских самолётов Ту-214 в 2001 году.
[править] Модели
[править] Ан-140
Первый самолёт Ан-140 российской сборки был произведён в 2005 году.[4]
[править] Ан-148
Первый серийный Ан-148 был построен в 2009 году в России.[5]
В 2013 году воронежский завод подписал с Минобороны России соглашение о строительстве 15 самолётов Ан-148 до 2018 года.[6]
[править] Бе-200
В 2021 году Морской авиации ВМФ России были переданы оба законтрактованных самолета-амфибии в исполнении специализированного поисково-спасательного самолета Бе-200ПС (фактически это самолеты Бе-200ЧС без функции пожаротушения), построенных в Таганроге ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК; входит в состав ОАК) — машины с бортовыми номерами «21 желтый» (регистрационный номер RF-88456, серийный номер 355, совершил первый полет 10 ноября 2020 года, был передан ВМФ в начале 2021 года) и «23 желтый» (регистрационный номер RF-88457, серийный номер 356, первый полет 16 июня 2021 года, был передан ВМФ в сентябре 2021 года). Оба они вошли в состав 190-го учебного смешанного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске. Оба самолета стали завершающими по контракту 2018 года Министерства обороны России с ОАК на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов-амфибий Бе-200 — одного в варианте Бе-200ЧС и двух в варианте Бе-200ПС (фактически Бе-200ЧС без функции пожаротушения).[7]
[править] Ил-76
Строительство самолетов Ил-76МД-90А на «Авиастаре» велось по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А на сумму 139,42 млрд рублей. Ввиду сильного затягивания реализации контракта и роста фактической стоимости самолётов, в мае 2020 года Министерство обороны России на новых условиях перезаключило с «Авиастаром» контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.[8]
Завод «Авиастар-СП» в течение 2020 года поднял в воздух три самолета Ил-76МД-90А новой постройки — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, первый полет 17 марта), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря.[9]
29 января 2021 года Министерству обороны России были переданы три самолета Ил-76МД-90А, построенные на «Авиастар-СП» в течение 2020 года — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, совершил первый полет 17 марта 2020 года), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа 2020 года), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря 2020 года). Эти три Ил-76МД-90А являлись пятым, шестым и седьмым бортами, построенным АО «Авиастар-СП» по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А.[10]
В сентябре и декабре 2021 года Министерству обороны России были сданы только два новых самолета Ил-76МД-90А — борта с заводскими номерами 0206 (регистрационный номер RF-78661, первый полет в Ульяновске 10 июня 2021 года) и 0207 (регистрационный номер RF-78662, первый полет 4 октября 2021 года). Это восьмой и девятый борта по контракту 2012 года.[11]
[править] Ил-96
В 2009 году производство самолёта Ил-96-300 было временно прекращено.[12]
Контракт на постройку для СЛО «Россия» двух дополнительных самолетов-воздушных пунктов управления Ил-96-300ПУ(М1) с регистрационными номерами RA-96024 (серийный номер 0024, предположительный заводской номер 74393203024) и RA-96025 (серийный номер 0025, предположительный заводской номер 74393203025) был заключен ОАК в конце 2015 года. Оба борта по этому контракту были завершены постройкой в 2021 году.[13]
Очередной самолёт Ил-96-300 ВАСО передало летному отряду «Россия» 22 июля 2016 года.[14]
В 2021 году на ВАСО достроили и подняли в воздух два самолета Ил-96-300ПУ (в апреле и августе).[15]
[править] Ил-114
В 2019 году состоялась выкатка первого опытного пассажирского самолета Ил-114-300 на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова (Московская область).[16]
[править] МВ-500
6 сентября 2018 года самолёт МВ-500 получил сертификат типа и стал первым в современной России сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения.[17]
22 мая 2019 года в Татарстане началось строительство предприятия по серийному производству самолётов МВ-500. В мероприятии приняли участие первые лица Татарстана — Президент РТ Рустам Минниханов, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, а также представители Государственной корпорации «Ростех» — генеральный директор Сергей Чемезов, заместитель директора Александр Назаров и индустриальный директор Сергей Абрамов.[18]
[править] МС-21
Самолёт МС-21-300 первый полёт совершил 28 мая 2017 года.[19]
16 августа 2019 года на Иркутском авиационном заводе состоялся запуск первой очереди производственного корпуса АО «ПРОМТЕХ-ИРКУТСК» (входит в группу компаний «Промышленные технологии») по изготовлению жгутов и трубопроводов пассажирского самолета МС-21.[20]
В 2019 году состоялся первый полёт четвёртого опытного самолета МС-21-300 на аэродроме Иркутского авиационного завода (Иркутская область).[21]
В 2020 году состоялся первый полёт опытного образца ближне-среднемагистрального самолета МС-21 на отечественном двигателе ПД-14 (Московская область).[22]
17 октября 2022 года было сообщено, что правительство России выделило 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21.[23]
[править] Ту-214
28 мая 2021 года в Казани были начаты летные испытания построенного на Казанском авиационном заводе (КАЗ) имени С. П. Горбунова (филиале ПАО «Туполев») нового самолета Ту-214 (заводской номер 44912034, серийный номер 534, регистрационный номер RA-64534).[24]
[править] Як-42
Серийное производство Як-42 было прекращено в 2010 году (фактически, выпуск Як-42 после 2003 года был очень незначителен).[25]
[править] Diamond DA42Т
С 2017 по 2020 годы по первому контракту с Министерством обороны России УЗГА осуществил сборку 35 машин Diamond DA42Т.[26]
25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерство обороны России заключило с УЗГА контракт на поставку начиная с 2021 года 20 дополнительных учебно-тренировочных самолетов Diamond DA42Т, которые предназначены для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов для подготовки курсантов военно-транспортной авиации ВКС России.[27]
Видимо, ВКС России в 2021 году получили также очередные легкие двухмоторные учебно-тренировочные самолеты Diamond DA42Т, собираемые АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) из машинокомплектов производства австрийской компании Diamond Aircraft Industries.[28]
[править] SSJ
3 февраля 2011 года Авиационный регистр Международного авиационного комитета (МАК) выдал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet 100.
В 2018 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ПАО «Аэрофлот» подписали соглашение о поставке ста новых самолетов Superjet 100.[29]
В 2019 году была осуществлена поставка первых пяти самолётов SSJ-100 ПАО «Аэрофлот» в рамках соглашения на 100 самолетов, подписанного в 2018 году между ПАО «Аэрофлот» и АО «Гражданские самолеты Сухого».[30]
Суммарно на 31 декабря 2021 года построено вместе с опытными образцами 219 самолётов семейства «Суперджет-100».[31]
2 апреля 2023 года было сообщено, что первый лётный экземпляр SSJ New (номер 97001), оснащенный двигателями SaM146, проходит отработку под током на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Также было сообщено, что первый серийный SSJ New с номером 97004 находится в цехе окончательной сборки, стыковка его планера завершена.[32]
[править] Компании
[править] ОАК
В феврале 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).[33]
В 2006 году была создана «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК), объединившая в себе большинство самолётостроительных заводов и самолётных КБ России.[34]
В 2014 году общий объём производства самолётов на предприятиях «ОАК» составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолёта для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолёта.[35]
26 марта 2015 года президент России принял решение об увеличении уставного капитала АО «ОАК» на 100 млрд рублей в целях реструктуризации задолженности «ГСС» в 2015 году.
Твёрдый портфель заказов ОАК на конец 2015 года — 550 самолётов на сумму в 1 млрд 375 млн рублей.[36]
В 2015 году «ОАК» поставил заказчикам 157 самолётов, в том числе в рамках гособоронзаказа — 92 штуки, на экспорт — 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов — 31 единица.[37]
В октябре 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» 92,31 % акций ОАК.[38][39]
«Ростех» получил контроль над «ОАК» в 2018 году.[40]
В марте 2020 года было объявлено, что процесс вхождения ОАК в «Ростех» завершился.[41]
В августе 2020 года индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заявил, что долги ОАК перед банками составляют около 530 млрд руб.[42]
[править] Туполев
Вадим Владимирович Королев с 2015 года работал в должности заместителя генерального директора АО «Туполев».[43]
В 2021 году в рамках централизации управления предприятиями ОАК функции единоличного исполнительного органа ПАО «Туполев» были переданы в ПАО «ОАК».[44]
Управляющим директором ПАО «Туполев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с 23 июня 2021 года назначен Вадим Королев, сменив на этом посту Рониса Шарипова.[45]
[править] Предприятия
[править] Казанский авиационный завод
По состоянию на май 2017 года велась модернизация Казанского авиационного завода.[46]