Военное самолётостроение России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды самолётов

[править] Бомбардировщики

[править] Стратегические бомбардировщики

[править] Ту-160

В 2015 году стало известно о решении возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М.[1]

Программа воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развёрнута по решению Президента России Владимира Путина. В рамках выполнения программы по государственному контракту между Минпромторгом России и «Туполев» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на самолёт Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолёта, сформирована новая кооперация из передовых предприятий промышленности в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, основная часть которых входит в Госкорпорацию Ростех.[2]

Один самолет Ту-160 («Петр Дейнекин») был достроен в 2018 году из советского задела и в 2019 году проходил испытания.[3]

25 января 2018 года Министерство обороны России в присутствии Президента России В. В. Путина подписало в Казани с ПАО «Туполев» контракт стоимостью 160 млрд рублей на строительство до 2027 года десяти новых бомбардировщиков Ту-160М (также иногда обозначаемых Ту-160М2).[4][5]

В декабре 2019 года было сообщено, что серийное производство модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М развернуто.[6]

Первый (опытный) бомбардировщик Ту-160М, построенный по контракту от 25 января 2018 года (серийный номер 8-05), был изготовлен из задела, оставшегося с советских времен и совершил первый полет в Казани 12 января 2022 года в ещё неокрашенном виде.[7]

В январе 2022 года Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров подчеркнул: «Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации М, с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления самолетом, навигационных систем, систем управления вооружением. Большую роль в восстановлении производства уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: было обновлено оборудование цехов, летно-испытательная база, запущена в работу крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. Сегодня мы видим значительные перспективы для платформы Ту-160: дальнейшее развитие позволит использовать ее для новых видов вооружения, в том числе перспективных».[8]

30 декабря 2022 года ОАК объявила о выкатке и передаче на лётно-испытательную станцию КАЗ второго бомбардировщика Ту-160М новой постройки.[9]

[править] Фронтовые бомбардировщики

[править] Су-34

С 2006 года серийную сборку Су-34 осуществляет Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.[10]

В начале 2012 года Минобороны России заключило с компанией «Сухой» соглашение на изготовление и поставку 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.[11]

В 2020 году Минобороны России заключило контракт с компанией «Сухой» на производство 24 самолётов Су-34.[12]

По имеющейся информации, Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова (НАЗ им. В. П. Чкалова) — филиал ПАО «Компания „Сухой“» (в составе ОАК) в 2021 году передал ВКС России шесть фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые стали первыми самолетами, построенными по заключенному в июне 2020 года Министерством обороны Российской Федерации с ОАК новому трехлетнему контракту на строительство 24 бомбардировщиков Су-34.[13]

В течение 2022 года Новосибирский авиационный завод (НАЗ) имени В. П. Чкалова ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» поставил ВКС России десять бомбардировщиков Су-34М (Су-34НВО). Самолёты были поставлены тремя партиями — в июне (четыре самолёта), в ноябре (три) и в конце декабря (три). Эти самолеты были, предположительно, изготовлены по заключенному в июне 2020 года Министерством обороны Российской Федерации с ОАК новому трехлетнему контракту на строительство 24 модернизированных бомбардировщиков Су-34М (Су-34НВО).[14]

В августе 2022 года, по имеющейся информации, Министерство обороны России заключило с «ОАК» новый контракт на изготовление еще некоторого количества самолетов Су-34М (по неофициальным данным — около 15 единиц).[15]

[править] Военно-транспортные самолёты

[править] Ил-76

В 2022 году произошёл определённый прорыв в программе серийного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А на АО «Авиастар-СП» (ныне ульяновский филиал ПАО «Ил» — «Авиастар» в составе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация») в Ульяновске. С апреля по декабрь 2022 года «Авиастар» сдал Министерству обороны России сразу пять самолётов Ил-76МД-90А новой постройки, что является рекордом годового производства — борта с заводскими номерами 0208 (регистрационный номер RF-78663), 0209 (регистрационный номер RF-78664), 0210 (регистрационный номер RF-78665), 0301 (регистрационный номер RF-78666) и 0302 (регистрационный номер RF-78667). Все они, видимо, вошли в состав 235-го военно-транспортного авиационного полка 18-й военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации ВКС России, базирующегося на заводской аэродром «Авиастара» Ульяновск-Восточный.[16]

К январю 2023 года завод «Авиастар» построил и сдал суммарно 18 экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.[17]

[править] Истребители

[править] МиГ-35

В августе 2019 года было сообщено, что в России началось серийное производство истребителей МиГ-35.[18]

В 2019 году по заключенному в феврале 2017 года с Министерством обороны России контракту на два предсерийных образца истребителя МиГ-35 для их подключения к расширенной программе Государственных испытаний этого типа, были построены и сданы ВКС истребители одноместный МиГ-35С с бортовым номером «10 синий» и двухместный МиГ-35УБ с бортовым номером «11 синий».[19]

В марте 2021 года Министерству обороны России были переданы один одноместный истребитель МиГ-35С с бортовым номером, предположительно, «17 синий», и один двухместный истребитель МиГ-35УБ с бортовым номером «14 синий». Это завершающие два самолета, построенные по подписанному в августе 2018 года Министерством обороны России с ОАК (в состав которого входит АО "РСК «МиГ») контракту на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ.[20]

[править] Су-30

Всего по контрактам, подписанным до 2020 года, с 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России.[21]

Выпуск самолётов модели Су-30СМ в 2021 году был прекращён.[22]

В конце 2021 года Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ОАК) были изготовлены и переданы Морской авиации ВМФ России четыре модифицированных истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81». Это первые самолеты Су-30СМ (Су-30СМ2), построенные ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года. Поставка этих самолетов обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года.[23]

В ноябре 2022 года Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» передал Министерству обороны России четыре истребителя Су-30СМ2. Данные самолеты с синими бортовыми номерами с «82» по «85» были поставлены Морской авиации ВМФ России и вошли в состав базирующегося на аэродром Черняховск в Калининградской области 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка 34-й смешанной авиационной дивизии авиации Балтийского флота. Поставленные в 2022 году четыре истребителя Су-30СМ2 являются второй партией самолетов Су-30СМ2, построенных ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года.[24]

[править] Су-35

В мае 2020 года было сообщено, что в России стартовало производство истребителей Су-35 по контракту с Египтом.[25]

По двум контрактам (2009 и 2015 годов) ВКС России получили с 2012 по 2020 годы 98 серийных самолетов Су-35С.[26]

По имеющейся информации, в 2021 году КнААЗ должен был сдать (и, видимо, сдал) ВКС России первые пять истребителей Су-35С в рамках заключенного 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерством обороны России нового контракта с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) на поставку 30 истребителей Су-35С в период 2021—2024 годов.[27]

По имеющейся информации, в 2022 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина передал ВКС России семь истребителей Су-35С. 9 сентября 2022 года КнААЗ сдал первые три истребителя Су-35С своей производственной программы 2022 года — самолёты с бортовыми номерами синего цвета «01», «02» и «03». Они стали завершающими самолетами по заключенному 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерством обороны России третьему контракту с ОАК на поставку, видимо, всего шести истребителей Су-35С. Данные три Су-35С поступили в состав 116-го Учебного центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродроме Приволжский в Астраханской области, став первыми самолетами Су-35С в составе данного Центра. Еще четыре Су-35С постройки 2022 года были переданы КнААЗ ВКС России в начале декабря 2022 года. Бортовые номера самолетов на распространенных видео- и фотоматериалах были заретушированы, однако, по имеющейся информации, видимо, эти машины имеют синие бортовые номера «04», «05», «06» и «07». Исходя из этой линейки номеров, можно предположить, что эти самолёты также вошли в состав 116-го Учебного центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродроме Приволжский в Астраханской области. Предположительно, это первые четыре истребителя Су-35С, изготовленные в рамках заключенного в 2021 году ОАК четвертого контракта на поставку Министерству обороны России самолетов Су-35С.[28]

[править] Су-57

В августе 2018 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (в облике Т-50С — борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»).[29]

В июне 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы суммарно уже 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57 (включая и два первых законтрактованных в 2018 году самолета).[30]

В июле 2019 года было сообщено, что в России стартовало серийное производство истребителей Су-57.[31]

Как сообщила заводская газета «Крылья Советов» Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиала ПАО «Компания „Сухой“») в июньском 2020 года номере в материале «Линия для пятого поколения», в рамках программы развития Производственной системы «Сухой» в цехе № 45 КнААЗ реализуется проект выстраивания поточной линии серийного производства истребителя пятого поколения Су‑57.[32]

Летные испытания второго из двух законтрактованных в 2018 году серийных образцов истребителя Су-57 (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) были начаты в Комсомольске-на-Амуре в октябре 2020 года, он тоже получил бортовой номер «01 синий», и был сдан в декабре 2020 года, но только 29 января 2021 года официально был передан Министерству обороны. Самолет, как считается, поступил в состав 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации в Ахтубинске (Астраханская область).[33]

В конце 2021 года ВКС России были переданы два серийных истребителя Су-57 (Т-50С) постройки Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО "Компания «Сухой») — самолеты с бортовыми номерами (предположительно) «51 синий» (Т-50С-3, предположительный серийный номер 52201) и (достоверно) «52 синий» (Т-50С-4, предположительный серийный номер 52202), и являются третьим и четвертым серийными Су-57 постройки КнААЗ. По известным данным, сдача двух серийных Су-57 соответствует плановому заданию КнААЗ на 2021 год, вопреки появлявшимся сообщениям о том, что завод в 2021 году должен сдать четыре самолета.[34]

По имеющейся информации, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК», входит в Госкорпорацию Ростех) в 2022 году передал Министерству обороны России шесть серийных истребителей пятого поколения Су-57 (Т-50С). Первые два истребителя Су-57 постройки 2022 года с бортовыми номерами «53 красный» (регистрационный номер RF-81777) и «54 красный» (регистрационный номер RF-81778) были переданы в мае 2022 года и замечены при промежуточной посадке в аэропорту Новосибирска Толмачёво при перегоне к местам базирования в европейскую часть России из Комсомольска-на-Амуре 25-26 мая 2022 года. Еще четыре истребителя Су-57 были переданы в декабре 2022 года и замечены в Толмачёво при промежуточной посадке 28 декабря. Их бортовые и регистрационные материалы на известных фото- и видеоматериалах были заретушированы.[35]

[править] Учебно-боевые самолёты

[править] Як-130

По имеющейся неофициальной информации, в конце 2021 года Иркутский авиационный завод ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ОАК) после примерно полуторагодового перерыва передал Министерству обороны России два учебно-боевых самолета Як-130 новой постройки (бортовые номера неизвестны). Видимо, это первые два самолета, построенные по контракту на поставку 25 единиц Як-130, заключенному ОАК с Министерством обороны России 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020».[36]

21 ноября 2022 года Министерству обороны России были переданы два учебно-боевых самолета Як-130 новой постройки Иркутского авиационного завода. Предположительно, это вторая партия (и ставшая единственной в 2022 году) самолетов Як-130, построенных в рамках контракта на поставку 25 машин этого типа для ВКС России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года.[37]

[править] Показатели

[править] МиГ-29

Поставки самолётов МиГ-29СМТ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[38]

  • 2009 год: 28
  • 2015 год: 3
  • 2016 год: 11

Поставки самолётов МиГ-29УБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[39]

  • 2009 год: 6
  • 2015 год: 2

Поставки самолётов МиГ-29К нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[40]

  • 2013 год: 2
  • 2014 год: 8
  • 2015 год: 10

Поставки самолётов МиГ-29КУБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[41]

  • 2013 год: 2
  • 2014 год: 2

[править] МиГ-35

Поставки самолётов МиГ-35С нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[42]

  • 2019 год: 1
  • 2020 год: 3
  • 2021 год: 1

Поставки самолётов МиГ-35УБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[43]

  • 2019 год: 1
  • 2020 год: 1
  • 2021 год: 1

[править] Су-27

Поставки самолётов Су-27СМ(3) нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[44]

  • 2010 год: 4
  • 2011 год: 8

[править] Су-30

Поставки самолётов Су-30М2 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[45]

  • 2010 год: 2
  • 2011 год: 2
  • 2013 год: 3
  • 2014 год: 8
  • 2015 год: 3
  • 2016 год: 2

Поставки самолётов Су-30СМ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[46]

  • 2012 год: 2
  • 2013 год: 14
  • 2014 год: 21
  • 2015 год: 27
  • 2016 год: 21
  • 2017 год: 17
  • 2018 год: 14
  • 2021 год: 4

[править] Су-34

Поставки самолётов Су-34 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[47]

  • 2008 год: 1
  • 2009 год: 2
  • 2010 год: 4
  • 2011 год: 6
  • 2012 год: 10
  • 2013 год: 14
  • 2014 год: 18
  • 2015 год: 18
  • 2016 год: 16
  • 2017 год: 16
  • 2018 год: 12
  • 2019 год: 8
  • 2020 год: 4
  • 2021 год: 6

[править] Су-35

Поставки самолётов Су-35С нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[48]

  • 2012 год: 2
  • 2013 год: 8
  • 2014 год: 24
  • 2015 год: 12
  • 2016 год: 12
  • 2017 год: 10
  • 2018 год: 10
  • 2019 год: 10
  • 2020 год: 10
  • 2021 год: 5

[править] Су-57

Поставки самолётов Су-57 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[49]

  • 2020 год: 1
  • 2021 год: 2

[править] Як-130

Поставки самолётов Як-130 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[50]

  • 2009 год: 3
  • 2010 год: 6
  • 2011 год: 3
  • 2012 год: 15
  • 2013 год: 18
  • 2014 год: 20
  • 2015 год: 14
  • 2016 год: 10
  • 2017 год: 6
  • 2018 год: 14
  • 2020 год: 4
  • 2021 год: 2
История военного самолётостроения России
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты