Военное самолётостроение России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды самолётов
[править] Бомбардировщики
[править] Стратегические бомбардировщики
[править] Ту-160
В 2015 году стало известно о решении возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М.[1]
Программа воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развёрнута по решению Президента России Владимира Путина. В рамках выполнения программы по государственному контракту между Минпромторгом России и «Туполев» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на самолёт Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолёта, сформирована новая кооперация из передовых предприятий промышленности в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, основная часть которых входит в Госкорпорацию Ростех.[2]
Один самолет Ту-160 («Петр Дейнекин») был достроен в 2018 году из советского задела и в 2019 году проходил испытания.[3]
25 января 2018 года Министерство обороны России в присутствии Президента России В. В. Путина подписало в Казани с ПАО «Туполев» контракт стоимостью 160 млрд рублей на строительство до 2027 года десяти новых бомбардировщиков Ту-160М (также иногда обозначаемых Ту-160М2).[4][5]
В декабре 2019 года было сообщено, что серийное производство модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М развернуто.[6]
Первый (опытный) бомбардировщик Ту-160М, построенный по контракту от 25 января 2018 года (серийный номер 8-05), был изготовлен из задела, оставшегося с советских времен и совершил первый полет в Казани 12 января 2022 года в ещё неокрашенном виде.[7]
В январе 2022 года Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров подчеркнул: «Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации М, с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления самолетом, навигационных систем, систем управления вооружением. Большую роль в восстановлении производства уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: было обновлено оборудование цехов, летно-испытательная база, запущена в работу крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. Сегодня мы видим значительные перспективы для платформы Ту-160: дальнейшее развитие позволит использовать ее для новых видов вооружения, в том числе перспективных».[8]
30 декабря 2022 года ОАК объявила о выкатке и передаче на лётно-испытательную станцию КАЗ второго бомбардировщика Ту-160М новой постройки.[9]
[править] Фронтовые бомбардировщики
[править] Су-34
С 2006 года серийную сборку Су-34 осуществляет Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.[10]
В начале 2012 года Минобороны России заключило с компанией «Сухой» соглашение на изготовление и поставку 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.[11]
В 2020 году Минобороны России заключило контракт с компанией «Сухой» на производство 24 самолётов Су-34.[12]
По имеющейся информации, Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова (НАЗ им. В. П. Чкалова) — филиал ПАО «Компания „Сухой“» (в составе ОАК) в 2021 году передал ВКС России шесть фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые стали первыми самолетами, построенными по заключенному в июне 2020 года Министерством обороны Российской Федерации с ОАК новому трехлетнему контракту на строительство 24 бомбардировщиков Су-34.[13]
В течение 2022 года Новосибирский авиационный завод (НАЗ) имени В. П. Чкалова ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» поставил ВКС России десять бомбардировщиков Су-34М (Су-34НВО). Самолёты были поставлены тремя партиями — в июне (четыре самолёта), в ноябре (три) и в конце декабря (три). Эти самолеты были, предположительно, изготовлены по заключенному в июне 2020 года Министерством обороны Российской Федерации с ОАК новому трехлетнему контракту на строительство 24 модернизированных бомбардировщиков Су-34М (Су-34НВО).[14]
В августе 2022 года, по имеющейся информации, Министерство обороны России заключило с «ОАК» новый контракт на изготовление еще некоторого количества самолетов Су-34М (по неофициальным данным — около 15 единиц).[15]
[править] Военно-транспортные самолёты
[править] Ил-76
В 2022 году произошёл определённый прорыв в программе серийного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А на АО «Авиастар-СП» (ныне ульяновский филиал ПАО «Ил» — «Авиастар» в составе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация») в Ульяновске. С апреля по декабрь 2022 года «Авиастар» сдал Министерству обороны России сразу пять самолётов Ил-76МД-90А новой постройки, что является рекордом годового производства — борта с заводскими номерами 0208 (регистрационный номер RF-78663), 0209 (регистрационный номер RF-78664), 0210 (регистрационный номер RF-78665), 0301 (регистрационный номер RF-78666) и 0302 (регистрационный номер RF-78667). Все они, видимо, вошли в состав 235-го военно-транспортного авиационного полка 18-й военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации ВКС России, базирующегося на заводской аэродром «Авиастара» Ульяновск-Восточный.[16]
К январю 2023 года завод «Авиастар» построил и сдал суммарно 18 экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.[17]
[править] Истребители
[править] МиГ-35
В августе 2019 года было сообщено, что в России началось серийное производство истребителей МиГ-35.[18]
В 2019 году по заключенному в феврале 2017 года с Министерством обороны России контракту на два предсерийных образца истребителя МиГ-35 для их подключения к расширенной программе Государственных испытаний этого типа, были построены и сданы ВКС истребители одноместный МиГ-35С с бортовым номером «10 синий» и двухместный МиГ-35УБ с бортовым номером «11 синий».[19]
В марте 2021 года Министерству обороны России были переданы один одноместный истребитель МиГ-35С с бортовым номером, предположительно, «17 синий», и один двухместный истребитель МиГ-35УБ с бортовым номером «14 синий». Это завершающие два самолета, построенные по подписанному в августе 2018 года Министерством обороны России с ОАК (в состав которого входит АО "РСК «МиГ») контракту на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ.[20]
[править] Су-30
Всего по контрактам, подписанным до 2020 года, с 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России.[21]
Выпуск самолётов модели Су-30СМ в 2021 году был прекращён.[22]
В конце 2021 года Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ОАК) были изготовлены и переданы Морской авиации ВМФ России четыре модифицированных истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81». Это первые самолеты Су-30СМ (Су-30СМ2), построенные ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года. Поставка этих самолетов обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года.[23]
В ноябре 2022 года Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» передал Министерству обороны России четыре истребителя Су-30СМ2. Данные самолеты с синими бортовыми номерами с «82» по «85» были поставлены Морской авиации ВМФ России и вошли в состав базирующегося на аэродром Черняховск в Калининградской области 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка 34-й смешанной авиационной дивизии авиации Балтийского флота. Поставленные в 2022 году четыре истребителя Су-30СМ2 являются второй партией самолетов Су-30СМ2, построенных ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года.[24]
[править] Су-35
В мае 2020 года было сообщено, что в России стартовало производство истребителей Су-35 по контракту с Египтом.[25]
По двум контрактам (2009 и 2015 годов) ВКС России получили с 2012 по 2020 годы 98 серийных самолетов Су-35С.[26]
По имеющейся информации, в 2021 году КнААЗ должен был сдать (и, видимо, сдал) ВКС России первые пять истребителей Су-35С в рамках заключенного 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерством обороны России нового контракта с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) на поставку 30 истребителей Су-35С в период 2021—2024 годов.[27]
По имеющейся информации, в 2022 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина передал ВКС России семь истребителей Су-35С. 9 сентября 2022 года КнААЗ сдал первые три истребителя Су-35С своей производственной программы 2022 года — самолёты с бортовыми номерами синего цвета «01», «02» и «03». Они стали завершающими самолетами по заключенному 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерством обороны России третьему контракту с ОАК на поставку, видимо, всего шести истребителей Су-35С. Данные три Су-35С поступили в состав 116-го Учебного центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродроме Приволжский в Астраханской области, став первыми самолетами Су-35С в составе данного Центра. Еще четыре Су-35С постройки 2022 года были переданы КнААЗ ВКС России в начале декабря 2022 года. Бортовые номера самолетов на распространенных видео- и фотоматериалах были заретушированы, однако, по имеющейся информации, видимо, эти машины имеют синие бортовые номера «04», «05», «06» и «07». Исходя из этой линейки номеров, можно предположить, что эти самолёты также вошли в состав 116-го Учебного центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродроме Приволжский в Астраханской области. Предположительно, это первые четыре истребителя Су-35С, изготовленные в рамках заключенного в 2021 году ОАК четвертого контракта на поставку Министерству обороны России самолетов Су-35С.[28]
[править] Су-57
В августе 2018 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (в облике Т-50С — борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»).[29]
В июне 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы суммарно уже 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57 (включая и два первых законтрактованных в 2018 году самолета).[30]
В июле 2019 года было сообщено, что в России стартовало серийное производство истребителей Су-57.[31]
Как сообщила заводская газета «Крылья Советов» Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиала ПАО «Компания „Сухой“») в июньском 2020 года номере в материале «Линия для пятого поколения», в рамках программы развития Производственной системы «Сухой» в цехе № 45 КнААЗ реализуется проект выстраивания поточной линии серийного производства истребителя пятого поколения Су‑57.[32]
Летные испытания второго из двух законтрактованных в 2018 году серийных образцов истребителя Су-57 (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) были начаты в Комсомольске-на-Амуре в октябре 2020 года, он тоже получил бортовой номер «01 синий», и был сдан в декабре 2020 года, но только 29 января 2021 года официально был передан Министерству обороны. Самолет, как считается, поступил в состав 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации в Ахтубинске (Астраханская область).[33]
В конце 2021 года ВКС России были переданы два серийных истребителя Су-57 (Т-50С) постройки Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО "Компания «Сухой») — самолеты с бортовыми номерами (предположительно) «51 синий» (Т-50С-3, предположительный серийный номер 52201) и (достоверно) «52 синий» (Т-50С-4, предположительный серийный номер 52202), и являются третьим и четвертым серийными Су-57 постройки КнААЗ. По известным данным, сдача двух серийных Су-57 соответствует плановому заданию КнААЗ на 2021 год, вопреки появлявшимся сообщениям о том, что завод в 2021 году должен сдать четыре самолета.[34]
По имеющейся информации, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК», входит в Госкорпорацию Ростех) в 2022 году передал Министерству обороны России шесть серийных истребителей пятого поколения Су-57 (Т-50С). Первые два истребителя Су-57 постройки 2022 года с бортовыми номерами «53 красный» (регистрационный номер RF-81777) и «54 красный» (регистрационный номер RF-81778) были переданы в мае 2022 года и замечены при промежуточной посадке в аэропорту Новосибирска Толмачёво при перегоне к местам базирования в европейскую часть России из Комсомольска-на-Амуре 25-26 мая 2022 года. Еще четыре истребителя Су-57 были переданы в декабре 2022 года и замечены в Толмачёво при промежуточной посадке 28 декабря. Их бортовые и регистрационные материалы на известных фото- и видеоматериалах были заретушированы.[35]
[править] Учебно-боевые самолёты
[править] Як-130
По имеющейся неофициальной информации, в конце 2021 года Иркутский авиационный завод ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ОАК) после примерно полуторагодового перерыва передал Министерству обороны России два учебно-боевых самолета Як-130 новой постройки (бортовые номера неизвестны). Видимо, это первые два самолета, построенные по контракту на поставку 25 единиц Як-130, заключенному ОАК с Министерством обороны России 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020».[36]
21 ноября 2022 года Министерству обороны России были переданы два учебно-боевых самолета Як-130 новой постройки Иркутского авиационного завода. Предположительно, это вторая партия (и ставшая единственной в 2022 году) самолетов Як-130, построенных в рамках контракта на поставку 25 машин этого типа для ВКС России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года.[37]
[править] Показатели
[править] МиГ-29
Поставки самолётов МиГ-29СМТ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[38]
- 2009 год: 28
- 2015 год: 3
- 2016 год: 11
Поставки самолётов МиГ-29УБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[39]
- 2009 год: 6
- 2015 год: 2
Поставки самолётов МиГ-29К нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[40]
- 2013 год: 2
- 2014 год: 8
- 2015 год: 10
Поставки самолётов МиГ-29КУБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[41]
- 2013 год: 2
- 2014 год: 2
[править] МиГ-35
Поставки самолётов МиГ-35С нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[42]
- 2019 год: 1
- 2020 год: 3
- 2021 год: 1
Поставки самолётов МиГ-35УБ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[43]
- 2019 год: 1
- 2020 год: 1
- 2021 год: 1
[править] Су-27
Поставки самолётов Су-27СМ(3) нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[44]
- 2010 год: 4
- 2011 год: 8
[править] Су-30
Поставки самолётов Су-30М2 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[45]
- 2010 год: 2
- 2011 год: 2
- 2013 год: 3
- 2014 год: 8
- 2015 год: 3
- 2016 год: 2
Поставки самолётов Су-30СМ нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[46]
- 2012 год: 2
- 2013 год: 14
- 2014 год: 21
- 2015 год: 27
- 2016 год: 21
- 2017 год: 17
- 2018 год: 14
- 2021 год: 4
[править] Су-34
Поставки самолётов Су-34 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[47]
- 2008 год: 1
- 2009 год: 2
- 2010 год: 4
- 2011 год: 6
- 2012 год: 10
- 2013 год: 14
- 2014 год: 18
- 2015 год: 18
- 2016 год: 16
- 2017 год: 16
- 2018 год: 12
- 2019 год: 8
- 2020 год: 4
- 2021 год: 6
[править] Су-35
Поставки самолётов Су-35С нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[48]
- 2012 год: 2
- 2013 год: 8
- 2014 год: 24
- 2015 год: 12
- 2016 год: 12
- 2017 год: 10
- 2018 год: 10
- 2019 год: 10
- 2020 год: 10
- 2021 год: 5
[править] Су-57
Поставки самолётов Су-57 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[49]
- 2020 год: 1
- 2021 год: 2
[править] Як-130
Поставки самолётов Як-130 нового производства в Вооружённые силы России (единиц):[50]
- 2009 год: 3
- 2010 год: 6
- 2011 год: 3
- 2012 год: 15
- 2013 год: 18
- 2014 год: 20
- 2015 год: 14
- 2016 год: 10
- 2017 год: 6
- 2018 год: 14
- 2020 год: 4
- 2021 год: 2