Автомобильные дороги России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Быстрое развитие промышленности России в на рубеже XIX—XX веков, а также появление первых автомобилей на российских дорогах, способствовали изменению отношения правительства к состоянию дорожной сети. Перед Первой мировой войной почти ежегодно устраивались автопробеги, местные власти старались улучшить дороги перед этими мероприятиями. Многие сановники, генералы, высшие чиновники содействовали выделению финансовых и материальных средств на строительство дорог, а также решению различных организационных проблем. Принятые в начале XX века правительством, земствами, торогово — промышленными и финансовыми кругами меры позволили несколько увеличить протяжённость сети дорог, улучшить их состояние, внедрить некоторые технологические новшества.[1]

Огромное влияние на развитие дорожной сети страны оказали революции 1917 года и гражданская война 1918—1920 годов. В период гражданской войны дорожным строительством занимались Военстрой, Фронтстрой, а также Управление шоссейных дорог (Упшосс) НКПС. После окончания гражданской войны, начались бесчисленные реорганизации этих ведомств. В начале 1922 года Упшосс и Центральную автомобильную секцию ВСНХ объединили и включили в Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ) в составе НКПС. Однако, уже в августе 1922 года совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР дорожное хозяйство страны было разделено между двумя ведомствами — ЦУМТ НКПС и Главным управлением коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД. В ведении ЦУМТа оказались дороги общегосударственного значения, непосредственная забота о состоянии дорог возлагались на подчинённые ЦУМТу окружные управления местного транспорта (ОМЕСы). Отделы коммунального хозяйства ГУКХ НКВД осуществляли управление дорогами местного значения.[2]

Реформы органов управления дорожным хозяйством продолжались и в последующие годы. В то же время состояние дороги оставались в плачевном состоянии. Особенно остро стояла проблема финансирования дорожного строительства. В то же время, стране, проводившей индустриализацию, требовалось в кратчайшие сроки создать развитую транспортную систему. Из создавшегося положения Советское руководство попыталось выйти передав управление дорогами союзного значения НКВД. В 1936 году в составе НКВД СССР было образовано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор), в ведении которого находились дороги союзного значения. Ещё в 1925 году в стране была введена натуральная дорожная повинность, согласно которой, местные жители были обязаны безвозмездно отработать определённое число дней в году на строительстве дорог. В 1936 году было издано постановление правительства, которое признавало целесообразным создание постоянных местных бригад, работа которых засчитывалась в общий план трудового участия колхозников. Тем не менее основной рабочей силой на строительстве дорог, являлись заключённые. В результате второй пятилетки (1933—1937 годы) страна получила более 230 тысяч километров профилированных грунтовых дорог. В то же время, по строительству дорог с твёрдым покрытием план оказался недовыполненным на 15 %.[3]

Большая программа дорожного строительства намечалась на третью пятилетку (1938—1942 годов), но её выполнению помешала Великая Отечественная война. В годы войны, значительная часть дорожной техники была передана Красной Армии, многие дорожники ушли на фронт. В ходе боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автомобильных дорог, 90 тысяч мостов общей протяжённостью 980 километров, поэтому после окончания войны, первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог. Однако, четвёртый пятилетний план, принятый в марте 1946 года, слабо учитывал интересы дорожной отрасли, которая финансировалась по остаточному принципу. За строительство дорог в тот момент отвечали два ведомства — Гушосдор МВД и Главное дорожное управление (Главдорупр). В составе Гушосдора в 1945 году был создан Особый дорожно-строительный корпус, основу которого составили дорожные войска.[4]

В 1950-е годы Гушосдор перешёл в структуру только что созданного Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, где был разделён на два главка — эксплуатационный (Гушосдор) и строительный (Главдорстрой). Все работы по строительству общегосударственных дорог, которын раньше выполнял Гушосдор, перешли к Главдорстрою. Проблемы с финансированием дорожной отрасли ощущались и в эти годы. По-прежнему предпринимались попытки привлечь к участию в дорожных работах местное население, технику различных предприятий. В 1950 году Главдорупр одновременно вёл строительство 32 дорог республиканского значения и ряда местных дорог. Рассредоточение ресурсов и многообъектность заданий при слабом материальном и кадровом обеспечении отрицательно сказывались на результатах работ.[5]

Пик дорожного строительства в СССР приходится на 1960—1970-е годы. Начинается выделение значительных средств на дорожное строительство, дорожники получают современную технику. В целом в Российской Федерации в 1959—1965 годах протяжённость дорог с твёрдым покрытием увеличилась на 81,2 тысячи километров, 37 тысяч километров из них имели усовершенствованные покрытия. В эти же годы были построены дороги Кашира-Воронеж, Воронеж-Саратов, Воронеж-Шахты, Саратов-Балашов, Владимир-Иваново, Свердловск-Челябинск, и ряд других.[6]

Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 1970—1980 годы.[7]

Содержание

[править] Виды дорог

[править] Дороги общего пользования

В 1990 году сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тыс. километров, в том числе — 41 тыс. километров дорог общегосударственного и 57,6 тысячи километров республиканского значения.[8]

В 1994—2000 годах сеть ав­то­мо­биль­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния в России уве­ли­чи­лась на 65,5 тыс. км.[9]

По состоянию на 01.01.2000 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования в РФ составила 579,1 тыс. км (в том числе: федеральные — 46,5 тыс. км; территориальные — 532,6 тыс. км), из которых твердое покрытие имеет — 523,0 тыс. км дорог.[10]

[править] Федеральные

По состоянию на 01.01.2000 года 46,1 тыс. км (99 %) федеральных дорог России имеют твердое покрытие, из которых 42,4 тыс. км (или 91 %) — усовершенствованное.[11]

[править] Территориальные

За 1999 год сеть территориальных дорог России за счёт приёмки ведомственных дорог увеличилась на 2795 км.[12]

[править] Сельские

По состоянию на 01.01.94 г протяженность «сельских дорог» в России составляла 221,5 тыс. км. В течение пяти лет вследствие списания и передачи дорог в сеть общего пользования протяженность этих дорог сократилась на 42,7 тыс. км и к 01.01.99 составляет 178,8 тыс. км, из которых выполняют функции дорог общего пользования и подлежат приемке в сеть общего пользования 42,8 тыс. км).[13]

[править] Платные

В СССР все автодороги были бесплатными.[14]

Принципиальное решение о возможности эксплуатации автомобильных дорог в России на коммерческой основе было принято в 1992 г. (Указ Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1557), однако до 1998 года не было реализовано из-за отсутствия законодательной базы.[15]

Первым шагом, позволившим приступить к реальному созданию платных дорог в России, стал Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», принятый по предложению ФДС России.[16]

Указом «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» был установлен порядок создания платных магистралей.[17]

В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд был выбран реконструированный в 1998 году 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» — обход села Хлевное в Липецкой области (444—464 км). 22 апреля 1999 года распоряжением правительства РФ он был сделан платным.[18]

[править] Грунтовые

К 1995 г. около 20 % всех дорог России (188 тыс. км) оставались грунтовыми.[19]

[править] Строительство

Начиная с 1934 года в СССР в дорожном строительстве стали использовать нефтяные дорожные битумы.

В 1999 году в России было построено 5 тыс. км новых автодорог.[20]

[править] Искусственные сооружения

[править] Мосты

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1176 от 08.10.98 «О завершении строительства первой очереди мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске» определены принципы строительства и последующей эксплуатации на коммерческой основе мостового перехода через р. Волгу.[21]

[править] Путепроводы

Коптевский путепровод был построен в 1907 году.[22]

[править] Тоннели

Строительства автодорожного тоннеля длиной 1,2 км от проспекта Юлаева до берега реки Уфы было начато в 1992 году.[23]

[править] Отдельные дороги

[править] Амур

В 2000 году продолжилось начатое в 1966 году строительство дороги «Амур» от Читы до Хабаровска.[24]

[править] Беларусь

Современная история дороги начинается с постановления Советского правительства в 1934 году. Было решено построить автомагистраль, которая свяжет Москву с Минском. Проектирование трассы продолжалось около двух лет. Проект магистрали получился слишком дорогим: в соответствии со сметой, на его реализацию требовалось потратить 1 миллиард советских рублей. После долгих переработок был принят более скромный вариант, стоимость которого составила 600 миллионов рублей — без учета стоимости рабочей силы.[25]

Для осуществления этого строительства 1 октября 1938 года было создано Управление строительством дороги в городе Вязьме. Было сформировано девять отделений вдоль трассы: в Голицыно, Гжатске, около Вязьмы, в Ярцево, Гнездове, Бобре, Приямине, Борисове и Жодине. Работы велись одновременно на всех отделениях. На стройке было задействовано в общей сложности около 105 тысяч человек.[26]

Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года.[27]

Строительство автомагистрали Москва — Минск возобновили после Великой Отечественной войны. В итоге к 1956 году вся автомагистраль и подъезды имели асфальтобетонное покрытие.[28]

В 1961 году автомагистраль Москва-Минск была объявлена маршрутом № 1 для путешествий иностранных туристов, а несколько позже включена в сеть дорог СЭВ под индексом Е-8.[29]

В 1976 году, приказом Минавтодора СССР был утверждён перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр, куда вошла и автомагистраль Москва-Минск. Основными мероприятиями по подготовке дороги являлись: усиление асфальтобетонного покрытия на 150 километрах дороги, устройство 56 автобусных остановок с автопавильонами, укрепление обочин и установка дорожных знаков. К началу Олимпиады были капитально отремонтированы 279 километров шоссе, установлено 25 километров барьерных ограждений из металлического бруса, 405 километров дороги размечено термопластиком, установлено 10 тысяч светящихся столбиков. Впервые на дороге были установлены Г-образные и П-образные опоры.[30]

В 1986 году Минавтодором РСФСР было принято решение о реконструкции автодороги Москва — Минск.[31]

[править] Вологда — Великий Устюг

Ав­то­до­ро­га Во­ло­гда — Тоть­ма — Ни­кольск — Ве­ли­кий Ус­тюг вве­де­на в строй в 1990-е гг.[32]

[править] Восточный обход Астрахани

Строительство Восточного обхода Астрахани началось в 2000-м году.[33]

[править] МКАД

В 1962 году вводится в эксплуатацию МКАД, протяжённостью 109 км.[34]

[править] Москва — Санкт-Петербург

Крупнейшей дорожной стройкой эпохи Петра I было строительство «прешпективной» — прямолинейной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. Работы по строительству «прешпективной» дороги продолжались до 1746 года. Дорожными работами ведала Канцелярия от строений государственных дорог во главе которой стоял генерал В. В. Фермор.[35]

[править] Украина

Проектирование автомагистрали, получившей тогда наименование «Москва — Севск», началось в 1938 году.[36]

Строили дорогу поэтапно в период с 1959-го по 1964-й годы.[37]

В дальнейшем, в 1964—1976 годах, дорогу реконструировали: ширина проезжей части с 6 метров была увеличена до 7,5 метров, на ней было обустроено цементобетонное покрытие, достроены и восстановлены 23 искусственных сооружения. На подмосковном участке со 106-й по 110-й километры на поверхность бетонных плит было уложено двухслойное асфальтобетонное покрытие.[38]

В 1998 году были начаты работы по уширению дороги М-3 «Украина» на головном участке МКАД — Внуково до 8-10 полос, а на участке Внуково — Малое бетонное кольцо — до 6 полос.[39]

[править] Финансирование

В 2000 году общий объём финансирования автомобильных дорог России из федерального бюджета составлял по текущим ценам 136 млрд руб.[40]

[править] Государственная политика

Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» на период 1995—2000 гг. была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г.[41]

В конце 1994 года в России была принята Федеральная целевая программа совершенствования и развития автомобильных дорог на 1995—2000 годы.[42]

Указами Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 № 403 «О дорожной реформе», от 27 июня 1998 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» и № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» определен ряд направлений дальнейшего развития дорожной сети.[43]

[править] Показатели

[править] Длина

Протяжённость автомобильных дорог России (тыс. км):[44]

  • 1996 год: 907
  • 1999 год: 915,6

[править] Дороги общего пользования

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования в России (тыс. км):[45]

  • 1996 год: 531
  • 1999 год: 573,5

Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования в России (тыс. км):[46]

  • 1998 год: 5,123
  • 1999 год: 5,4856

[править] Дороги с твёрдым покрытием

Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России (тыс. км):[47]

  • 1996 год: 745
  • 1999 год: 745

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в России (тыс. км):[48]

  • 1996 год: 479
  • 1999 год: 511

В 2000 году протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в России увеличилась на 42 тыс. км и составила 361 тыс. километров. Однако 171 тыс. км дорог оставалась дорогами с переходным и низшим типами дорожных покрытий. Еще 146 тыс. км дорог России оставались грунтовыми (16 % от общей протяженности дорог).[49]

[править] Федеральные дороги

Прирост протяжённости сети федеральных автомобильных дорог России за счёт ввода в действие вновь построенных дорог (тыс. км):[50]

  • 1995 год: 0,354
  • 1996 год: 0,365
  • 1997 год: 0,146
  • 1998 год: 0,360
  • 1999 год: 0,321

Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):[51]

  • 1998 год: 0,917
  • 1999 год: 0,9229

Ввод в действие федеральных автомобильных дорог России за счёт средств Федерального дорожного фонда (тыс. км):[52]

  • 1998 год: 0,917
  • 1999 год: 0,876

Ввод в действие автомобильных мостов и путепроводов на автодорогах общего пользования федерального значения в России (тыс. погонных метров):[53]

  • 1998 год: 9,555
  • 1999 год: 15,6399

Ввод в действие автомобильных мостов и путепроводов на федеральных дорогах России за счёт средств Федерального дорожного фонда (тыс. погонных метров):[54]

  • 1998 год: 9,555
  • 1999 год: 14,7974

Протяжённость отремонтированных федеральных автодорог России (тыс. км):[55]

  • 1997 год: 4,1
  • 1998 год: 5,1
  • 1999 год: 4,1

Протяжённость отремонтированных мостов на федеральных автодорогах России (тыс. км):[56]

  • 1997 год: 13,113
  • 1998 год: 15,711
  • 1999 год: 17,235

[править] Территориальные дороги

Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования территориального значения в России (тыс. км):[57]

  • 1998 год: 4,206
  • 1999 год: 4,5627

Прирост протяжённости сети территориальных автомобильных дорог России за счёт ввода в действие вновь построенных дорог (тыс. км):[58]

  • 1995 год: 3,533
  • 1996 год: 2,623
  • 1997 год: 2,465
  • 1998 год: 2,465
  • 1999 год: 2,504

Ввод в действие автомобильных мостов и путепроводов на автодорогах общего пользования территориального значения в России (тыс. погонных метров):[59]

  • 1998 год: 23,196
  • 1999 год: 26,6395

Протяжённость отремонтированных территориальных автодорог России (тыс. км):[60]

  • 1997 год: 25,6
  • 1998 год: 25,5
  • 1999 год: 24,7

Протяжённость отремонтированных мостов на территориальных автодорогах России (тыс. км):[61]

  • 1997 год: 30,824
  • 1998 год: 35,624
  • 1999 год: 33,972

[править] Строительство

Прирост протяжённости сети автомобильных дорог России за счёт ввода в действие вновь построенных дорог (тыс. км):[62]

  • 1995 год: 3,887
  • 1996 год: 2,988
  • 1997 год: 2,611
  • 1998 год: 2,825
  • 1999 год: 2,825

Ввод в действие автомобильных дорог России за счет средств Федерального дорожного фонда (тыс. км):[63]

  • 1998 год: 1,480
  • 1999 год: 2,2186

[править] Ремонт

Протяжённость отремонтированных автодорог России (тыс. км):[64]

  • 1997 год: 29,7
  • 1998 год: 31,7
  • 1999 год: 28,8

[править] Дорожные фонды

Доходы Федерального дорожного фонда России (млрд рублей):[65]

  • 1998 год: 17,9489
  • 1999 год: 33,1781

Доходы дорожных фондов субъектов Российской Федерации, без учёта ТДФ Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана и Татарстана (млрд рублей):[66]

  • 1998 год: 43,4935
  • 1999 год: 52,9078

[править] Искусственные сооружения

Ввод в действие мостов и путепроводов на автодорогах общего пользования в России (тыс. погонных метров):[67]

  • 1998 год: 32,751
  • 1999 год: 42,2795

Ввод в действие автомобильных мостов и путепроводов в России за счёт средств Федерального дорожного фонда (тыс. погонных метров):[68]

  • 1998 год: 13,691
  • 1999 год: 24,5216

Протяжённость отремонтированных мостов на автодорогах России (тыс. км):[69]

  • 1997 год: 43,937
  • 1998 год: 51,335
  • 1999 год: 51,207
Личные инструменты