Северный морской путь


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Северный морской путь (Севморпуть, СМП) — морской путь через Северный Ледовитый и Тихий океаны, соединяющий российский Дальний Восток с европейской Россией.

СМП является главной российской морской коммуникацией в Арктике.[1]

Севморпуть почти в два раза короче других морских путей из европейской части России на российский Дальний Восток. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути 14,28 тыс. км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23,2 тыс. км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29,4 тыс. км.[2]

Содержание

[править] История

[править] До 1917 года

История СМП начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII веках, но идея практического использования СМП (до начала XX века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 году. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семёна Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга, высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса — Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля, новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.[3]

С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 шведская экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914—15; иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.[4]

[править] Советское время

После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.[5]

Всего в 1930-е годы на освоение Севморпути в разовом порядке были затрачены миллиарды рублей (с учётом создания ледокольного флота).[6]

В 1930-е и 1940-е годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действовала «СП-23».[7]

Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.[8]

С 1954 Главсевморпути находился в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.[9]

[править] С 1991 года

В 2010 году по Севморпути балкерная компания «Nordic Bulk Carriers» из Норвегии в Китай доставила 41 тыс. тонн железной руды. Это был первый арктический рейс «Nordic Bulk Carriers».[10]

По итогам в 2010 года по Севморпути прошли 4 транзитных судна (грузооборот составил 111 тыс. т).[11]

В 2011 году Северный морской путь был открыт для навигации 141 день. Это дольше сезона 2010 года на целый месяц, и это новый рекорд для летнего судоходства в Северном Ледовитом океане. В том году 34 судна воспользовались Северным морским путём из Европы в Азию, объём перевезённых грузов составил 820 тыс. тонн. По данным российского Министерства транспорта, это в основном природный газ, железная руда и рыбопродукты.[12][13]

В 2011 году Северный морской путь был впервые за многие годы использован для поставок лосося с Камчатки в порты Санкт-Петербурга.[14]

В июне 2012 года отмечалось, что в ближайшее время в Госдуме во втором чтении рассмотрят законопроект о Северном морском пути, который определит статус и полномочия администрации СМП. Законопроект о Севморпути призван создать правовое поле для единой системы управления судоходством в российской Арктике. Вводится новое понятие акватории Северного морского пути, оговаривается, что его границы будет устанавливать правительство, а организация плавания судов и контроль за ним лежит на администрации Севморпути. Её решено воссоздать в форме федерального государственного учреждения. Администрация должна будет обеспечивать безопасные условия плавания судов в арктических морях. У неё достаточно широкие полномочия, включая ледокольное сопровождение, радиосвязь с судами, руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории, организацию поиска и спасения людей и судов. Прописывается и порядок взимания сборов за судоходство.[15]

[править] 2015 год

Общий объём перевозок по СМП за 2015 год составил 5 млн 392 тыс. тонн, что на 45,4 процента превышает показатель 2014 года.[16]

Перевозка генеральных грузов выросла в 1,6 раза и достигла 3 млн 982,6 тыс. тонн, угля — в полтора раза до 355,9 тыс. тонн. Объем перевозок нефти и нефтепродуктов увеличился на тринадцать с половиной процентов — 859,5 тыс. тонн. На 1,3 и 8,2 процента снизились перевозки руды и газоконденсата, которые составили 79,8 и 144,4 тыс. тонн соответственно.[17]

По итогам за 2015 год администрация Севморпути выдала 715 разрешений на плавания в акваториях СМП, в том числе 125 разрешений судам под иностранным флагом.[18]

Транзитные перевозки по Севморпути в 2015 году сократились, всего перевезли 39,6 тыс. тонн транзитных грузов, что в 6,9 раз ниже уровня 2014 года, в том числе сухогрузов — 39,6 тыс. тонн, транзита наливных грузов в 2015 году не было. В направлении Запад — Восток перевезли 19 тыс. тонн, в обратном направлении — 20,6 тыс. тонн. По итогам 2015 года провели 18 транзитных рейса, в том числе 8 рейсов суда под иностранным флагом.[19]

[править] Транзит через Севморпуть

Путь через СМП значительно сокращает плавание из Восточной Азии в Западную Европу по сравнению путём через Суэцкий канал.[20] Протяжённость маршрута Роттердам — Йокогама при следовании через Индийский океан составляет 11,2 тыс. морских миль. При следовании по Севморпути расстояние сокращается на 3,9 тыс. морских миль (на 34 %), а времени в пути с 33 суток до 20. К тому же идущие через Арктику суда не рискуют подвергнуться нападению пиратов из южных морей.[21]

Показатели транзита через СМП:[22]

  • 2010 год — 110 тыс. тонн (проведено 4 судна)
  • 2011 год — 820 тыс. тонн (проведено 34 судна)
  • 2012 год — 1260 тыс. тонн (проведено 46 судов, в том числе СПГ-газовоз Ob River)
  • 2013 год — 1160 тыс. тонн
  • 2014 год — 274 тыс. тонн (проведено 25 судов)
  • 2015 год — 39,6 тыс. тонн (проведено 18 судов)

[править] Прогнозы

К 2020 году объём перевозок планируется довести до 17-18 млн тонн по восточному плечу Севморпути и от 16 млн тонн — по западному плечу.[23]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Северный морской путь // БСЭ
  2. Северный морской путь // БСЭ
  3. Северный морской путь // БСЭ
  4. Северный морской путь // БСЭ
  5. Северный морской путь // БСЭ
  6. Экономика России и Сибири: «стартовые площадки» и «точки роста» // В. В. Кулешов, академик РАН, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
  7. Северный морской путь // БСЭ
  8. Северный морской путь // БСЭ
  9. Северный морской путь // БСЭ
  10. Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок
  11. Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок
  12. Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории («Toronto Star», Канада)[1]
  13. Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок
  14. Доставка дальневосточной рыбы по Севморпути сделает ее конкурентной
  15. Столица Поморья станет главным портом Севморпути?
  16. Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016
  17. Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016
  18. Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016
  19. Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016
  20. Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории («Toronto Star», Канада)[2]
  21. Атомфлот идет на Север
  22. Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016
  23. Столица Поморья станет главным портом Севморпути?
Личные инструменты