Турция


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Турция — государство в Евразии.

Содержание

[править] Конституция

Разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 года, вступила в силу 9 ноября 1982 года. Третья конституция Турции с момента провозглашения республики в 1923 году была принята после очередного военного переворота с целью усиления президентской власти в стране.

Состоит из преамбулы и 7 частей, разделенных на 177 статей. Закрепляет светский характер турецкого государства и устанавливает, что «священные религиозные чувства никоим образом не должны влиять на государственные дела и политику». Содержит запрет на отмену законов, «направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации», в частности, запрещающих ношение мусульманками платков в госучреждениях, ликвидирующих дервишеские ордена и упраздняющих титулы «эфенди», «бей», «паша».

Конституционный надзор осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентом 3/5 голосов после двух обсуждений. Если принятые поправки отклоняются президентом и после повторного рассмотрения вновь принимаются парламентом, президент может вынести их на референдум. Турецкая конституция менялась неоднократно. В мае 2007 года парламент проголосовал за введение в стране прямых президентских выборов, после чего президент Турции Ахмет Недждет Сезер объявил о проведении референдума по этой поправке.

[править] Экономика

Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Турции (в $млрд), в 1992-2010 годах
Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Турции (в $млрд), в 1992-2010 годах
Основная статья: Экономика Турции

Современная Турция — индустриально-аграрное государство среднего уровня развития, с открытой рыночной экономикой, по многим параметрам близкое к странам Южной и Восточной Европы.

Развитие турецкой экономики характеризуется в целом положительной динамикой. ВНП страны в 2003 г. составлял 235,2 млрд.долл. против 178,7 млрд в 1993 г., а душевой доход — 3383 долл. по сравнению с 3004 долл. соответственно. В то же время это развитие проходит в условиях макроэкономической несбалансированности, основным проявлением которой являются весьма значительные размеры государственного долга. На конец 2004 г. он составлял 68 % ВНП, тогда как в 2001 г. его объем достиг максимума относительно ВНП — 92 %. Значительное бремя процентных выплат по его обслуживанию, превышающее 40 % совокупных расходов бюджета, объясняет хронический как в недавнем прошлом, так и в среднесрочной перспективе характер бюджетного дефицита, устойчивость инфляционных процессов, а также зависимость правительства от внутренних и внешних займов. В итоге экономический рост имел неустойчивый характер — подъемы чередовались с кризисами и спадами, которые в основном провоцировались оттоком из экономики «горячих денег» под влиянием конъюнктурных колебаний в турецкой и (или) мировой экономике.

За истекшее десятилетие Турция пережила три серьезных финансово-эконо¬мических кризиса с падением ВВП в 1994 г. на 6,1 %,в 1999 г. — на 6,I% и в 2001 г.- на 9,5 %. Выход из кризисов достигался с помощью крупных финансовых вливаний МВФ, выполнения под его контролем стабилизационных программ. Так, в период 1999—2004 гг. МВФ выделил Турции кредиты на 30 млрд.долл., что обеспечило Турции более стабильные и благоприятные условия внешнего финансирования. В рамках выполнения требований стабилизационных программ Турции удалось добиться определенной экономической ста¬бильности: на фоне поддержания профицита первичного бюджета (то есть бюджета без учета в расходных статьях процентных выплат по госдолгу) инфляция с 70 % по итогам 2001 г. снизилась до 18 % в 2003 г., уже в 2002 г. рост ВВП составил 7,9 %, в 2003 г. — 5,9 % и в 2004 г. — около 6 %. Согласно экспертной оценке ОЭСР, в период 2005—2009 гг. среднегодовые темп роста должны составить 5,9 %. Есть основания предполагать, что эти наметки будут выполнены. Этому будет способ¬ствовать рад факторов, в том числе, относительная стабилизация экономики и заявленное руководством страны намерение и далее двигаться в русле стабилизационных мероприятий согласованных с МВФ. Неизменность экономического курса правительства была подтверждена в рамках его просьбы о заключении с МВФ нового соглашения о стабилизационных кредитах сроком на 3 года. Это означает дальнейшее проведение ряда необходимых структурных реформ (повышения контроля и прозрачности в сфере государственных финансов, приватизация госсектора, реструктуризация банковской системы, налоговая, аграрная и др. реформы). Кроме того, поддержанию экономического роста будет способствовать завершение ряда крупных инвестиционных проектов (комплекс «Юго-Восточная Анатолия», нефтепровод Баку-Тбилиси- Джейхан, реконструкция транспортной инфраструктуры и др); выполнение требований, связанных с предстоящим вступлением Турции в Евросоюз по экономическому сближению и регулированию, в частности, по более полному применению рыночных принципов; намерения турецкого руководства развивать сотрудничество с Россией и другими государствами региона. При этом в отдельные годы не исключены экономические спады, обострения проблем платежеспособности, которые мо¬гут возникать под влиянием как внутренних, так и особенно внешних факторов.

[править] Инвестиции

В 2007 году иностранные инвестиции в турецкую экономику составили $22 млрд.[1]

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
Страны мира
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты