Турция
Материал из Documentation.
Турция — государство в Евразии.
Содержание |
[править] Конституция
Разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 года, вступила в силу 9 ноября 1982 года. Третья конституция Турции с момента провозглашения республики в 1923 году была принята после очередного военного переворота с целью усиления президентской власти в стране.
Состоит из преамбулы и 7 частей, разделенных на 177 статей. Закрепляет светский характер турецкого государства и устанавливает, что «священные религиозные чувства никоим образом не должны влиять на государственные дела и политику». Содержит запрет на отмену законов, «направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации», в частности, запрещающих ношение мусульманками платков в госучреждениях, ликвидирующих дервишеские ордена и упраздняющих титулы «эфенди», «бей», «паша».
Конституционный надзор осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентом 3/5 голосов после двух обсуждений. Если принятые поправки отклоняются президентом и после повторного рассмотрения вновь принимаются парламентом, президент может вынести их на референдум. Турецкая конституция менялась неоднократно. В мае 2007 года парламент проголосовал за введение в стране прямых президентских выборов, после чего президент Турции Ахмет Недждет Сезер объявил о проведении референдума по этой поправке.
[править] Вооружённы силы
[править] ВВС
По состоянию на июнь 2024 года в составе ВВС Турции остаётся 243 самолёта F-16C/D (157 F-16C и 86 F-16D).[1]
[править] Экономика
Современная Турция — индустриально-аграрное государство среднего уровня развития, с открытой рыночной экономикой, по многим параметрам близкое к странам Южной и Восточной Европы.
Развитие турецкой экономики характеризуется в целом положительной динамикой. ВНП страны в 2003 г. составлял 235,2 млрд.долл. против 178,7 млрд в 1993 г., а душевой доход — 3383 долл. по сравнению с 3004 долл. соответственно. В то же время это развитие проходит в условиях макроэкономической несбалансированности, основным проявлением которой являются весьма значительные размеры государственного долга. На конец 2004 г. он составлял 68 % ВНП, тогда как в 2001 г. его объем достиг максимума относительно ВНП — 92 %. Значительное бремя процентных выплат по его обслуживанию, превышающее 40 % совокупных расходов бюджета, объясняет хронический как в недавнем прошлом, так и в среднесрочной перспективе характер бюджетного дефицита, устойчивость инфляционных процессов, а также зависимость правительства от внутренних и внешних займов. В итоге экономический рост имел неустойчивый характер — подъемы чередовались с кризисами и спадами, которые в основном провоцировались оттоком из экономики «горячих денег» под влиянием конъюнктурных колебаний в турецкой и (или) мировой экономике.
В 1994—2001 годах Турция пережила три серьезных финансово-экономических кризиса с падением ВВП в 1994 г. на 6,1 %,в 1999 г. — на 6,I% и в 2001 г.- на 9,5 %. Выход из кризисов достигался с помощью крупных финансовых вливаний МВФ, выполнения под его контролем стабилизационных программ. Так, в период 1999—2004 гг. МВФ выделил Турции кредиты на 30 млрд.долл., что обеспечило Турции более стабильные и благоприятные условия внешнего финансирования. В рамках выполнения требований стабилизационных программ Турции удалось добиться определенной экономической ста¬бильности: на фоне поддержания профицита первичного бюджета (то есть бюджета без учета в расходных статьях процентных выплат по госдолгу) инфляция с 70 % по итогам 2001 г. снизилась до 18 % в 2003 г., уже в 2002 г. рост ВВП составил 7,9 %, в 2003 г. — 5,9 % и в 2004 г. — около 6 %. Согласно экспертной оценке ОЭСР, в период 2005—2009 гг. среднегодовые темп роста должны составить 5,9 %. Есть основания предполагать, что эти наметки будут выполнены. Этому будет способствовать рад факторов, в том числе, относительная стабилизация экономики и заявленное руководством страны намерение и далее двигаться в русле стабилизационных мероприятий согласованных с МВФ. Неизменность экономического курса правительства была подтверждена в рамках его просьбы о заключении с МВФ нового соглашения о стабилизационных кредитах сроком на 3 года. Это означает дальнейшее проведение ряда необходимых структурных реформ (повышения контроля и прозрачности в сфере государственных финансов, приватизация госсектора, реструктуризация банковской системы, налоговая, аграрная и др. реформы). Кроме того, поддержанию экономического роста будет способствовать завершение ряда крупных инвестиционных проектов (комплекс «Юго-Восточная Анатолия», нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, реконструкция транспортной инфраструктуры и др); выполнение требований, связанных с предстоящим вступлением Турции в Евросоюз по экономическому сближению и регулированию, в частности, по более полному применению рыночных принципов; намерения турецкого руководства развивать сотрудничество с Россией и другими государствами региона. При этом в отдельные годы не исключены экономические спады, обострения проблем платежеспособности, которые могут возникать под влиянием как внутренних, так и особенно внешних факторов.
[править] Промышленность
[править] Обрабатывающая промышленность
[править] Машиностроение
[править] Судостроение
Строительство головного корвета F 511 Heybeliada осуществлялось на турецкой государственной военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле с января 2007 года и корабль был введен в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй корвет F 512 Büyükada был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий корвет F 513 Burgazada - в ноябре 2018 года, и четвертый корвет F 514 Kınalıada - в сентябре 2019 года.[2]
[править] Электроэнергетика
[править] АЭС
Тендер на строительство первой турецкой АЭС Турция объявила в марте 2008 года.[3]
[править] Визы для паспорта Турции
С паспортом Турции без визы нельзя попасть в ЕС, Великобританию и в США; соглашение о безвизовом въезде действует со 110 государствами, в их числе Сингапур, Япония, Южная Корея, Сербия (по состоянию на 2023 год).[4]
[править] Внешняя политика
[править] Америка
[править] США
Турции является союзником США по НАТО.[5]
В апреле 2021 года США официально исключили Турцию из программы самолёта F-35 (JSF).[6]
30 сентября 2021 года правительство Турции направило официальный запрос Соединенным Штатам о приобретении по линии американской программы FMS 40 истребителей F-16C/D (F-16V) Block 70 Viper новой постройки, а также 80 модернизационных комплектов для модернизации в этот вариант Block 70 наличных истребителей ВВС Турции. Общая предполагаемая стоимость возможного соглашения тогда оценивалась в 6 млрд долл (без стоимости вооружения, и, видимо, модернизационных работ). Однако ввиду усилившихся политических разногласий между США и Турцикй американское правительство затягивало одобрение этого запроса.[7]
26 января 2024 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) направило Конгрессу США уведомление о планируемой продаже Турции по линии FMS 40 истребителей F-16V Block 70 (Viper) новой постройки, включая 32 одноместных F-16С Block 70 и восемь двухместных F-16D Block 70, а также 79 комплектов для модернизации наличных истребителей F-16 ВВС Турции до уровня F-16V Block 70. При этом общая стоимость предполагаемой продажи была тогда оценена в 23 млрд долл, включая вооружение, пакеты обучения и технической поддержки, и модернизационные работы.[8]
По состоянию на апрель 2024 года Турция вела переговоры с американским энергетическим гигантом ExxonMobil о многомиллиардной сделке по покупке сжиженного природного газа.[9]
6 июня 2024 года состоялось заключение соглашения между министерством национальной обороны Турции и правительством США (в виде обмена между правительствами письмами Letters of Offer and Acceptance - LOA) на поставку Турции по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 40 истребителей Lockheed Martin F-16V Block 70 (Viper) новой постройки и неназываемого количества комплектов для модернизации наличных истребителей F-16 ВВС Турции до уровня F-16V Block 70.[10]
[править] Африка
[править] Сомали
Одним из самых первых и важных военных соглашений между Турцией и Сомали стал договор от 2010 года о кооперации по линии военного обучения кадров, который проложил дорогу для сомалийских коммандов в Турцию для прохождения курсов.[11]
По состоянию на 2024 год турецкие власти активно наращивали военное сотрудничество с властями Сомали.[12]
[править] БРИКС
О желании Турции присоединиться к БРИКС президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил в июле 2018 года на полях саммита БРИКС в Йоханнесбурге.[13]
В июне 2024 года глава МИД Турции Хакан Фидан заявил о желании Турции присоединиться к БРИКС. Об этом он сказал на встрече с министром иностранных дел Китая Ван И во время своего визита в КНР.[14]
[править] Евросоюз
Заявку на вступление в Евросоюз подала в апреле 1987 года.[15]
Переговоры о приёме Турции в ЕС начались в 2005 году.[16]
[править] Ссылки
- Туркстат
- Turkey’s Statistical Yearbook 2012
- Прогнозы экономического развития. Ближний и Средний Восток. Часть 2 // Институт востоковедения РАН
- [17]
- Road Motor Vehicles, March 2014
- Ердоган паникует. 25 ноября 2015
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В XXI ВЕКЕ
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]