Турция

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Турция — государство в Евразии.

Содержание

[править] Конституция

Разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 года, вступила в силу 9 ноября 1982 года. Третья конституция Турции с момента провозглашения республики в 1923 году была принята после очередного военного переворота с целью усиления президентской власти в стране.

Состоит из преамбулы и 7 частей, разделенных на 177 статей. Закрепляет светский характер турецкого государства и устанавливает, что «священные религиозные чувства никоим образом не должны влиять на государственные дела и политику». Содержит запрет на отмену законов, «направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации», в частности, запрещающих ношение мусульманками платков в госучреждениях, ликвидирующих дервишеские ордена и упраздняющих титулы «эфенди», «бей», «паша».

Конституционный надзор осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентом 3/5 голосов после двух обсуждений. Если принятые поправки отклоняются президентом и после повторного рассмотрения вновь принимаются парламентом, президент может вынести их на референдум. Турецкая конституция менялась неоднократно. В мае 2007 года парламент проголосовал за введение в стране прямых президентских выборов, после чего президент Турции Ахмет Недждет Сезер объявил о проведении референдума по этой поправке.

[править] Вооружённы силы

[править] ВВС

По состоянию на июнь 2024 года в составе ВВС Турции остаётся 243 самолёта F-16C/D (157 F-16C и 86 F-16D).[1]

[править] Экономика

Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Турции (в $млрд), в 1992—2010 годах
Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Турции (в $млрд), в 1992—2010 годах
Основная статья: Экономика Турции

Современная Турция — индустриально-аграрное государство среднего уровня развития, с открытой рыночной экономикой, по многим параметрам близкое к странам Южной и Восточной Европы.

Развитие турецкой экономики характеризуется в целом положительной динамикой. ВНП страны в 2003 г. составлял 235,2 млрд.долл. против 178,7 млрд в 1993 г., а душевой доход — 3383 долл. по сравнению с 3004 долл. соответственно. В то же время это развитие проходит в условиях макроэкономической несбалансированности, основным проявлением которой являются весьма значительные размеры государственного долга. На конец 2004 г. он составлял 68 % ВНП, тогда как в 2001 г. его объем достиг максимума относительно ВНП — 92 %. Значительное бремя процентных выплат по его обслуживанию, превышающее 40 % совокупных расходов бюджета, объясняет хронический как в недавнем прошлом, так и в среднесрочной перспективе характер бюджетного дефицита, устойчивость инфляционных процессов, а также зависимость правительства от внутренних и внешних займов. В итоге экономический рост имел неустойчивый характер — подъемы чередовались с кризисами и спадами, которые в основном провоцировались оттоком из экономики «горячих денег» под влиянием конъюнктурных колебаний в турецкой и (или) мировой экономике.

В 1994—2001 годах Турция пережила три серьезных финансово-экономических кризиса с падением ВВП в 1994 г. на 6,1 %,в 1999 г. — на 6,I% и в 2001 г.- на 9,5 %. Выход из кризисов достигался с помощью крупных финансовых вливаний МВФ, выполнения под его контролем стабилизационных программ. Так, в период 1999—2004 гг. МВФ выделил Турции кредиты на 30 млрд.долл., что обеспечило Турции более стабильные и благоприятные условия внешнего финансирования. В рамках выполнения требований стабилизационных программ Турции удалось добиться определенной экономической ста¬бильности: на фоне поддержания профицита первичного бюджета (то есть бюджета без учета в расходных статьях процентных выплат по госдолгу) инфляция с 70 % по итогам 2001 г. снизилась до 18 % в 2003 г., уже в 2002 г. рост ВВП составил 7,9 %, в 2003 г. — 5,9 % и в 2004 г. — около 6 %. Согласно экспертной оценке ОЭСР, в период 2005—2009 гг. среднегодовые темп роста должны составить 5,9 %. Есть основания предполагать, что эти наметки будут выполнены. Этому будет способствовать рад факторов, в том числе, относительная стабилизация экономики и заявленное руководством страны намерение и далее двигаться в русле стабилизационных мероприятий согласованных с МВФ. Неизменность экономического курса правительства была подтверждена в рамках его просьбы о заключении с МВФ нового соглашения о стабилизационных кредитах сроком на 3 года. Это означает дальнейшее проведение ряда необходимых структурных реформ (повышения контроля и прозрачности в сфере государственных финансов, приватизация госсектора, реструктуризация банковской системы, налоговая, аграрная и др. реформы). Кроме того, поддержанию экономического роста будет способствовать завершение ряда крупных инвестиционных проектов (комплекс «Юго-Восточная Анатолия», нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, реконструкция транспортной инфраструктуры и др); выполнение требований, связанных с предстоящим вступлением Турции в Евросоюз по экономическому сближению и регулированию, в частности, по более полному применению рыночных принципов; намерения турецкого руководства развивать сотрудничество с Россией и другими государствами региона. При этом в отдельные годы не исключены экономические спады, обострения проблем платежеспособности, которые могут возникать под влиянием как внутренних, так и особенно внешних факторов.

[править] Промышленность

Основная статья: Промышленность Турции

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Машиностроение
[править] Судостроение

Строительство головного корвета F 511 Heybeliada осуществлялось на турецкой государственной военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле с января 2007 года и корабль был введен в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй корвет F 512 Büyükada был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий корвет F 513 Burgazada - в ноябре 2018 года, и четвертый корвет F 514 Kınalıada - в сентябре 2019 года.[2]

[править] Электроэнергетика

[править] АЭС

Тендер на строительство первой турецкой АЭС Турция объявила в марте 2008 года.[3]

[править] Визы для паспорта Турции

С паспортом Турции без визы нельзя попасть в ЕС, Великобританию и в США; соглашение о безвизовом въезде действует со 110 государствами, в их числе Сингапур, Япония, Южная Корея, Сербия (по состоянию на 2023 год).[4]

[править] Внешняя политика

Основная статья: Внешняя политика Турции

[править] Америка

[править] США

Основная статья: Отношения США с Турцией

Турции является союзником США по НАТО.[5]

В апреле 2021 года США официально исключили Турцию из программы самолёта F-35 (JSF).[6]

30 сентября 2021 года правительство Турции направило официальный запрос Соединенным Штатам о приобретении по линии американской программы FMS 40 истребителей F-16C/D (F-16V) Block 70 Viper новой постройки, а также 80 модернизационных комплектов для модернизации в этот вариант Block 70 наличных истребителей ВВС Турции. Общая предполагаемая стоимость возможного соглашения тогда оценивалась в 6 млрд долл (без стоимости вооружения, и, видимо, модернизационных работ). Однако ввиду усилившихся политических разногласий между США и Турцикй американское правительство затягивало одобрение этого запроса.[7]

26 января 2024 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) направило Конгрессу США уведомление о планируемой продаже Турции по линии FMS 40 истребителей F-16V Block 70 (Viper) новой постройки, включая 32 одноместных F-16С Block 70 и восемь двухместных F-16D Block 70, а также 79 комплектов для модернизации наличных истребителей F-16 ВВС Турции до уровня F-16V Block 70. При этом общая стоимость предполагаемой продажи была тогда оценена в 23 млрд долл, включая вооружение, пакеты обучения и технической поддержки, и модернизационные работы.[8]

По состоянию на апрель 2024 года Турция вела переговоры с американским энергетическим гигантом ExxonMobil о многомиллиардной сделке по покупке сжиженного природного газа.[9]

6 июня 2024 года состоялось заключение соглашения между министерством национальной обороны Турции и правительством США (в виде обмена между правительствами письмами Letters of Offer and Acceptance - LOA) на поставку Турции по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 40 истребителей Lockheed Martin F-16V Block 70 (Viper) новой постройки и неназываемого количества комплектов для модернизации наличных истребителей F-16 ВВС Турции до уровня F-16V Block 70.[10]

[править] Африка

[править] Сомали

Одним из самых первых и важных военных соглашений между Турцией и Сомали стал договор от 2010 года о кооперации по линии военного обучения кадров, который проложил дорогу для сомалийских коммандов в Турцию для прохождения курсов.[11]

По состоянию на 2024 год турецкие власти активно наращивали военное сотрудничество с властями Сомали.[12]

[править] БРИКС

О желании Турции присоединиться к БРИКС президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил в июле 2018 года на полях саммита БРИКС в Йоханнесбурге.[13]

В июне 2024 года глава МИД Турции Хакан Фидан заявил о желании Турции присоединиться к БРИКС. Об этом он сказал на встрече с министром иностранных дел Китая Ван И во время своего визита в КНР.[14]

[править] Евросоюз

Заявку на вступление в Евросоюз подала в апреле 1987 года.[15]

Переговоры о приёме Турции в ЕС начались в 2005 году.[16]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
Страны мира
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты