Славяне
Материал из Documentation.
Славяне — группа народов, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (русские, белорусы, русины, украинцы), западных (лужичане, поляки, чехи, словаки) и южных (словенцы, хорваты, бошняки, сербы, черногорцы, македонцы, болгары) славян.[1]
Близость слав. языков при огромной территории и отсутствии у С. когда-либо политич. единства, сходство по языку древнейших слав. письм. памятников (кон. 1-го — нач. 2-го тыс.) свидетельствуют об относительно компактном исходном проживании С. и сравнительно позднем распаде слав. общности. Большинство исследователей согласны, что древние/ранние С. жили в лесной и лесостепной зоне от р. Одер до Ср. Поднепровья и прилегающего Полесья; в пределах этой территории разл. учёные помещают прародину С. в Ср. Поднепровье, Полесье, Висло-Одерском регионе (школа Т. Лер-Сплавиньского и др.), Сев.-Вост. Прикарпатье (напр., нем. лингвист Ю. Удольф), Ср. Подунавье (напр., О. Н. Трубачёв) и др.[2]
Многочисл. сходства с балтийскими языками объяснимы генетич. близостью и/или длительностью контактов С. с балтами. Заимствования из иранских языков объясняют расширением на запад «скифо-сибирского мира», либо присутствием части С. в «Геродотовой» Скифии, либо соседством С. с сарматами и/или народами позднескифской археологической общности. Влияние германских языков на слав. яз. и наоборот могло произойти в ходе экспансии ряда объединений германцев на восток. Сходства с италийскими языками (в осн. латинским) — аргумент в пользу гипотезы о формировании С. в Ср. Подунавье не позднее 2-го тыс. до н. э. Ряд особенностей культуры и языка С. восходит к эпохе сравнительно компактного проживания носителей индоевропейских языков.[3]
Не позднее 6 в. в письм. источниках С. известны как склавины, анты, венеды. Приском Панийским, участником византийского посольства к Аттиле (Ср. Подунавье, 440-е гг.), приведены слова, имеющие ближайшие соответствия в слав. языках (напр., μέδος — medъ) и/или ассоциируемые гл. обр. со слав. традициями.[4]
В осн. со склавинами сопоставимы памятники 5-7 вв. пражской культуры (включая тип Суков — Дзедзицы), группы Ипотешти — Кындешти — Чурел и производных от них. Присутствие С. в Малой Азии и на части Балкан (подтверждается и топонимией вплоть до Греции) археологически слабо документировано. С антами соотносится пеньковская культура. Возможно, с частью венедов, др. слав. народами могут быть сопоставлены памятники 5-7 вв. типа верхних слоёв Банцеровшины и Тушемли, длинных курганов культуры, колочинской культуры и др., а также ряд памятников в лесостепном Подонье (в составе группы Замятино — Чертовицкое; отд. пеньковские и колочинские памятники) и Поволжье. Истоки этих культур в 1-й пол. 1-го тыс. связаны с киевской культурой и др. группами, восходящими к традициям зарубинецкой культуры; к слав. кругу относят и часть носителей пшеворской культуры, памятников лимигантов, некоторые компоненты в черняховской культуре и др. Круг более ранних культур слав. круга чётко не фиксируется.[5]
В др. теориях истоки слав. археологич. культур возводятся до ср. бронзового века в Висло-Одерском регионе (в осн. школа Ю. Костшевского) или позднего в Ср. Поднепровье (после 1970-х гг. лишь некоторые в осн. укр. археологи). Есть точки зрения о славянстве всех этих культур (напр., Б. А. Рыбаков) или только их небольшой части и не ранее железного века, напр. «подклошевой» части поморской культуры (И. П. Русанова, в осн. В. В. Седов и др.).[6]
Миграции с сер. 7 — 8 вв. усилили слав. присутствие на востоке и севере слав. ареала и расширили его; в Ср. Поволжье С. были, возможно, ассимилированы. В источниках кон. 1-го — 1-й пол. 2-го тыс., отражающих и более ранние реалии, есть данные о многочисл. «племенах» С. в Вост. (словене, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, дулебы, хорваты восточнославянские, волыняне, дреговичи, древляне, поляне, северяне, уличи, тиверцы) и Центр. (группы в составе полабских славян; поморяне, поляне, мазовшане, слензане, висляне, лендзяне, чехи, нитряне и др.) Европе, на Балканах (хорваты и сербы, делившиеся на ряд групп, хорутане, мораване и мн. др.).[7]
Образование в 7 в. недолговечных слав. гос. образований (Само, Карантания, ряд «славий» на Балканах), включение некоторых групп С. в Аварский каганат, область даней Хазарскому каганату, Венгрию, формирование государств, где славяне преобладали (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, государства сербов, хорватов, Пястов, Пржемысловичей, Древнерусское государство и др.), к кон. 1-го тыс. закрепило распад слав. общности.[8]
В Средневековье и позднее осн. часть С. в бассейне Эльбы, отчасти Одера была ассимилирована немцами, в Зап. Подунавье — баварцами, австрийцами, в части Ср. и Нижнего Подунавья, Вост. Прикапатья — венграми, румынами, молдаванами, на юго-западе Балкан — греками, албанцами, в Передней Азии — арабами. В Вост. Европе, напротив, С. ассимилировали ряд народов балтов и финно-угров (в том числе полностью голядь, мещеру, мурому и др.). Гл. обр. на слав. основе сложились казаки. Расширение с позднего Средневековья слав. ареала до Тихого ок., Ср. Азии, Сев. Кавказа связано в осн. с расселением русских и украинцев. Традиц. культура типична для народов Вост., Центр. и Юго-Вост. Европы.[9]
[править] Языческая религия и мифология
Прокопий Кесарийский (6 в.) упоминал жертвоприношения верховному богу С. — громовержцу, речным духам («нимфам») и др. В русско-византийских договорах 10 в. называются дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 в святилище, построенном в Киеве кн. Владимиром Святославичем, упомянуты идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. У зап.-европ. авторов 11-12 вв. приводятся подробные описания святилищ и культов Редигоста (Сварожич) в Ретре, Святовита (Свентовита) в Арконе, Триглава в Щецине, Чернобога, святилище в Волине и др. Отождествление ряда вост.-европ. памятников со слав. святилищами не бесспорно (Перынь, комплекс близ места находки Збручского идола и др.). После христианизации С. старые верования сохранялись в форме культа предков и веры в низших духов (домовых, леших, русалок). Многочисленны дохристианские элементы в слав. календарных обрядах и жизненного цикла обрядах.[10]
[править] История
При поисках истоков славянства многоступенчатый ретроспективный метод подводит к среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, существовавшей в Центральной Европе (от Рейна на западе до Вислы на востоке) в период от 1250—1200 до 800—600 гг. до н. э.[11]
На этапе перехода от бронзового века к железному в результате миграций, дифференциональных и неодинаковых экономических процессов из среды древнеевропейской общности около 750 г. формируются кельты (западный гальштат — VIII—V вв. до н. э.), около 700 г. — иллирийцы (восточный гальштат — VII—IV вв. до н. э.), чуть раньше (около 900 г.), в процессе миграции на Апеннинский полуостров (двумя крупными волнами — протолатинской и оско-умбрской) — италики (культуры террамар и вилланова), венеты (культура эсте на северном побережье Адриатики, датируемая 950—183 гг. до н. э.), германцы (ясторфская культура 600—300 гг. до н. э.на Эльбе и в Ютландии) и славяне (культура подклешевых погребений 400—100 гг. до н. э. в междуречье Одера и Вислы). Часть древнеевропейцев проникла в юго-восточную Прибалтику и приняла участие в генезисе балтов. Наоборот, окраинные балты расселились на территории формирования славян и влились в их состав.[12]
Культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом — по-польски «клеш» — опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Соотнесение данных археологии и языкознания выявляет их полную корреляцию. Лингвистика свидетельствует о контактах славян в это время с западными балта-ми, германцами и скифами. Согласно материалам археологии, население культуры подклешевых погребений соседствовало и тесно взаимодействовало на северо-востоке с западными балтами (культура западнобалтских курганов), на северо-западе с германцами (ясторфская культура) и на юго-востоке со скифскими племенами.[13]
Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малополыпе, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной «кельтской окраской». Постепенно славяне — носители пшеворскои культуры — ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворскои культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства — южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.[14]
Первые упоминания славян античными авторами (под именем «венеды», «венеты») датируются I—II вв. н. э. О том, что это действительно были славяне, достаточно определенно свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середине VI в. Он сообщает, что венеты — «многочисленное племя», расселившееся «от истоков Вистулы (Вислы) на огромных пространствах», известное преимущественно как славяне и анты. Судя по раннесредневековым документам, венедами называли славян их ближайшие соседи — германцы, и этим этнонимом немцы до сих пор именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтийские финны — эстонцы, карелы, вепсы и собственно финны.[15]
Впервые венеды (славяне) встречаются в энциклопедическом труде «Естественная история», написанном Плинием Старшим (23/24—79 гг. н. э.). В разделе, посвященном географическому описанию Европы, он сообщает, что Энингия (какая-то область Европы, соответствия которой нет на современных картах) «населена вплоть до реки Ви-сулы сарматами, венедами, скирами…». Скиры — племя германцев, локализуемое где-то севернее Карпат. Очевидно, их соседями (а также сарматов) и были венеды. Несколько конкретнее местожительство венедов отмечено в сочинении греческого географа и астронома Птолемея «Географическое руководство» (третья четверть II в. н. э.). Ученый называет венедов среди «больших народов» Сарматии и определенно связывает места их поселений с бассейном Вислы. Восточными соседями венедов Птолемей называет галиндов и суди-нов — это достаточно хорошо известные западно-балтские племена, локализуемые в междуречье Вислы и Немана. На римской географической карте III в. н. э., известной в исторической литературе как «Певтингеровы таблицы», венеды-сарматы обозначены южнее Балтийского моря и севернее Карпат.[16]
Области, занятые славянами в римское время (II—IV вв. н. э.), не имели каких-либо естественных рубежей. Туда неоднократно вторгались с запада различные племена германцев, что документируется материалами археологии и зафиксировано античными авторами. Анализ данных раскопок поселений и могильников пшеворскои культуры позволяет вычленять в домостроительстве, погребальной обрядности и глиняной посуде домашней выработки этнографические особенности, характерные для славян и свойственные германцам. Изделиями, вышедшими из провинциальноримских мастерских, — гончарной керамикой, кузнечной продукцией, металлическими деталями одежды и украшениями — в равной степени пользовались и славяне и германцы. Становится очевидным, что в бассейне Вислы резко доминировал славянский этнос, в бассейне Одера преобладало также славянское население, но здесь не-мало было и переселенцев из коренных германских земель. Согласно данным античных авторов, вандалы, или вандилии (одно из германских племен), проживали по берегам среднего Одера. Со II в. н. э. они продвигаются на юг, и Дион Кассий определяет места их локализации в верхней части бассейна Одера. В западной части пшеворского ареала, в соседстве с эльбскими германцами, проживали бургунды. Где-то в пределах территории пшеворскои культуры находились небольшие племена германцев — гарнии, гелизии, манимы и наганарвалы, входящие в племенное объединение лугиев.[17]
Одним из надежных свидетельств проживания славян в Висло-Одерском регионе в римское время стали лексические славизмы, достоверно фиксируемые в древнеанглийском языке, основу которого заложили диалекты англов, саксов и ютов. Как известно, эти западногерманские племена переселились на Британские острова в конце IV — начале V в. Ранее они проживали в Ютландии и смежных землях бассейна нижней Эльбы и явно контактировали со славянами. Интересно, что в древнеанглийском имелся и этноним «венеды».[18]
В римское время славяне расширили свою территорию еще в южном и юго-восточном направлениях. В конце II в. н. э. носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам Карпатские горы, расселились в северных окраинных регионах среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.[19]
Еще раньше, во второй половине I в. до н. э., пшеворское население распространилось на верхнем Днестре и в западной части Волыни. В результате смешения этого населения с местным, зафиксированного липицкими и зарубинецкими древностями, здесь формируется особая группа пшеворской культуры — волыно-подольская. Во II—III веках крупные массы пшеворского населения из Висло-Одерского региона перемещаются в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселённые сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. В III в. к Черному морю двумя потоками продвигаются еще восточногерманские племена — готы и гепиды, представленные вельбарскими древностями. В Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья) складывается культурное новообразование провинциальноримского облика — полиэтничная черняховская культура. Она характеризуется относительным единством гончарной керамики и металлических изделий — продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроительства и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения: в его составе были местные скифо-сарматы и гето-фракийцы, пришлые славяне и германцы. Изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди её населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу. Многочисленные находки римских монет и «варварских подражаний» свидетельствуют о становлении в черняховской среде товарно-денежных отношений с внутренним и внешним денежным обращением. О наличии торговых связей с римским миром говорят нередко встречающиеся среди памятников черняховской культуры амфоры, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, сосуды из цветных металлов, изделия из стекла и др.[20]
В разных частях Черняховского ареала имели место неодинаковые этнические процессы. Так, по концентрации вельбарских компонентов выделяются два региона — междуречье нижнего Дуная и Днестра и нижнее Поднепровье, соответствующие двум ветвям готов — вестготам (везеготам) и остготам (остроготам). На правобережье Днестра готы поселились среди гето-даков еще во время первой миграционной волны, датируемой вто-рой половиной II в. Так, Иордан сообщает о крупных вторжениях северодунайских племен в пределы Римской империи уже в 248 и 251 гг. В письменных источниках IV—V вв. эта область именуется Готией. Вторую волну миграции составили остроготы, местом расселения которых стало нижнее Поднепровье.[21]
В области территориального смешения славянского населения со скифо-сарматским (лесостепные земли между Днестром и Днепром, наиболее пригодные для земледелия) складывается славяно-иранский симбиоз. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты — это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Их памятники составляют подольско-днепровский регион черняховской культуры, в котором проявляются такие элементы домостроительства, погребальной обрядности и лепной глиняной посуды, которые стали весьма характерными для раннесредневековой славянской культуры Днепровско-Днестровского региона.[22]
К периоду славяно-иранского симбиоза относится целый ряд языковых и культурных элементов, воспринятых или унаследованных юго-восточной частью раннего славянства из иранского мира. Языковое влияние проявляется в материалах лексики, элементах фонетики и грамматики. Это дало основание В. И. Абаеву утверждать, что в этногенезе рассматриваемой группы славян участвовал скифо-сарматский этнический субстрат. Анализ языковых иранизмов позволяет говорить о том, что в римское время складывается антская диалектная область. Иранское наследие в юго-восточной части расселения славян выявляется также в духовной культуре и антропонимике.[23]
Анты неоднократно упоминаются в исторических трудах VI—VII вв. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Используя сочинения своих предшественников, этот историк освещает и более ранние события, когда анты враждовали с готами. Сначала анты сумели отразить нападение готского войска, но через некоторое время готский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа и 70 старейшин. Л. В. Милов указал на наличие в праславянской лексике комплекса терминов (князь, дружина, господин, купец, худоба в значении «бедность», голота — «нищета», дань — «повинность», цята — «денежная единица»), ассоциирующихся с ранней государственностью и зарождающимся классовым обществом. Существенно то, что эти лексемы свойственны не всему славянскому миру, а только болгарскому, сербскохор-ватскому, словенскому, македонскому и древнерусскому языкам. Согласно археологическим данным, все это относится к славянам, вышедшим из антского ареала, и, следовательно, формирование этой терминологии нужно относить к антам. Таким образом, можно полагать, что антское общество в позднеримское время было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Анты создали раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, возможно, с наследственной властью.[24]
В конце IV в. развитие провинциальноримских культур — пшеворской и черняховской — прервалось нашествием воинственных кочевых племен — гуннов. Северное Причерноморье и области к северу от Карпат были разорены. Перестали функционировать ремесленные центры, снабжавшие своими качественными изделиями население обширного ареала, среди которого значительную часть составляли славяне-земледельцы. Восстановить прежнее производство было невозможно: мастера-ремесленники или погибли во время гуннского нашествия, или вместе с германцами ушли в пределы Римской империи. Продолжали работать лишь «странствующие ремесленники», сохранившие некоторые навыки. Наблюдается резкий упадок культуры, быта и экономики — уровень материальной культуры славян начала средневековья оказался намного ниже провинци-альноримского.[25]
Ситуация усугублялась значительным ухудшением климата. Как известно, первые века нашей эры в климатическом отношении были весьма благоприятны для жизни и сельскохозяйственной деятельности — основы экономики основной массы славян. И археология ярко свидетельствует о значительном росте народонаселения в то время, заметном увеличении числа поселений и развитии техники земледелия. С конца IV в. в Европе наступило резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, тогда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Отмечался резкий рост увлажненности почвы, что было обусловлено и увеличением осадков, и трансгрессией Балтийского моря. Повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись болота. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли — непригодными для земледелия. Значительные массы населения вынуждены были покинуть Висло-Одерский регион — началась «великая славянская миграция».[26]
Расселение славян на широкой территории привело к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В южной части ареала пшеворской культуры, там, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, складывается пражско-корчакская культура. Начиная с рубежа V—VI вв. ее носители заселяют бассейн верхней и средней Эльбы на западе, Волынь и Припятское Полесье на востоке. В самых северных районах Висло-Одерского бассейна на базе венедской части пшеворской культуры формируется суковско-дзедзицкая, носители которой постепенно распространились в области, примыкающей к Балтийскому морю (от нижней Эльбы до Вислы). Заметно этнографическое различие этих ранне-средневековых образований, проявлявшееся в технике домостроительства, погребальной обрядности и формах лепной керамики и височных украшений (последнее относится к VIII—XII вв.).[27]
Ответвлением венедской группы являются и славяне, покинувшие Висленский регион и поселившиеся в V—VI вв. в северной части Восточно-Европейской равнины среди местного населения, принадлежавшего к балтской и финно-угорской языковым группам. Началось внутрирегиональное взаимодействие пришлого населения с аборигенами. Этот процесс продолжался несколько столетий и завершился славянизацией балтов и финноязычных жителей. К раннему средневековью в Псковско-Ильменском крае принадлежат культуры псковских длинных курганов (кривичи псковские) и древности узменского типа (словене ильменские), в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье — тушемлинская культура (будущие смоленско-полоцкие кривичи), в междуречье Волги и Клязьмы — мерянская культура.[28]
В лесостепной части междуречья Днестра и Днепра в V в. складывается пеньковская культура. Ее носителями были анты — потомки Черняховского населения, которые вскоре расширили свою территорию за счёт левобережной части среднего Поднепровья (вплоть до верховьев Северского Донца) и на западе — до нижнего Дуная, где вместе с местным романизированным населением и просочившимися сюда же славянами пражско-корчакской группы сформировали ипотешти-кындештскую культуру. В трудах византийских историков VI—VII вв. имеются фрагментарные известия о жизни и деяниях антов.[29]
Во время погрома Черняховской культуры гуннами крупная группа ее земледельческого населения переселилась на среднюю Волгу, принеся туда провинциальноримские пашенные орудия и культурные растения. На территории от Самарской Луки до нижней Камы складывается именьковская культура, последующая история населения которой не оставляет сомнений в принадлежности его к славянскому этносу.[30]
На среднем Дунае первые славяне появились вместе с гуннами. Более многочисленным был приток славянского населения в эти земли в условиях мощной аварской миграции. Начиная с последних десятилетий VI в. на пространстве от Венского леса и Далмации на западе до Потисья на востоке возникает аварская культура. Ее создателями были не только авары, но и более крупные племена, которые находились в их подчинении или были включены в конгломерат в качестве союзников. Наиболее многочисленную часть населения Аварского каганата составляли славяне.[31]
Самые ранние известия о движении славянского населения на Балканский полуостров датируются первой половиной VI в., но не исключено, что небольшие группы славян еще раньше осели в этом регионе. Он был заселен жителями, пестрыми в этническом отношении (различные иллирийские и дако-фракийские племена, в ряде мест романизированные или эллинизированные), и составлял часть Византийской империи, С 578—581 гг. началось освоение славянами и Греции. Заселение этой обширной территории Юго-Восточной Европы стало результатом широкой инфильтрации славянского земледельческого населения, а также и многочисленных аваро-славянских военных набегов на византийские земли, когда крупные массы славян оседали в завоеванных местностях. Военные вторжения создавали условия для последующего расселения земледельцев. Основные массы славянских переселенцев на Балканский полуостров и Пелопоннес направлялись из Подунайских земель, в меньшей степени из Прикарпатья и Северного Причерноморья.[32]
Славяне в VII веке проникли также на острова Эгейского и Средиземного морей и в некоторые районы Малой Азии. Как и в Греции, здесь они постепенно ассимилировались местными жителями. Наоборот, на Балканском полуострове их расселение завершилось славянизацией местного и пришлого тюркоязычного населения. Кроме того, небольшая группа славян обосновалась на побережье Рижского залива, где их остатки под именем «венды» зафиксированы в начале XII в. Генрихом Латвийским.[33]
V—VII веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширных пространствах Европы, их активное взаимодействие и метизация с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов.[34]
[править] Ссылки
- Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002