Зарубинецкая культура
Материал из Documentation.
Зарубинецкая культура (Зарубинецко-корчеватовская культура) — археологическая культура кон. 3 в. до н. э. — сер. 1 в. н. э. на значит. части лесного и лесостепного Поднепровья. Памятники 2-й пол. 1-2 вв. выделяют в качестве особого явления (культурно-хронологического горизонта). Названа по раскопанному В. В. Хвойкой в 1899 году могильнику у быв. с. Зарубинцы (Киевской губ., ныне Каневский р-н Черкасской области). Общее описание и деление З. к. на осн. локальные варианты предложено Ю. В. Кухаренко в 1964; позднезарубинецкий (или постзарубинецкий) период (горизонт) выделен во 2-й пол. 1980-х гг. М. Б. Щукиным, А. М. Обломским и Р. В. Терпиловским.[1]
В «классической» З. к. выделяют 4 локальных варианта: полесский, среднеднепровский, верхнеднепровский, сейминский. Сформировалась при участии поморской культуры, традиций лесостепной скифской археологической культуры, групп, связанных с ясторфской культурой, и др. Роль компонентов в локальных вариантах различна; их соотношение продолжает быть предметом дискуссии. Селища, в средне- и верхнеднепровском вариантах есть городища. Прямоугольные жилища срубной или каркасной конструкции (в Ср. Поднепровье с глиняной обмазкой) с очагами. Грунтовые могильники с трупосожжениями; очищенные кости и инвентарь помещали в овальные (реже прямоугольные) или округлые ямки, иногда в урны, сопровождались сосудами. Посуда лощёная и шероховатая, известна специально ошершавленная («храповатая»): горшки, миски, кувшины, кружки, корчаги, диски, крышки, миниатюрные сосуды; в изготовлении применялся гончарный круг в качестве поворотного столика и приспособления для обработки поверхности. Железные серпы, топоры-кельты, наконечники копий и дротиков, иглы с ушком и др. Бронзовые и железные фибулы, как имитации центральноевропейских, так и местных типов (в том числе «зарубинецкие» — с концом ножки в виде треугольника, крепящимся к спинке, — рис.), пластинчатые (чаще трапециевидные) подвески, цепочки, пронизи, браслеты, булавки, поясные крючки. З. к. является самой восточной из «латенизированных» культур (см. Латен). В основе хозяйства — подсечное или переложное земледелие. Сильны связи с античными городами Сев. Причерноморья, откуда поступали вино и др. продукты в амфорах, посуда (в Ср. Поднепровье и Посеймье), бусы.[2]
Около 2-й или 3-й четв. 1 в. прекратили функционирование почти все памятники «классической» З. к., происходит ряд миграций. Возникли новые группировки: типа Гриневичи-Вельке — Тростиница, Рахны, Грини, среднего слоя Тушемли, Почеп, Картамышево, Терновка, Шапкино. Эти группы сложились на основе миграций из разных локальных вариантов «классической» З. к., при участии др. культурных компонентов. Часть населения З. к. приняла участие в формировании зубрецкой культуры. Некоторые исследователи объясняют это натиском сарматов, другие — делают акцент на экологич. причинах (общее снижение влажности в Вост. Европе, приведшее к необходимости поисков новых земель и изменениям в хозяйстве). С позднезарубинецким населением в значит. степени связан феномен восточноевропейских выемчатых эмалей. На основе ряда групп позднезарубинецкого горизонта сложилась киевская культура.[3]
Высказывались концепции о принадлежности З. к. славянам, германцам, балтам, особому народу, близкому кельтам или германцам, — бастарнам. В совр. исследованиях признаётся существенная или решающая роль З. к. в формировании раннеславянских культур.[4]
Содержание |
[править] Этноязыковая принадлежность
Собственно археологическим методом — ретроспективным — обосновать славянскую атрибуцию носителей зарубинецких древностей не представляется возможным. Отсутствуют и письменные свидетельства, которые могли бы помочь решить этот вопрос.[5]
Версия о германской атрибуции зарубинецкого населения ныне может быть решительно отвергнута. Некогда она покоилась на предположении о том, что носители поморской культуры, заложившие вместе с племенами культуры подклёшевых погребений основу зарубинецкой культуры, принадлежали к германскому этносу. Однако в настоящее время очевидно, что поморская культура не имеет отношения к этногенезу германцев. Это было периферийное диалектное образование на западной окраине древнего балтского ареала.[6]
Нет никаких оснований и для отождествления носителей зарубинецких древностей с бастарнами.[7]
По мнению В. В. Седова, следует допустить, что носители зарубинецкой культуры в языковом отношении были близки и славянам, и западным балтам, может быть, образуя отдельную диалектную группу, занимавшую промежуточное положение между праславянским языком и окраинными западнобалтскими говорами.[8]
[править] Поселения
Зарубинецкой культуре свойственны неукреплённые поселения площадью от 0,1 до 2 га (из 4—12 жилищ), устраиваемые на невысоких местах — останцах пойм или на надпойменных террасах.[9]
[править] Могильники
Все зарубинецкие могильники бескурганные.[10]
[править] Глиняная посуда
Глиняная посуда зарубинецкой культуры членится на лощеную с черной или темно-коричневой поверхностью и нелощеную со светло-коричневой поверхностью. Первая была столовой и ритуальной посудой, вторая предназначалась для приготовления пищи и хранения продовольственных припасов.[11]
[править] Фибулы
Обычай широкого употребления фибул был воспринят зарубинецким населением явно от кельтов.[12]
[править] Экономика
[править] Сельское хозяйство
[править] Растениеводство
Хозяйственная деятельнось зарубинецкого населения прежде всего была связана с земледелием. Пашни обрабатывались деревянными ралами простейшего устройства. Одно из таких орудий найдено в торфянике около д. Каплановичи на р. Лани, левом притоке Припяти. Оно было изготовлено из цельной части дуба: часть ствола стала ползуном, которым рыхлилась земля, а из сука изготовлен плоский в профиле грядиль. Общая длина орудия 2,5 м, длина ползуна около 0,6 м.[13]
В северных областях зарубинецкой территории земледелие, очевидно, было подсечным.[14]
[править] Промышленность
В зарубинецком ареале получили развитие железоделательное, кузнечное и бронзолитейное ремесла.[15]
[править] Торговля
Торговые контакты зарубинецкие племена поддерживали прежде всего с греческими городами Северного Причерноморья и скифо-сарматским миром.[16]
[править] Территории
[править] Среднее Поднепровье
Среднеднепровский регион зарубинецкой культуры, охватывающий поречье Днепра с притоками от устья Десны до Тясмина, до оседания переселенцев из Повисленья был заселен племенами скифской лесостепной культуры. Здесь известно свыше сотни поселений и курганов V—III вв. до н. э., которые можно рассматривать как памятники скифов-пахарей Геродота. Исследователи этих древностей неоднократно отмечали несомненную близость их с раннезарубинецкими материалами этого региона. Это проявляется во многих элементах культуры, в том числе в формах и орнаментации глиняной посуды, в однотипности орудий труда, в конструктивных деталях жилых и хозяйственных строений. В этой связи можно полагать, что местное скифское население вошло в состав носителей зарубинецкой культуры Среднего Поднепровья. Здесь имел место синтез местной культуры с пришлой, результатом чего стали изменение обрядности и появление ранее неизвестных элементов материальной культуры. Миграция нового населения в Среднее Поднепровье шла с запада, с коренной территории распространения поморско-подклёшевых древностей в последних десятилетиях III в. до н. э.[17]
[править] Бассейн Южного Буга
Зарубинецкое население появляется в I в. н. э. в верхней части бассейна Южного Буга.[18]
[править] История
Около середины I в. н. э. воинственные сарматы заселяют южные земли Среднего Поднепровья и создают опасную ситуацию для оседлого земледельческого населения зарубинецкой культуры. Последнее вынуждено было покинуть эти области. Более или менее крупными группами зарубинецкое население переселяется на север, оседая в Подесенье, и на запад, осваивая регион верхнего течения Южного Буга. Сохранялось зарубинецкое население в течение второй половины I и во II в. н. э. лишь в северных регионах Среднего Поднепровья. При этом культура зарубинецкого населения здесь претерпела существенные изменения. Распространяются новые, не обусловленные внутренним развитием культурные элементы, что можно объяснить лишь притоком со стороны нового населения. На смену характерной зарубинецкой керамике приходят грубые лепные сосуды, среди которых немалую часть составляют формы, свойственные пшеворской культуре, получают хождение среднеевропейские фибулы (глазчатые и слабопрофилированные с высоким премником). Приток сюда пришлых групп населения из пшеворского ареала представляется несомненным. Меняется при этом и топография поселений, и характер домостроительства, а прежние могильники прекращают функционировать.[19]
Результатом этих транформаций стало образование двух культурных групп позднезарубинецкого или, вернее, постзарубинецкого облика — типа Лютежа в киевском правобережье и типа Картамышева—Терновки в восточном лесостепном Поднепровье и смежных землях бассейна Северского Донца.[20]
Древности типа Лютежа во многом продолжали традиции классической зарубинецкой культуры. Основные формы горшков имеют прототипы в зарубинецкой керамике, полуземляночные жилища отчетливо восходят к зарубинецкому домостроительству. Однако стены построек теперь не обмазывались глиной, получают распространение и срубные дома с опущенным в грунт полом. Появляются единичные полуземлянки с центральным опорным столбом, поддерживающим кровлю.[21]
Керамика древностей типа Картамышева—Терновки содержит немало форм, восходящих к зарубинецкой керамике, но вместе с тем появляются многообразные лощеные сосуды с зигзаговидным профилем и прочерченным зигзаговым узором, явно привнесенные носителями пшеворской культуры. Близость к пшеворской керамике обнаруживают и некоторые груболепные сосуды. Обычай орнаментировать лощеные горшки узором из меандров и свастики также принадлежит к характерным пшеворским.[22]
[править] История изучения
Согласно положениям Ю. В. Кухаренко, которому принадлежит сводное исследование древностей зарубинецкой культуры, последняя сложилась в западной части Припятского Полесья в результате расселения здесь переселенцев из Повисленья — носителей культур поморской и подклёшевых погребений. Из бассейна Припяти зарубинецкая культура распространилась на восток в Среднее Поднепровье и смежные земли Верхнего Поднепровья.[23]
П. Н. Третьяков не согласился с Ю. В. Кухаренко, показав, что припятская группа зарубинецкой культуры не старше днепровской, поэтому начало последней не может возводиться к Полесью. Исследователь рассматривал формирование зарубинецкой культуры как синтез местных скифских и милоградских элементов с пришлыми с запада компонентами. Последующие изыскания показали, что это действительно было так.[24]
[править] Этноязыковая принадлежность
Многие исследователи рассматривали зарубинецкую культуру как славянскую. Мысль о славянстве населения, оставившего среднеднепровские поля погребений, к которым принадлежат зарубинецкая и черняховская культуры, была высказана ещё в начале XX в. В. В. Хвойко и получила широкое распространение в историко-археологической литературе, хотя она и не имела серьёзных обоснований. Такие крупные исследователи, как Л. Нидерле и А. А. Спицын, не раз замечали, что конкретные данные для определения этноса населения зарубинецкой культуры в распоряжении науки отсутствуют. А. А. Спицын связывал эту культуру со скифами. Высказывались и иные точки зрения относительно этнической принадлежности зарубинецкой культуры, её относили то к германцам, то к бастарнам, то к кельтам.[25]
[править] Литература
- Каспарова К. В. Роль юго-западных связей в процессе формирования зарубинецкой культуры // СА. 1981. № 2