Черняховская культура
Материал из Documentation.
Черняховская культура (ЧК) — археологическая культура середины III — около начала V вв. между верховьями правых притоков Припяти, Днепром, Нижним Дунаем, Верхним Мурешем.[1] Это одна из провинциальноримских культур с развитыми металлообработкой, гончарным производством и другими ремёслами.[2]
Выделена после раскопок В. В. Хвойки близ сёл Ромашки и Черняхов южнее Киева в 1899—1901 и в Австро-Венгрии: К. Гадачека близ Неслухова (ныне Львовская обл. Украины) в 1898-99, И. Ковача близ Марошсынтаны в 1903 (рум. Сынтана-де-Муреш; дало др. назв. ЧК).[3]
Формирование ЧК связано с продвижением готов и др. германцев на юг Вост. Европы, участием их и других в Скифских войнах, контактами с Римской империей и Центральной Европой. Выделяются компоненты в осн. герм. вельбарской культуры, пшеворской культуры и др.; слав. зубрецкой культуры, киевской культуры; позднескифской археологической общности, сарматских археологических культур, сев. фракийцев и др. К IV веку — одна из ярчайших «варварских» культур, с характерными набором круговой керамики и убором, биритуальными могильниками, высокоразвитыми земледелием, косторезным и др. ремёслами (неск. тысяч памятников). Финал ЧК связан с миграциями начала эпохи Великого переселения народов. Элементы ЧК прослеживаются до Крыма, Средиземноморья, Зап. Европы, Поволжья, Кавказа; единично — в джетыасарской культуре Приаралья. ЧК — компонент в формировании памятников типа Замятнино — Чертовицкое, позднего Танаиса и др., на осн. землях — пеньковской культуры (в уборе — до Мартыновского клада и др. находок 7 в.).[4]
Материалы археологии позволяют говорить о процессах социального расслоения, происходивших в черняховском обществе. При анализе могильных древностей выявляются захоронения вождей, жрецов, воинов-дружинников. Черняховское общество, как и пшеворское, находилось на стадии военной демократии.[5]
Новейшие исследования по ЧК публикуются в сериях «Раннеславянский мир» (Москва), «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов» (Тула; Москва), «OIUM» (Киев), «Ostrogothica» (Харьков), «Germania — Sarmatia» (Калининград; Курск) и мн. др. изданиях.[6]
Содержание |
[править] История
В конце II в. или на рубеже II и III вв. н. э. в Севернопричерноморском регионе складывается крупное культурное образование, получившее по одному из раскопанных могильников у с. Черняхов в Среднем Поднепровье название черняховская культура.[7]
Черняховская культура III—IV веков, охватывающая территории от Приднестровья до Среднего Поднепровья, синтезировала элементы германской, сарматской, славянской и других традиций.[8]
Нашествие гуннов полностью нарушило развитие черняховской культуры. Только сравнительно небольшая часть населения осталась в лесостепной части междуречья Днестра и Днепра (пеньковская культура). Значительные массы вместе с гуннами устремились на запад, а одна группа переселилась в плодородные земли Среднего Поволжья, где ими была создана именьковская культура (кон. 4-7 вв.).[9]
[править] Ареал
В III—IV вв. территория черняховской культуры простиралась от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке.[10]
[править] Народы
Скифо-сарматские обитатели Северного Причерноморья и гето-даки Днестровско-Дунайского междуречья вместе с племенами — носителями пшеворских и пшеворско-зарубинецких древностей, несомненно, вошли в состав населения черняховской культуры.[11]
[править] Сарматы
Обряд трупоположения в черняховской культуре является в основном наследием ритуала сарматов.[12]
Безусловно сарматским наследием в черняховской погребальной обрядности является устройство подбоев и земляных склепов (катакомб).[13]
Сарматское происхождение в черняховской обрядности, несомненно, имеет и обряд захоронения в могилах с заплечиками.[14]
[править] Германские племена
В составе населения черняховской культуры, несомненно, были готы или гото-гепиды, а также, возможно, и представители иных восточногерманских племён.[15]
[править] Экономика
Несомненные успехи в развитии сельского хозяйства (распространение плуга с железным наконечником и чересел, ротационных жерновов), достижения в ремесленном производстве (высокоразвитые гончарство и металлообработка) и торговые сношения с позднеантичным и римским миром создали материальную основу для экономического расцвета Черняховского общества. Черняховская культура в своём развитии восприняла все производственно-технологические достижения провинциальноримских культур.[16]
Многочисленные находки римских монет и «варварских подражаний» свидетельствуют о становлении в черняховской среде товарно-денежных отношений с внутренним и внешним денежным обращением. О наличии торговых связей с римским миром говорят нередко встречающиеся среди памятников черняховской культуры амфоры, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, сосуды из цветных металлов, изделия из стекла и др.[17]
[править] Промышленность
Металлографические анализы находок показывают довольно высокий уровень Черняховского железоделания и железообработки. Металлографические анализы черняховских железных изделий свидетельствуют, что местным кузнецам известны были различные технологические приёмы обработки железа. Кузнечному ремеслу черняховской культуры наиболее близок тот технологический уровень, который характерен для железообработки пшеворского населения Южной Польши и населения римского времени Чехии и Словакии, где в кузнечном деле продолжались традиции кельтской технологии.[18]
На многих черняховских поселениях при раскопках встречены глиняные тигли, льячки и шлаки, свидетельствующие о широком развитии бронзолитейного ремесла. Отливались в основном украшения и принадлежности одежды: фибулы нескольких типов, пряжки, бусы, привески. Ремесленники работали на привозном сырье, использовались медь, олово, серебро.[19]
На территории черняховской культуры в ряде мест работали ремесленники — резчики по кости. Их продукцией были бусы, игральные кубики, лощила, «коньки» для скольжения по льду и другое.[20]
[править] Сельское хозяйство
Основой экономики Черняховского населения были земледелие и скотоводство.[21]
[править] Растениеводство
Карпологические находки свидетельствуют о культивации пшеницы, ячменя и проса, в меньшей степени овса и гороха. Выращивали еще лен, коноплю и огородные растения, но основой земледелия были хлебные культуры.[22]
[править] Животноводство
Стада домашних животных были весьма многочисленными, скотоводство было бесстойловым. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и лошадей. В домашнем хозяйстве обычны были куры, утки и гуси, зафиксированы также собаки и кошки.[23]
[править] Рыболовство
О рыболовстве говорят находки костей сома, осетра, судака и щуки, а также каменных и глиняных грузил от сетей и острог.[24]
[править] Внешняя торговля
Черняховское население активно развивало торговые контакты с соседними землями, наиболее тесными были связи с позднеантичными центрами Причерноморья. Среди привозных вещей в черняховских материалах широко представлены амфоры, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, изделия из стекла, в том числе кубки для питья, металлическая посуда. На черняховских поселениях и в погребениях неоднократно найдены римские монеты, в Черняховском ареале зарыто большое количество кладов этих монет. Основным объектом экспорта Черняховского населения, очевидно, была продукция сельскохозяйственного труда.[25]
[править] Городища
На территории черняховской культуры известно три городища — Башмачка на нижнем Днепре, Александровка на Ингульце и Городок на Южном Буге. Наиболее исследованным является городище Башмачка, устроенное на мысу и защищенное с напольной стороны валом и рвом. Основу вала составляли две стены из камня с глиняной забутовкой между ними.[26]
[править] Жильё
Черняховская культура унаследовала от скифо-сарматского мира основные элементы каменного домостроительства. Таковыми, в частности, являются многокамерные жилища и комплексы, включающие несколько помещений, сгруппированных вокруг внутреннего двора и объединённых каменной стеной. Такие строения по планировке, интерьеру, отопительным устройствам и характеру кладки весьма близки к каменному домостроительству позднескифских памятников Северного Причерноморья.[27]
В последних стадиях эволюции черняховской культуры в её лесостепной полосе складывается единый тип домостроительства — подквадратная в плане полуземлянка с печью или каменным очагом в одном из углов. В начале средневековья такие жилища получили широкое распространение в славянском мире и стали одним из характернейших этнографических маркеров пражско-корчакской и пеньковской культур.[28]
[править] Погребения
Для черняховской культуры характерны бескурганные могильники, которые устраивались на более высоких террасах, чем поселения у кромки берега. Функционировали они продолжительное время и насчитывают многие десятки и сотни захоронений. Могилы располагались свободно, в 1—3 м друг от друга. Какой-либо системы в их размещении не наблюдается. В древности над каждым погребением, очевидно, была небольшая насыпь или какое-то лёгкое сооружение из дерева.[29]
Состав животных заупокойного ритуала в черняховской культуре — важный показатель сарматского происхождения этой обрядности. К достоверно сарматскому наследию в погребальной обрядности черняховского населения принадлежит обычай помещения в могилы кусочков мела или краски.[30]
В черняховских могильниках отмечено немало случаев сопровождения умерших многочисленными сосудами (до 15 в одной могиле). Этот обычай восходит к сарматам и возникает ещё на сусловском этапе. В черняховскую культуру он мог быть привнесён только сарматами.[31]
К сарматскому наследию, по всей вероятности, следует относить и трупоположения с согнутыми в коленях и скрещенными ногами. Такая обрядность обычна для сарматов на всех стадиях их истории, начиная с савроматской, но фиксируется всегда спорадично. Для сарматов же в целом свойственны трупоположения в вытянутом положении. Такая же картина наблюдается и в черняховской обрядности — абсолютное большинство умерших погребалось в вытянутом положении, лишь изредка отмечаются случаи захоронений с согнутыми или скрещенными ногами. Вместе с тем нужно иметь в виду, что отдельные захоронения с согнутыми и скрещенными ногами известны также на Готланде, в Южной Швеции и на нижней Висле, что не исключает вельбарское происхождение некоторых подобных трупоположений в черняховском ареале.[32]
Сарматские особенности зафиксированы в большинстве могильников черняховской культуры.[33]
[править] Изделия
Изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди её населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу.[34]
[править] Глиняная посуда
Самой массовой категорией находок на черняховских памятниках является глиняная посуда. Бытовала и гончарная, и лепная керамика. Соотношение ее на разных поселениях и могильниках весьма различно. В погребениях преобладает посуда, изготовленная на гончарном круге, она же доминирует и на многих поселениях. Однако известно немало селищ, в которых значительную долю составляют сосуды домашнего изготовления. Отчасти это могло быть обусловлено отдаленностью от гончарных центров. Вместе с тем преобладание лепной посуды, очевидно, отражает особенность одной из этнических групп Черняховского населения, поскольку эта керамика коррелируется с полуземляночными жилищами. Гончарная посуда была продукцией местных ремесленников. На черняховской территории документировано свыше трех десятков пунктов с остатками гончарных печей, в которых обжигалась посуда, изготовленная на круге.[35]
По своему облику гончарная и лепная посуда черняховской культуры во многом близка между собой. Среди лепной керамики имеется немало подражаний гончарной посуде, и, наоборот, гончары-ремесленники нередко следовали традициям домашнего производства.[36]
Одним из показателей участия пшеворского населения в формировании черняховской культуры является лепная глиняная посуда. Анализ последней, выполненный рядом исследователей, показывает, что сосуды, сопоставимые по формам и другим особенностям с пшеворской керамикой, имели наибольшее распространение.[37]
[править] Гончарная керамика
Становление гончарной керамики, ставшей одним из важнейших маркеров черняховской культуры, происходило, несомненно, в Верхнем Поднестровье. Об этом надежно свидетельствуют гончарные горны вида 3, по А. А. Бобринскому, имеющие истоки в пшеворском гончарстве и ставшие характерными для черняховской культуры. Все они сосредоточены в этом регионе.[38]
[править] Украшения
[править] Бусы
Среди черняховских украшений нередки бусы. Они различной формы и цветности и изготавливались из стекла, стеклянной пасты, кости, глины, бронзы и янтаря. Многие из них были привозными, но часть производилась собственными мастерами.[39]
[править] Горны
Не подлежит сомнению, что Черняховские горны вида 3 привнесены были из ареала пшеворской культуры.[40]
[править] Краниометрия
По данным краниометрии устанавливается, что черняховское население, представленное захоронениями по обряду ингумации, принадлежит к мезодолихокранному типу. К этому же антропологическому типу относится и скифское население как степных, так и лесостепных областей Северного Причерноморья. Сопоставительный анализ строения черепов из скифских и черняховских могильников лесостепных земель показывает, что носители черняховской культуры, хоронившие умерших по обряду трупоположения, в значительной степени были прямыми потомками местного ираноязычного населения. В антропологических коллекциях из черняховских могильников известны и собственно сарматские черепа, характеризующиеся мезобрахикранией и брахикранией, более широким лицом. Они сопоставимы с краниологическими материалами нижневолжских сарматов. Такие черепа выявлены, в частности, в ряде Черняховских могильников междуречья Днестра и нижнего Дуная — Будешты, Боканы, Спанцев, Ербичень.[41]