Лука-райковецкая культура
Материал из Documentation.
Лука-райковецкая культура — археологическая культура четвёртой четверти I тысячелетия, распространённая от Восточного Прикарпатья на западе до Среднего Поднепровья на востоке, от белорусского Полесья на севере до лесостепной части бассейнов Южного Буга, Днестра, Прута, вплоть до Нижнего Подунавья, на юге. Некоторые археологи относят к лука-райковецкой культуре ряд памятников в Верхнем Потисье, другие — выделяют памятники на территории современных Румынии и Болгарии в особые культурные группы. Названа по материалам раскопок В. К. Гончарова в урочище Лука у с. Райки (Бердичевский р-н Житомирской области) в 1946—1948 годах.[1]
Выделяют периоды (напр., по материалам в Кодыне, Рашкове): ранний, когда господствовала лепная керамика (последние десятилетия 7-8 вв.); средний, или период «развитой лука-райковецкой культуры», когда посуда, сделанная на гончарном круге, не единична (в осн. IX в.); поздний (X в.), когда она преобладает.[2]
Локальные особенности изучены слабо. Селища расположены «гнёздами», в которых часто выделяется крупнейший посёлок. Дома нередко образуют группы, иногда вычленяют хозяйств. зоны. Мысовые и овальные городища, укреплявшиеся дерев. частоколами, срубами (в Прикарпатье есть каменные крепиды), к которым примыкали жилые и хозяйств. постройки, определяют как убежища или обществ. центры (нередко с селищами-спутниками). Святилища — от локальных, напр. Шумск, до крупных центров (напр., Богит). Дома, как правило, полуземлянки с печами (каменками или глинобитными, встречаются комбинированные); известны и наземные, с подвалами. Многочисленны ямы, рабочие площадки и др. Трупосожжения с захоронением останков, как правило, в ямке, реже — в урне; нередко сопровождались обожжённой керамикой, реже и др. вещами; изучались места сожжений. Могильники грунтовые или из небольших курганов (бывают с дерев. конструкциями) с погребениями ниже или на уровне древней поверхности, иногда — в насыпи, часты огнища. В керамике господствуют горшки с расширением в верхней части и отогнутым венчиком, есть усечённо-конич. миски, сковороды; часто украшались по венчику пальцевыми вдавлениями и защипами, насечками; сделанная на гончарном круге посуда повторяет формы лепной, украшалась в верхней части (нередко — полностью) врезными горизонтальными волнами и линиями. Др. изделия — широко распространённых типов или локальных форм. Изучались металлургич. и гончарные (в том числе горны) и др. мастерские. В основе хозяйства — земледелие (в том числе озимое) и животноводство; промыслы имели локальное значение или были связаны с концентрацией продукта, в том числе для продажи, выплат.[3]
Лука-райковецкая культура фиксирует новый этап обществ.-экономич. развития традиций вост. и юго-вост. групп пражской культуры. Соотносят Л.-Р. с юго-зап. частью группировок вост. славян, в том числе с зафиксированными «Повестью временных лет»: волынянами, древлянами, дреговичами, полянами, уличами, а также, возможно, тиверцами, хорватами и др. Отмечается миграция носителей ранней Л.-Р. на Днепровское Левобережье. Традиции луки-райковецкой культуры стали важной составляющей древнерусской культуры, прежде всего — её юж. областей.[4]
Содержание |
[править] Территория
Лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала — от верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья.[5]
[править] Посуда
Какой-либо чёткой грани между глиняной посудой типа лука-райковецкой и пражско-корчакской не существует. Состав теста, обжиг, способ формовки и ассортимент форм остается прежним. Постепенное развитие шло от сосудов слабопрофилированных к сосудам более профилированным. Параллельно происходят некоторые изменения в про¬порциях — сосуды становятся более низкими и широкими. В отличие от пражско-корчакской посуды, лишенной орнаментации, лука-райковецкая керамика нередко украшена различными узорами — защипами или насечкой по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В IX в. появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.[6]
[править] Курганы
В VIII—IX вв. процент курганных погребений в ареале лука-райковецкой культуры заметно возрастает. В IX—X вв. курганная обрядность, по-видимому, полностью вытесняет захоронения в грунтовых могиль¬никах. Если курганы пражско-корчакской культуры содержат остатки нескольких погребенных, то теперь каждая насыпь предназначались для захоронений индивидуумов.[7]
[править] Территориальные группы
Картография памятников культуры типа лука-райковецкой отчётливо выявляет их весьма неравномерное распространение. Обнаруживается четыре более или менее крупных региона концентрации памятников, отделённых друг от друга незаселёнными лесными или болотистыми пространствами):[8]
- верховья рек Буга, Стыри и Горыни;
- бассейны рек Тетерева и Ужа;
- среднее течение Припяти (округа Турова);
- киевское поречье Днепра с Ирпенью и устьем Десны.
Сопоставление этих регионов с территориями летописных племен, как они обрисовываются по курганным материалам X—XII вв., выявляет их соответствия. Так, первый регион в общих чертах совпадает с областью волынян. Скопление памятников VIII—IX вв. в верховьях Ужа и Тетерева соответствует коренной территории древлян. Группа памятников VI—IX вв., сосредоточенная в той части Припятского Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей — Туров, надежно связывается с ранними дреговичами. К полянам должен быть отнесён регион правобережной Киевщины.[9]
Некоторая территориальная изолированность этих групп, очевидно, способствовала слабо заметному этнографическому обособлению их.[10]
[править] История
Значительная часть поселений с керамикой лука-райковецкой культуры имеет напластования и VI—VII веков. Поселения, возникшие в VIII—IX вв., по топографическим условиям не отличаются от более ранних. В это время наблюдается рост численности поселений, многие из них занимают большие площади по сравнению с пражско-корчакскими, хотя некрупные селища по-прежнему нередки. Основным типом оставались неукреплённые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством. Вместе с тем, строятся (особенно в IX веке) и городища, которые имели ремесленно-торговый и, по-видимому, административный характер.[11]
К началу X века культура типа лука-райковецкой трансформируется в древнерусскую.[12]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999